Владимир Олегович, каким Вы запомнили свой первый день в статусе исполняющего обязанности ректора?

Честно говоря, я не скажу, что он отличался от привычных рабочих дней. Просто по сравнению с предыдущим периодом, наверное, стало сразу же больше желающих со мной встретиться, задать вопросы, получить ответы. А так привычная работа – работа с людьми, работа в университете человека, который облечён определёнными полномочиями и должен работать на достижение тех или иных результатов. 

Расскажите, быть ректором огромного образовательного учреждения – каково это?

Можно ответить стандартно: это почётно, это важно, это обязывает. А я скажу, что это, прежде всего, тяжело. Если ты хочешь по-настоящему выполнять свою работу, то ты не только должен сам делать ряд вещей, но и, во-первых, подобрать людей, а во-вторых, организовать их на выполнение тех или иных обязанностей, которые связаны напрямую с текущим функционированием университета, с планированием его работы на текущую, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Такая работа не может быть легкой. Другой вопрос – приносит ли она удовлетворение. Пожалуй, да, если ты понимаешь, что делаешь то, что ты задумал, делаешь это так, как ты задумал, а самое главное – получается такой результат, который важен не для тебя лично, а важен для людей, для того коллектива, который ты возглавляешь. Удовлетворять на посту руководителя свои собственные амбиции – это штука интересная, но бесперспективная, потому что такой руководитель никак не может быть интересен ни коллективу, ни руководству, которое его назначило. Такой подход к работе никогда не даст результат, на который мы все рассчитываем. 

Руководствуетесь ли Вы какими-либо личными принципами в работе? Давайте попробуем назвать три ключевых. 

Вот уж где Америку открывать крайне сложно. Ключевые принципы, наверное, любого руководителя – это ответственность, порядочность и честность. Руководитель должен быть честен и перед собой, и перед коллективом, который он возглавляет. Отсюда вытекает ещё много принципов, которые нужно использовать в своей работе, но если ты руководствуешься теми, что я назвал, то остальное становится естественным и реализуется уже автоматически. Если ты этими принципами не руководствуешься, умалчиваешь проблемы, откровенно врёшь или не договариваешь, что во многих случаях практически то же самое, то не будет ни результата работы, ни авторитета, ни уважения. А хотелось бы, чтобы люди тебя уважали.

В чём секрет высокой эффективности Вашей научной и административной работы? 

Насчёт эффективности научной я бы сейчас лучше промолчал, ибо могу сказать очень честно: научной работе, пожалуй, с апреля 2013 года, когда я защитил докторскую диссертацию, я уделял очень мало времени. Это объективно так, потому что после защиты докторской произошло объединение химического и биологического факультетов в тогда ещё Таврическом национальном университете. Это, соответственно, добавило мне как декану большой объём работы. В 2014 году после «Крымской весны» был огромный массив разной работы, решения разных вопросов, связанных с переходом из украинского правового поля в российское правовое поле, поэтому тоже было не до науки. А с ноября 2014 года, когда я был назначен проректором по учебной и методической деятельности, на серьёзную научную работу у меня объективно не было времени. Где-то я участвую в научных дискуссиях, обсуждаю какие-то вопросы, связанные с научной деятельностью по моей специальности, но в основном это на сегодняшний день работа по выстраиванию стратегии развития научных исследований в университете вместе с проректором, директорами структурных подразделений. Что касается эффективности административной работы, знаете, я никогда сам себя не оцениваю в таких категориях. Пусть оценку мне дадут коллеги, руководство республики, министерство. Я знаю, какие задачи надо решать. Я знаю пути решения ряда задач. Для некоторых из них чёткой и ясной траектории достижения целей ещё не выстроено, потому что чрезвычайно сложные задачи решает федеральный университет. 

Если говорить о том, что я делаю для того, чтобы задачи эффективно решались, то это, прежде всего, работа с людьми. Я анализирую информацию, которую получаю из разных источников, я всегда встречаюсь по первому желанию с директорами структурных подразделений, работаю с проректорами, чтобы держать в голове максимально большое количество событий, фактов, информации, которые получаю от них. Это позволяет с моей точки зрения более-менее эффективно организовывать наш управленческий труд, администрирование университета. 

В чём Вы видите главные ближайшие сложности и вызовы, стоящие перед университетом? 

Сложности одной у нас нет, это всегда набор. Прежде всего, состояние инфраструктуры университета. Можно, конечно, сколько угодно и руководителям региона, и руководителям федерального уровня показывать новые лаборатории, красивые отремонтированные помещения, но, к сожалению, они не являются у нас по-настоящему правилом. Я не скажу, что это уж совсем исключение, но в процентном отношении, если мы берём аудиторный фонд, то у нас учебных помещений, приведённых в порядок, значительно меньше, чем помещений, которые нуждаются хотя бы в косметическом ремонте и замене мебели. У нас значительная часть мебели закуплена давным-давно, годы назвать точно не могу, значительная часть аудиторий не ремонтировалась тоже очень давно. Если говорить о санузлах, то ситуация аналогичная. Начали с того, с чего нужно было начать: ремонта кровель. Целый ряд уже отремонтирован, но это далеко ещё не конец. Нам ещё «радости» в этом вопросе добавил ураган 27 ноября, который сорвал шифер на крышах в Прибрежненском аграрном колледже, в агропромышленном колледже в селе Маленьком. Здесь понятная логика: если кровля протекает, то делать любой ремонт помещений, находящихся под этой кровлей, бесполезно. Дальше у нас есть план текущего ремонта. Он опубликован на сайте университета. Этот план мы стараемся выполнять, хотя чисто финансово это достаточно сложно. Нам «в наследство» достался не самый финансово устойчивый университет, есть определённый дефицит финансовых средств, есть обязательства перед работниками, когда мы не можем выходить за рамки и за счёт работников решать те или иные задачи. Ещё одна сложность – это огромные размеры университета не только в пределах города Симферополя, но и в наших филиалах. Упомяну те, о которых обычно вслух не говорят: научно-технические центры – бывшие филиалы «КРЫМНИИпроекта», которые находятся в ряде городов восточного и южного побережья Крыма. На них вообще никто не обращал внимания до сих пор. В моих планах встретиться с коллективами этих научно-технических центров, объяснить им позицию университета относительно вопросов их текущего и дальнейшего функционирования, обсудить проблемы, которые есть в работе, постараться настроить коллективы на развитие их деятельности. Сложности и вызовы взаимосвязаны. 

Первый вызов, на который мы, безусловно, обязаны отвечать, связан с постепенной перестройкой университета под потребности современной экономики Республики Крым, причём с превращением нашего университета в действительно драйвер развития экономики республики. Университет – это самый мощный интеллектуальный потенциал республики. Не только по наличию людей, имеющих учёные степени и учёные звания, но он мощный ещё и по той простой причине, что эти люди представляют почти весь спектр областей человеческих знаний. Мы должны ответить на этот вызов, должны доказать и сами себе, и Республике, в которой мы работаем, что мы можем быть таким драйвером. 

С этим связан второй вызов – перестройка кадровой политики университета. Здесь вопрос в том, что у нас кадровая политика не выстроена ни в управленческом аппарате, ни в главном звене университета – профессорско-преподавательском составе. У нас есть кафедры, где самым молодым работникам около или больше 40 лет. Также есть достаточно большое количество руководящих работников в образовании и науке, уже давно перешагнувших 60-летний возраст. Мало преподавателей и научных исследователей, которые находятся в возрасте от 25 до 30 лет. А это – самый продуктивный возраст у человека, когда у него «горят глаза», когда он готов днём и ночью заниматься научными исследованиями и преподавательской работой. 

Кроме того, не выстроена система привлечения в университет таких работников. Сейчас мы над этим очень серьёзно работаем: готовим концепцию кадровой политики и сам документ по стратегии развития кадрового потенциала в университете. Нам нужно думать не о завтрашнем дне, а о перспективе на 15-25 лет, кто будет работать в этом университете через эти годы. Если мы не будем об этом думать, то университет в своём развитии никуда не продвинется. Для того, чтобы привлечь в ответ на такой вызов на работу в университет молодых людей, важно решать не только вопрос оплаты их труда. Да, у молодёжи сегодня высокие ожидания в части уровня оплаты их труда, нередко мы эти ожидания называем необоснованными. Кроме заработной платы, университет сегодня не может больше предложить ничего. Мы не можем предложить даже служебного жилья, даже койко-места в общежитии, потому что в студенческие общежития мы не имеем права поселять работников университета. В ряде случаев мы нарушаем эти положения, когда нам нужно, чтобы именно этот работник мог жить в общежитии, но это неправильно, ведь университет должен иметь своё жилье. 

Мы должны предоставить и иные составляющие социального пакета, для того чтобы людям интересно было у нас работать не только с точки зрения содержания работы, но, и чтобы любой работник университета чувствовал определённую заботу о себе со стороны руководства разного уровня. На этот вызов мы тоже, безусловно, будем отвечать. Будем заниматься не только разработкой, но и реализацией кадровой политики, потому что сюда относятся и вопросы повышения квалификации, дополнительного образования, создания комфортных условий на рабочем месте. Это самый сложный вызов, потому что он касается непосредственно и исключительно людей, а люди разные, претензии у них к этой жизни разные, ожидания от работы в университете тоже разные.

На Ваш взгляд, должны ли, и если да, то как должны меняться университеты, чтобы соответствовать запросу времени?

Для того, чтобы университет соответствовал запросу времени, он должен выполнять свою основную функцию – готовить кадры для региона и страны в целом. Банальная фраза, но она соответствует действительности. Мы почему-то нередко в последние годы больше смотрим на университет как на производителя научного или инновационного продукта. Любой университет называется образовательным учреждением. В этом отношении университет должен тоже серьёзно посмотреть на себя взглядом со стороны, а желательно должен привлечь сторонних наблюдателей из сферы управления или реальных секторов экономики, чтобы чётко понимать, так ли мы готовим специалистов или это следование тем лекалам, которые были созданы много лет назад. То, что было хорошо 10, 15, 30 лет назад, не обязательно хорошо сегодня. 

Когда мы говорим о каких-либо перестройках в образовании или учебном процессе, главное – не потерять фундаментальность образования. Фундаментальные дисциплины, которым мы должны научить наших студентов, с одной стороны, несут громадный запас человеческих знаний, а с другой – должны соответствовать сегодняшнему дню. 

Простой пример: он дискуссионный, но это пример из моей собственной студенческой жизни и последующей трудовой деятельности. Я учился в 1970-1980-х годах в Симферопольском государственном университете на специальности «Химия». У нас было два предмета, которые мне, честно скажу, в голову так и не легли, системных знаний от них не появилось, а остались обрывки, которые системно привязать к чему-то невозможно – это теоретическая физика и квантовая химия. Ключевым знанием, которое от нас требовалось для изучения этих предметов, была не просто высшая математика, а определённые её разделы в приложении к конкретным физическим вещам, потому что квантовая химия – это физика, только отнесённая к определённым химическим объектам. Такие дисциплины я сегодня как химик в учебных планах не вижу, потому что они узкоспециализированные. Есть базовый набор фундаментальных дисциплин в каждом образовательной программе, остальное должно быть ориентировано на определённые рабочие места. Это вариативная часть учебного плана, это должно быть обязательно реализовано в содружестве с производством, со сферой экономики, туризма, здравоохранения. 

Вторая область, в которой университет должен соответствовать запросам времени, это наука и инновации. Разделять науку и инновации не совсем корректно, потому что инновации заключаются в науке и технологиях, а технологии – это продукт тех же научных исследований, носящих прикладной характер. В этом вопросе университет должен не удовлетворять любопытство своих научных работников или преподавателей за государственный счёт, а работать на потребности страны. Это расхожая фраза, кто-то может даже счесть её немного демагогичной, но это действительно так. Какие потребности сегодня в Республике Крым, в развитии каких отраслей есть потребность, где нужны инновации? Ответы на эти вопросы дают нам понимание того, в каком направлении и как выстраивать научные исследования. Если сегодня в Крыму стоит задача развивать высокие технологии, значит надо работать в этой области. Если сегодня стоит задача решать вопрос с посадочным материалом для виноградников, то у нас для этого создан прививочный комплекс. У нас много таких разработок, но проблема в том, чтобы научиться их выводить на рынок, дать их в руки потенциальных производителей. 

Профессии каких направлений будут востребованы на рынке труда в ближайшем будущем?

Сегодня большинство профессий начнёт терять свою моноидентичность. Специалист в любой области знаний, не владеющий современными цифровыми технологиями, лишается определённой части своей конкурентоспособности на рынке труда. Кого бы мы ни готовили сегодня, мы обязаны дать в руки будущему специалисту цифровые инструменты, которые позволят ему эффективно решать задачи в профессиональных и смежных областях. Это очень важно, мы сегодня не просто так слышим о цифре и цифровизации. Эти явления максимально реальны и широко входят в нашу жизнь. Я говорю о подходах, которые позволят любую профессию сделать современной. Ещё одна задача, которую мы должны решать при подготовке специалистов, связана с искусственным интеллектом. Вопрос в том, как искусственный интеллект применять в конкретной сфере профессиональной деятельности. Я считаю, что нужно использовать те возможности, которые дают современные технологии. Профессионал сегодняшнего и завтрашнего дня должен уметь работать с этими инструментами. А если говорить в целом, никогда не «отомрёт» профессия педагога в широком смысле этого слова, никогда не «отомрёт» профессия врача. Здесь искусственный интеллект не сможет заменить человека, он бездушен. На многие сотни лет вперед и в ближайшем будущем будут востребованы специалисты в области информационных технологий и информационной безопасности (компьютерной и программной). Сегодня цифровое мошенничество развито исключительно хорошо и продолжает развиваться не меньшими темпами, чем позитивная составляющая цифровизации. В информационном пространстве специалисты теперь нужны будут на многие годы вперед. Специалисты, которые с помощью того же искусственного интеллекта смогут отделять добро от зла, истину от лжи и так далее. Если говорить об инженерах, которые сейчас нужны в больших количествах развивающимся отраслям нашей промышленности, то их подготовка должна быть не только фундаментальной, но и должна обучать современной работе. Завтра уже не будет токаря, который будет стоять у станка, но этот станок тоже должен кто-то сделать. 

Как Вы относитесь к заполняющей всё вокруг нейросети? Как считаете, нормально ли то, что некоторые студенты пользуются искусственным интеллектом для написания дипломов или других научных работ? 

Студенты, люди молодые, которые стараются дружить со всей современной техникой, которые даже нередко живут в этом виртуальном пространстве, стараются облегчить свою жизнь. До недавнего времени студент вынужден был работать над тем, чтобы найти в интернете готовые курсовые работы, рефераты или скомпилировать их из нескольких готовых продуктов. Сегодня студент поручает решение этой задачи искусственному интеллекту. Чаты GPT и другие работают в этом направлении. Мы остановить этот процесс, даже если введём самые «драконовские» запретительные меры, никак не сможем. Для того, чтобы не усложнять жизнь самим себе, преподаватели и университеты должны некоторые вещи принять как данность, даже использование искусственного интеллекта в этом направлении. Какая мне по большому счёту разница как преподавателю, каким образом студент «наваял» реферат. У меня другая задача, которую я обязан выполнять, а это задача непростая, потому что преподаватель тоже должен над собой работать. Я должен взять этот реферат, прочитать и задать студенту вопросы по существу. Тогда мне сразу же станет ясно, этот юноша или эта девушка вообще книжки в руки брали или в электронные издания заглядывали, или на университетскую платформу Moodle заходили, чтобы обогатиться теми или иными знаниями, или они дали поручение искусственному интеллекту, а сами в это время благополучно пили чай, кофе, пиво, играли в игры и так далее. Университеты, приняв это как данность, должны чётко перестроить свою работу в этом направлении. Тогда проблемы такой существовать не будет, будет иным образом оцениваться работа студента.

Экзамен устный или письменный – какая форма объективнее, на Ваш взгляд?

Не существует объективной или необъективной формы экзамена. Её нет в принципе. Я много лет принимал экзамены, могу это говорить абсолютно ответственно. Чего хочет добиться преподаватель, принимая экзамен у студента? В рамках любой учебной программы, любой дисциплины можно устно или письменно принять экзамен так, что его вообще никто не сдаст. Преподаватель, если это действительно преподаватель, который знает свой предмет, априори может загнать студента в угол за очень редким исключением действительно талантливых и одарённых детей. Во всех остальных случаях преподаватель и письменный, и устный экзамен построит так, что вы его не сдадите. Для чего проводится экзамен? Чтобы проверить степень освоения и глубину понимания материала по предмету. Вот, что самое основное. Вопрос же не в том, чтобы дать такой объём, что он повесится, прежде чем освоит. Вовсе нет. Самое важное, чтобы любой студент, прослушав курс, понял, для чего он ему нужен, понял, как, применяя знания, полученные на этом курсе, принимать решение практических задач. На устном экзамене я не очень бы стремился к тому, чтобы студент просто пересказывал материал. Студент должен на экзамене показывать понимание, а понимание базируется на определённом объёме знаний. Есть объём знаний, умеет человек применять это на практике — мы получаем объективную оценку освоения материала. Здесь я разницы особой не вижу.

Поддерживать и сохранить интерес студента к изучаемой дисциплине или пробудить этот интерес вновь – одна из самых трудных педагогических задач. Какой совет Вы можете дать преподавателю? 

Преподавателю я могу сказать одно: преподаваемый предмет должен быть интересен самому педагогу. Если ты читаешь этот предмет формально, то никакого интереса не пробудишь, никакого результата не получишь. Мы говорим здесь, прежде всего, о личности преподавателя, его понимании роли этого предмета в формировании будущего специалиста. Если преподаватель через себя этот предмет пропустил, если не читает его с листочка или книжки, что иногда встречается в университетской практике, то студент видит увлечённость преподавателя. Если преподаватель владеет правильной русской речью и правильной профессиональной терминологией, студент понимает, кто перед ним стоит, и тогда он слушает внимательно. Конечно, здесь очень важным фактором является и то, зачем этот студент зашёл в аудиторию. И вот тут уже от личности преподавателя зависит не так много. Если к нам студент поступал по принципу, на какую специальность с этими результатами ЕГЭ я могу подать документы, то ожидать от этого студента интереса к изучаемому предмету и освоению специальности явно не представляется возможным. Если же студент поступал к нам по внутреннему выбору, то тогда личность преподавателей играет решающую роль в интересе, в сохранении и усилении этого интереса в получении профессии, порождает у студента желание знать больше.

Расскажите одну из историй успеха ваших выпускников. 

Примеров за пределами университета много. Много наших и моих лично выпускников стали хорошими учителями. Один пример могу выделить. Ещё в далеком уже 1993 году у меня на лабораторном практикуме по органической химии был студент, которого зовут Виктор Мясников. Студент, который достаточно сложно осваивал учебную программу университета. Он является человеком, который поставил перед собой ряд задач в этой жизни, которые он во многом реализовал. Виктор окончил университет, защитил диплом. Во время учёбы всегда говорил, что хочет быть учителем химии. И стал им в полном смысле этого слова, потому что к нему можно отнести в полном объёме выражение «Человек сделал себя сам». Мы дали ему здесь базовые знания по фундаментальным предметам, по специальным дисциплинам. Он здесь многому, я надеюсь, научился. Дальше он как учитель создал и оригинальные подходы к обучению детей в школах. Химия — это очень сложная наука. Её, как правило, дети в школе не любят. Он разработал такие методики, которые заинтересовывают в школе даже тех, кто у другого преподавателя спал на уроке. Из его рук после этого вышли те, кто пришёл уже к нам в университет учиться на нашей специальности. Он уже несколько раз был лучшим учителем Крыма, создал интереснейший конкурс по естествознанию для детей младшего и среднего школьного возраста «Колосок», в котором участвовали многие крымские ребята. Это человек, который добился того, чего он хотел добиться. Далеко не всегда это получается у людей. Это конкретный пример, когда зёрна знаний, брошенные в благодатную почву, дали очень серьёзные всходы и позволили человеку сформироваться как одному из лидеров химического образования как минимум в Республике Крым.

Работа ректора – это высокая ответственность и большая нагрузка. Поделитесь с нашей аудиторией, как Вы отдыхаете и восстанавливаете силы?

С момента назначения я отдыхал мало. Более того, поскольку я увольнялся с предыдущей должности и назначался на должность исполняющего обязанности ректора, у меня все предыдущие отпуска, не отгулянные на тот момент, обнулились. Мне выплатили денежную компенсацию, поэтому новый отпуск я зарабатываю. Соответственно, всё, на что у меня хватает времени, это иногда куда-то выезжать в выходные дни. У меня есть свои причины, почему это происходит редко, они лежат в плоскости семейной. Не позволяют некоторые вещи отдыхать так часто, как того хотелось бы. Для восстановления очень важно переключить мозг. Не надо всё время думать о работе, можно с ума сойти. Если всё время пытаешься решить те проблемы, которые накапливаются или не решаются по каким-то причинам, то ты ни есть, ни спать не сможешь. Сил уже точно ни на что не хватит. Здесь я научился переключаться и отвлекаться от текущих служебных дел. Конечно, современные гаджеты и телефонная связь не всегда дают это делать. Но я стараюсь работать именно так, чтобы у меня вне кабинета, вне университета голова думала о другом. Это чтение, прогулки с собакой, выезды в лес, в горы и на морское побережье. Это всё отвлекает, расслабляет, даёт возможность переключиться и отдохнуть нервной системе. Мы устаём не потому, что мы перетрудились физически, а потому, что мы перегрузили нервную систему. У нас всё время выделяется адреналин, который запускает такие процессы, которые приводят к утомлению, преждевременному старению организма, к гипертониям, сердечным приступам и чему угодно. Чтобы этого не было, надо просто уметь оставить работу на работе, дома заниматься домашними делами и правильно выстраивать свой день. Работать по ночам никому не советую и сам этого не делаю. Самое позднее время, когда я ложусь спать — это 12 часов ночи. Да, бывает, что сон не длится более шести часов, но это другой вопрос. Это то время, когда ты смотришь интересный фильм или читаешь интересную книгу, но всё равно отдыхаешь.

Если бы Вы сейчас были студентом, какой совет дали бы самому себе?

Когда я был студентом, я решал те задачи, которые ставил перед собой, поступая в университет. Я в себе выстроил достаточно простую жизненную траекторию. Поступая в университет, я был твёрдо уверен, что, окончив его, я останусь в нём работать, для этого я должен хорошо учиться, желательно на «отлично». Потом я стану кандидатом наук, потом я стану доктором наук и буду работать в университете столько, сколько позволит себе здоровье. Если говорить о советах как таковых, можно сказать о них серьёзно. Университет — это время, когда формируешь из себя специалиста. Университет — это время, когда нужно понять, что такое уметь учиться. Это очень важно, потому что человек учится всю жизнь. Это не обязательно посещение курсов, получение ещё каких-то образований, потому что учиться можно по-разному. Университет — это то время, когда ты должен научиться получать эти знания, кроме того, чтобы освоить то, что тебе положено осваивать в рамках выбранной специальности. Поскольку университет приходится на молодые годы, не надо круглосуточно сидеть за книжками — это вредно для здоровья по тем причинам, которые я назвал несколько выше. Университет — это время, когда нужно ходить в театр и кино, нужно познавать окружающий мир. Крым бесконечен для познания как место жизни и получения образования. Даже приходя несколько раз в одно место, можно увидеть его другими глазами. Если кто-то не бывал на Яшмовом пляже на мысе Фиолент, очень рекомендую. Во-первых, полезно для здоровья: 800 ступенек вниз, а потом обратно вверх, только не бегом, конечно. Во-вторых, в разное время года этот пляж разный. У него очень изменчивая береговая полоса, это место можно узнавать бесконечно. Таких мест много в Крыму, во всей нашей огромной стране. Каникулярное время в студенческие годы надо тратить не только на работу, чем грешит современная молодежь, которая зарабатывание денег ставит во главе угла. Ради чего деньги? Ради очередного нового гаджета или модной вещицы? Да, это тоже нужно и важно. Но если вы работаете и зарабатываете деньги, то подумайте о том, чтобы потратить их на саморазвитие. А оно происходит через развитие окружающего мира, который настолько богат и разнообразен, что, оглянувшись назад, я могу сказать, что я и тысячной части Крыма до конца ещё не узнал.

Благодарим за честное и открытое интервью Владимира Олеговича! Желаем успехов в карьере, процветания университету, талантливых преподавателей и студентов, сил и энергии для воплощения поставленных целей!