Илона Николаевна, расскажите немного о себе. С чего начался Ваш профессиональный путь в сфере образования? 

Педагогической деятельностью я «заразилась» ещё с детства, когда отдыхала в летних оздоровительных лагерях. Тогда они назывались пионерскими. Мне очень нравилось находиться в кругу сверстников, но особенно я восхищалась работой вожатых. Могу даже признаться: моя первая любовь была в 13 лет, тогда мне очень нравился наш вожатый Василий Иванович. Он научил нас петь, играть на гитаре, устраивать различные праздники, проявлять свои способности и таланты. И вот, я приехала из лагеря и объявила маме, что пойду в педагогический институт. Хотя раньше  собиралась стать врачом. Параллельно с этим мечтала быть актрисой и даже ездила в Москву поступать в театральное училище, но из-за травмы не смогла пройти этап по хореографии.

Где-то к классу 8-9 я была очень активной в общественной жизни школы, городского пионерского и комсомольского актива, была все время с педагогами и уже точно определилась всё-таки, что если не актёрская деятельность, то, конечно, учитель.

После школы работала помощником воспитателя в детском саду, а потом почти 10 лет работала во 2 гимназии в Севастополе. В 1989 году поступила в Одесский государственный педагогический институт.

В колледже я уже 27 лет и ни минуты не жалею, что я в 1996 году выбрала именно профессиональное образование. В 2001 году заняла должность директора.

Какие задачи выполняются Вами ежедневно? На что направлена работа колледжа? 

Работа колледжа — это работа живого организма образовательной организации, а работа директора — это работа не только руководителя, а именно менеджера образовательной организации. Это умение быстро, адекватно и продуктивно реагировать на те вызовы, которые ежедневно встают перед нами. Сегодня это могут быть, например, изменения, связанные с действительностью, с тем, что у нас бывает воздушная тревога. Нужно провести студентов и коллег в укрытие, обеспечить порядок и комфортные условия для их нахождения там, а самое главное их безопасность.

Также бывают ситуации, когда болеют педагоги и нужно организовать учебный процесс, распределить преподавателей. У руководителя основная задача — быстро принять меры, сориентироваться в текущем моменте и скоординировать действия всех подразделений, чтобы колледж продолжал выполнять свои функции.

А вот работа самого колледжа это, конечно, его основная задача – организация учебного процесса. То есть это должны быть подготовленные современные  уроки, посещаемость студентами занятий, преподаватели высокого уровня,  мастера производственного обучения, участие и победы в конкурсах и чемпионатах. Нужно поддерживать такие условия, чтобы у всех сотрудников была возможность профессионально и качественно выполнять свои функции, а у студентов — учиться.

Заниматься обучением подростков — дело непростое. Однако не менее сложным является и построение эффективной работы педагогического состава. Какой штат подчиненных у вас на сегодняшний день? 

Работа с коллективом — это общение. Во многом мне в этом помогает моё психологическое образование. Своих коллег я воспринимаю как команду. Я понимаю структуру своей организации и функцию каждого в ней. В этой команде есть, конечно, очень сильные звенья и они все приближены ко мне. Это уже команда более узкая — административная. Нельзя сказать, что на 100% коллектив  активный, есть  инертные люди, но я понимаю, что нужно сделать, как донести до них эту задачу, которую я поставила и как мотивировать их действия. Не всегда вопрос заключается в материальном стимулировании. Сегодня есть люди, которые очень хотят повысить свой престиж. Им нравится поощрение, награждение, то есть простое человеческое признание. Когда у нас проходит вручение дипломов, я вывожу всех педагогов на сцену к выпускникам говорю, что мы 2 часа вам вручали дипломы, а теперь минута славы для тех, кто вас учил и воспитывал. У меня выходят все, кто работал на этих группах. Им всем выручают цветы, грамоты. Понимаете, заслуженно оценить труд — это очень важно.

Вообще, конечно, необходимо умение общаться в неформальной обстановке. Мы проводим специальные тренинги, тимбилдинги. У нас есть профессиональный психолог, который занимается тем, что налаживает контакт внутри коллектива между сотрудниками. Проводится специальная работа профсоюзного комитета, которая направлена не только на то, чтобы социально защитить интересы сотрудников, но и, как говорится, дать возможность людям отдохнуть вне делового общения. У нас есть экскурсии, вечеринки, корпоративные посиделки. Всегда помогаем в трудную минуту каждому, если нужно. Мы не просто команда – мы большая и дружная семья! Сейчас у нас трудится 76 человек.

Как Вам удаётся держать все под контролем, быть хорошим руководителем и добиваться поставленных целей?

У меня есть заместители, слава Богу, и заместители все по своим направлениям, это моя опора и настоящая поддержка. Если говорить о моих личных индивидуальных качествах, во-первых, это очень хорошая память. Представьте работу директора, режим постоянного напряжения, потоки информации и черезвычайная ответственность за жизнь такого количества людей.. На протяжении стольких лет у меня даже нет ежедневника! Я всё держу в голове, понимаете? Основное в работе руководителя — это координация действии и способность быстро принимать решения., брать на себя ответственность. Кроме того, хороший руководитель должен стратегически мыслить, видеть перспективы для дальнейшего развития, как организации в целом, так и отдельно личности педагогов и студентов.

Что, на Ваш взгляд, самое сложное в Вашей работе? 

Мы сейчас ищем помещение, так как нам хотелось бы расшириться, нарастить контингент, мечтаем об  отдельном здании. Нужна дополнительная территория, спортзалы, площадки. Тем не менее на протяжении более 73 лет мы даём всю программу в полном объёме. Конечно, есть вопросы, в которых у меня просто связаны руки. Ну, например, в образовательных организациях финансирование выделяется по душевому принципу, то есть, сколько студентов, столько и денег. Это не даёт развиваться, расти.

Тем не менее, за последние девять лет мы значительно рванули вперёд.  Сейчас у нас  новые мастерские. Есть новое современное оборудование. Учебники обновляются, наглядные пособия, медийная техника, электронные методические комплексы. Мы получили нетбуки и ноутбуки, мультимедийные доски. И мы будем продолжать развиваться и наращивать потенциал кадровый и материальной базы.

Давайте также отметим несколько пунктов, за которые Вы любите свою работу? 

Во-первых, это постоянное общение с детьми, которые меняются. То есть, например, подростки, с которыми я работала, придя сюда в 1997 году — это были другие дети. Они были пассивные, социально не имели никаких нравственных идеалов, ни к чему не стремились и их родители выживали. В кругу современных детей я постоянно нахожусь в динамике. Ты напитываешься вот этими современными понятиями, трендами. Сейчас дети интересуются тем, что они делают, во всё стараются вникнуть. Кроме того, ребята стали финансово мотивированные. Мне нравится эта профессия и мой труд как преподавателя даже в чем-то всё-таки больше, чем директора. Большой плюс ещё и в том, что общение с детьми — это сплошной позитив, эмоции, заряд энергии!

Есть ли на сегодняшний день проблемы в сфере среднего образования. Какие они на Ваш взгляд? 

Финансирования не хватает. Я все время думаю, как заработать дополнительные средства для колледжа. Но не всё получается сразу. Второй момент — это конфликтные ситуации, которые иногда происходят внутри коллектива или среди студентов или с их родителями Я всегда стараюсь достичь той стадии открытости в общении людей, когда они смогут высказать другу другу в лицо свои недовольства и прожить эту проблему. Для этого я собираю коллектив, заседания у нас проходят за чаепитием. Ещё один момент — информационная перегрузка. Если есть методические рекомендации, есть уже и нормативные документы для рядовых педагогов, которые им нужно заполнять в определенных объёмах. Но этот бесконечный поток документов растет, порой не давая возможности сосредоточиться на основной работе.

По статистике ребята идут учиться дальше или могут сразу работать?

У нас заключён договор о сетевом взаимодействии с Севастопольским госуниверситетом. У наших ребят есть огромный бонус — сдать внутренние экзамены, минуя ЕГЭ, и поступить сразу на второй курс высшего учебного заведения. Обучаясь в университете, студенты имеют возможность параллельно работать. Также обучение в вузе требуется для тех, кто собирается потом вернуться в колледж, чтобы преподавать. Из 54 педагогов 17 — наши выпускники. Конечно основная масса выпускников, которые сразу идут работать на предприятия.

Есть ли льготы для новых территорий? Чувствуется ли наплыв ребят из тех мест?

У нас есть такие дети, но поступают они на общих основаниях — по среднему баллу аттестата. В этом году с новых территорий ребят у нас нет. В целом, в колледже обучается четыре студента. Однако хочу отметить большой наплыв студентов с материка. Я никогда не думала, что мы сможем в этом году набрать две коммерческие группы — к нам пришло 56 детей.  Самым популярным направлением является профессия «повар-кондитер». Ну, во первых, это возможность реально заработать деньги. Сейчас это креатив, творчество, возможность ездить по миру и делать то, что ты любишь. Приготовление пищи — это ведь волшебство настоящее!

В завершение нашей беседы, попрошу Вас дать совет тем, кто ещё не определился с будущей профессией. Как стоит выбирать дело, которым, возможно, будешь заниматься всю жизнь?

Мой совет не только для выпускников школ, а в основном для их родителей, потому что всё-таки они  главную, наверное, роль играют в выборе детей. Нужно отнестись к этому профессионально. Соответственно, отправить ребят к психологу на тестирование, которое называется Профориентатор. Это тестирование может чётко определить вид деятельности, где ребёнок будет наиболее успешным. Мы же хотим успешную личность, да? Необязательно быть отличником.  В первую очередь должно быть ощущение счастья, радости от того, что ты делаешь, чтобы оно также было созвучно с твоим сердцем и душой,  с твоими психологическими задатками, способностями, особенностями и физическими данным.

Следующее, что нужно — это понять, какая из профессий в этом направлении деятельности ребёнку откликается. Вот сейчас есть такая прекрасная возможность. Существует национальный проект «Билет в будущее». Он проходит во всех школах.  Ребят каждую неделю по четвергам знакомят с профессией, причём это уже целенаправленная система работы и она показывает детям, какие существуют специальности. После этого можно уже решать, какие образовательные организации стоит рассмотреть и в дальнейшем уже определиться с выбором учебного заведения.

Благодарим за интервью Илону Николаевну. Желаем роста и развития в карьере, процветания, вдохновения и благодарных учеников!