Вера Александровна, расскажите, пожалуйста, о своём опыте работы с детьми. Как Вы решили прийти на должность директора Дворца детского и юношеского творчества?

После окончания училища культуры я поступила в высшее учебное заведение. Во время практики во Дворце Пионеров неожиданно поступило предложение остаться работать, и с 1 сентября 2002 года началась моя педагогическая деятельность в качестве педагога дополнительного образования. Впоследствии работа продолжилась в роли педагога-организатора и заведующей сектором.

С годами удалось достичь должности заведующей отделом декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Это стало первой возможностью попробовать себя в роли руководителя, ставящего задачи и объединяющего коллектив. Затем последовало руководство отделом социально-культурной деятельности, что стало более масштабной задачей. Позже я стала заместителем директора по воспитательной работе, а затем — директором учреждения.

Когда я вступила в эту должность, мы предоставляли услуги примерно для 6 000 детей. С того времени прошло несколько лет, и сегодня наше учреждение обслуживает уже 9 228 детей.

Наша с Вами беседа не спроста состоялась в преддверии учебного года. Расскажите, какие новые образовательные и развлекательные программы будут внедрены во Дворце пионеров в этом году?

Мы стараемся сохранить всё, что у нас уже есть, и внедряем новые, интересные коллаборации. Например, у нас есть кружок бисероплетения и студия конструирования и моделирования одежды. Девочки, занимающиеся шитьём, разрабатывают свои дизайнерские идеи, а затем, совместно с мастерицами по бисероплетению, создают уникальные изделия, такие как кокошники, украшенные бисером. Художники работают вместе с театральными коллективами, разрабатывая эскизы костюмов, которые потом превращаются в реальность благодаря нашим ученикам, занимающимся в студии конструирования одежды.

Эти коллаборации помогают детям применять свои навыки на практике. Если раньше дополнительное образование часто воспринималось как способ занять ребёнка, то сегодня акцент сместился на то, чтобы в раннем возрасте помочь детям раскрыть свои профессиональные склонности. Министерство Просвещения Российской Федерации и Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым активно поддерживают этот подход.

К примеру, у нас открыт кружок по изучению корейского языка, который пользуется огромной популярностью. Недавно наш педагог получила международный диплом, подтвердив свои знания корейского языка на высоком уровне — 180 баллов из 200 возможных. Дети с увлечением изучают этот язык, и мы гордимся их успехами.

Всё это направлено на то, чтобы дети могли уже в юном возрасте осознанно выбрать свою будущую профессию, а затем развиваться в ней, становясь настоящими профессионалами.

Есть ли дефицит кадров? По каким направлениям?

Конечно, кадров всегда будет не хватать. Когда я поступала, мне говорили, что экономистов и юристов уже слишком много. Но дело в том, что, если человек по-настоящему увлечён своим делом и становится специалистом в своей области, он будет ценен. Постоянно говорим о нехватке кадров, и они всегда будут нужны. Поэтому рады пригласить тех, кто хочет делиться своими интересами и увлечениями. У нас есть различные направления, включая спортивные и художественные, такие как хореография, спортивные, бальные танцы. В первой половине дня предлагаем занятия для детей, которые не ходят в детский сад и занимаются в школе во вторую смену. Можем легко организовать любое хореографическое или вокальное направление. Главное, чтобы у педагога было соответствующее образование и желание работать с детьми. А направление уже можем придумать вместе.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Наша работа направлена на то, чтобы дети могли уже в юном возрасте осознанно выбрать свою будущую профессию».

Несомненно, Дворец никогда не остаётся без учеников. Тем не менее, поделитесь, какие меры принимаются для привлечения новых участников и расширения аудитории?

Нам хочется быть заметными, как пионерский значок на груди, и это стремление никогда не исчезнет. Хотя острой необходимости в комплектации нет, ведь за эти годы мы уже хорошо зарекомендовали себя. Родители часто говорят, что записаться к нам непросто — места быстро заполняются. Но на самом деле достаточно прийти, пообщаться с заведующей, методистом или педагогом, и подобрать для ребёнка подходящее направление.

Основная наша реклама — это успехи наших детей. Они участвуют в конкурсах, получают дипломы, делятся своими достижениями. Кроме того, наш сайт ежедневно обновляется новостями и полезной информацией, что тоже привлекает новых учеников. Все наши услуги полностью бесплатны, однако, например, в кикбоксинге несмотря на то, что мы можем предоставить базовое оборудование, такие вещи, как боксёрские перчатки, родители приобретают сами. То же самое касается рисования: мы предоставляем мольберты, столы, материалы для обучения, но бумагу и краски родители покупают самостоятельно

 

 

 

 

 

«Основная наша реклама — это успехи наших детей».

На Ваш взгляд, какую роль сейчас играет сотрудничество с родителями в развитии и обучении детей, посещающих Дворец?

Мы пробуем организовывать мероприятия с участием родителей, но не всегда это удаётся. Однако, когда дело касается участия ребёнка в конкурсе, педагог всегда находится в тесном контакте с родителями. Где-то нужно подтянуться, где-то постараться, где-то простимулировать — преподаватель всегда подскажет, на что обратить внимание, будь то растяжка или что-то другое. Родители, конечно, вовлекаются в процесс вместе с ребёнком. Иногда они переживают даже больше, чем дети: если ребёнок отправляет рисунок на конкурс, родители переживают за результат, потому что это, в каком-то смысле, их собственный статус.

На родительских собраниях и встречах с родительскими комитетами мы стараемся привлекать родителей к общественной жизни учреждения. Совместные мероприятия, выезды, экскурсии помогают объединить этот важный союз — родителей, педагога и ребёнка. Конечно, встречаются родители, которые считают, что всё должно оставаться в руках педагога, и их это не касается. Есть и те, кто очень активен. Я всегда благодарна таким родителям, и особенно тем, кто высказывает свои претензии и пожелания напрямую. Иногда родители обращаются в вышестоящие инстанции, но всё равно эти запросы возвращаются к нам для решения. Я всегда прошу родителей приходить и говорить обо всех проблемах открыто, чтобы мы могли вместе с ними найти решение.

Вера Александровна, есть ли планы по модернизации инфраструктуры учреждения и какие именно?

Конечно, как без этого сегодня! Было решено множество вопросов, ведь ремонт так важен для комфортных занятий и здание уже давно того требовало. Эстакада, которая ранее нуждалась в капитальном ремонте, была сохранена благодаря поддержке Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, несмотря на предложение её снести.

Крышу здания полностью заменили, и решили проблему протечек. На месте засыпанных бассейнов устроили детскую площадку, что стало важным достижением для нашего учреждения. Проведён ремонт потолков и заменены двери. В спортивном зале обновлены стены и окна, оставшиеся работы скоро завершат. Стараемся дополнить территорию зеленью, добавляем уют. В общем, делаем всё, чтобы дети были рады и им было комфортно заниматься во Дворце!

В век современных технологий ни одно учреждение не остаётся без использования новшеств. Интегрируете ли вы современные технологии в образовательный процесс и как?

Одной из наших новаций стало внедрение системы записи на занятия через АИС «Навигатор дополнительного образования Республики Крым». Это значительно облегчает жизнь родителям: теперь им не нужно приходить в учреждение или спрашивать о расписании. Достаточно открыть приложение и всё необходимое будет под рукой.

Что касается онлайн-занятий, то они остаются в нашем распоряжении. Мы продолжаем проводить дистанционные уроки для нескольких групп, что позволяет нам охватить больше детей, не ограничиваясь только физическим присутствием.

Мы также модернизируем наш керамический класс. В последнее время приобрели новое оборудование, включая пресс для отжима и печи для обжига. Это позволяет предложить более качественное обучение и новые возможности для творчества.

Какие мероприятия, на ваш взгляд, были самыми успешными за последний год?

Одним из ярких проектов, который мы осуществляем совместно с организацией «Русское Единство», является конкурс «Мы — Наследники Победы», вдохновляемый Еленой Александровной Аксёновой. Этот конкурс направлен на исследование военно-патриотической тематики и гражданской истории через проектные работы детей. Ребята создают проекты, связывающие эпоху Великой Отечественной войны с современностью, подчёркивая, как дух и преданность людей того времени перекликаются с нашими днями.

Также мы продолжаем традицию проведения конкурса «Крым в сердце моём», который уже более десяти лет рассказывает о народностях нашего полуострова и их культуре. В рамках этого конкурса дети соревнуются, представляя свои значимые достижения и получая заслуженные награды.

Не менее впечатляющим является конкурс «Ради жизни на Земле…», где участники, включая юных экономистов и поэтов, представляют оригинальные проекты и творческие работы, посвящённые военному периоду и современному состоянию нашей страны. Эти работы включают очерки, статьи и прозу, отражая силу и мощь нашего государства.

В сфере прикладных направлений мы проводим конкурс «Пасхальная ассамблея», где участники представляют свои работы, связанные с традициями и символикой Светлого праздника Пасхи.

Также большое внимание уделяем развитию школьных театров. Мы организуем три конкурса, включая совместный проект с Государственным академическим музыкальным театром Республики Крыма «Крымские грифончики», в котором участвуют театральные коллективы и дети всей России.

Наконец, проведение конкурса «Музыкальный Олимп», где выступают юные инструменталисты, демонстрируя свои навыки игры на различных музыкальных инструментах. Этот конкурс призван подчеркнуть музыкальное мастерство и талант детей, добавляя в культурную жизнь новые яркие акценты.

Поделитесь, какую поддержку оказывает Дворец талантливым детям и подросткам, стремящимся к развитию в определённых направлениях?

Программа, по которой занимается ребёнок, представляет собой значимую поддержку и стимул для дальнейшего развития. Например, наши спортсменки легко достигают золотого знака ГТО, что служит дополнительным преимуществом при поступлении в учебные заведения. Дети получают грамоты и дипломы всероссийского, республиканского уровней, подписанные министром образования, что также может существенно повлиять на их успешность в поступлении и подчеркнуть их одарённость.

В этом году почти 512 обучающихся Дворца детского и юношеского творчества получили бесплатные путевки в детские оздоровительные лагеря. Такая поддержка и база, которую мы предоставляем, значима и делает подготовку наших учеников более комплексной. Например, дети, которые обучались рисованию у наших педагогов, успешно поступили на архитектурные факультеты. Физическое воспитание также играет важную роль: наши ученики, идя в КФУ на физвоспитание, уже имеют представление о практике и взаимодействии в этой сфере.

Планируется, что в этом году у нас будут обучаться 9 228 детей. Мы открываем 540 кружков и 308 программ. Набор в группы идёт с 15 августа по 9 сентября, с планом набора в 3 500 детей, а оставшиеся места займут те, кто продолжает заниматься.

Наибольшее количество запросов поступает на художественное направление, а также на изучение иностранных языков: английского, корейского и немецкого. Особенно популярна художественная гимнастика и хореография, что свидетельствует о большом интересе и спросе на эти направления.

 

 

 

«Совместные мероприятия, выезды, экскурсии помогают объединить этот важный союз — родителей, педагога и ребёнка».

С высоты Вашего опыта, как Вы считаете, в чём основной секрет работы с детьми? Каким должен быть педагог?

В нашей организации работает психолог, который предоставляет индивидуальные консультации детям, учитывая их медицинские показания и индивидуальные особенности, и распределяет их по группам, соответствующим их потребностям. Психолог помогает детям справляться с трудностями в адаптации или поведении, предоставляя рекомендации и поддержку. Очень важно, чтобы наставник и ребёнок стремились к общим целям, а преподаватель был примером тех ценностей, которые он передаёт детям, будь то патриотизм или любовь к искусству.

Наша цель — не только обучать детей практическим навыкам, но и развивать их духовность и социальную адаптацию. Наставник должен выявлять и поддерживать сильные стороны каждого ребёнка, помогать преодолевать стеснительность и развивать уверенность в себе. Мы стремимся привить детям любовь к себе и окружающим, помогая им стать уверенными и отзывчивыми личностями.

Благодарим Веру Александровну за открытую беседу об образовании подрастающего поколения. Желаем творческих успехов, вдохновения, сил, энергии Вам, всем сотрудникам и подопечным Дворца детского и юношеского творчества!

 

 

 

 

«Наша цель — не только обучать детей практическим навыкам, но и развивать их духовность и социальную адаптацию».