Владислав Валерьевич, на посту директора АО «Балаклавское рудоуправление имени А.М. Горького» Вы уже 4 года. Расскажите о своих впечатлениях от этой работы?
Четыре года пролетело, можно сказать, незаметно. Предприятие очень серьёзное, с богатой историей, с хорошим трудовым коллективом, со своими традициями и…с большим опытом по своему направлению. Мы сейчас уже заканчиваем третий карьер в «Балаклавском рудоуправлении». Первые два карьера предприятием уже успешно рекультивированы. Лицензия у нас до 2029 года, и мы планируем закончить к этому времени разработку Псилерахского карьера, в котором сейчас и происходит добыча. Мне почётно и приятно руководить этим коллективом, и скажу честно – я мечтал попасть именно сюда. Для меня эта работа – очень интересна, и я надеюсь, ещё долго смогу приносить пользу этому предприятию.
Поделитесь, каких целей удалось добиться за этот срок и какие задачи Вы ставите перед собой на перспективу?
Знаковые вехи есть, не буду скрывать. Я приступил к должности как раз в момент, когда уже был подписан специальный инвестиционный контракт с Правительством Севастополя по уходу нас из Балаклавской бухты для проведения работ по реконструкции набережных бухты и строительства яхтенной марины. Очень много работ было сделано по переносу фабрики по переработке полезного ископаемого на борт карьера, демонтажу железнодорожного узла, других зданий и подразделений предприятия. С 2019 года пришлось активно включаться в эту работу, и удачное окончание специального инвестиционного контракта – это уже большое дело, большая победа.
Открытие новой современной фабрики по переработке известняка с выпуском той номенклатуры продукции, которая на данный момент очень актуальна на рынке, плюс дополнительные точки производства, которые позволяют быть в тренде по производству всей линейки востребованной продукции у потребителей. И с точки зрения нашего основного материала – флюсового известняка, и того, что остаётся после его переработки – это щебень, щебёночно-песчаная смесь, пески разных вариаций для строителей, для автодорожных строителей и др.
Во время нашей беседы в прошлый раз Вы говорили о сложностях в поставках продукции за пределы Крыма. Как в этой сфере обстоят дела сейчас? Поставляется ли продукция на экспорт? Какие рынки вам сейчас интересны?
Да, в прошлый раз я говорил, что ситуация была сложной из-за отсутствия транспортного коридора из Крыма, в данный момент уже есть два выхода: Крымский мост (большое спасибо всем строителям, ведь мы тоже принимали в нём участие со своими материалами), и автотранспортная и железнодорожная магистрали через новые территории Юга РФ. Поэтому мы рассматриваем самые разные варианты, так как наши основные клиенты до сих пор находятся в так называемой «серой зоне» или зоне боевых действий, мы ждём, что победа будет за нами, и наши клиенты к нам вернутся! Уже сейчас есть заказы из Запорожской области, мы ведём переговоры о поставках. К сожалению, в 2020-2021 годах все наши начинания с металлургами Кубани не сложились, потому что транспортное плечо оказалось чрезвычайно дорогим для наших клиентов. Но по выходу на новые регионы РФ я уверен, что нам удастся возродить часть клиентской базы, и продажи будут возобновлены. Сегодня же и на полуострове Крым мы остаёмся востребованными, и наша продукция пользуется спросом.
Кроме того, Вы говорили о приличном дефиците кадров. Сейчас эти пробелы устранены или компания всё ещё нуждается в специалистах?
Когда в прошлый раз мы обсуждали дефицит кадров, это было, как оказалось, весьма неплохо… К большому сожалению, ввиду начала специальной военной операции, большая часть мужского населения – кто добровольцами, кто по мобилизации – ушли защищать нашу Родину, а соответственно мужчин не хватает. На нашем предприятии большинство профессий именно для мужчин, работы, связанные с техникой (экскаваторы, бульдозеры, погрузчики и др.). Это в основном те люди, которые также могут водить и военную технику… Стало ещё тяжелее набирать людей. НО!
Мы не печалимся и ведём работу в различных направлениях. И кроме участия в ярмарках труда и размещении вакансий на всевозможных площадках (от досок объявлений по городу до объявлений в газетах и в сети Интернет), мы ещё открыли около 20 вакансий для людей без профессии и готовы обучить их выбранной специальности с сохранением заработной платы во время обучения и с дальнейшим предоставлением рабочего места. А наставниками для этих молодых людей становятся наши опытные сотрудники. Вот так и стараемся укомплектоваться.
На рынке труда сейчас очень большая конкуренция и нехватку кадров ощутили практически во всех отраслях, и мы не исключение. Мы участвуем во всех начинаниях правительства города Севастополя, к примеру – по проведению экскурсий. Только за последних два года наше предприятие посетили и школьники среднего и старшего звена, и студенты различных вузов и профессий. Ведь не стоит забывать, что наше предприятие достаточно большое, у нас трудятся более 600 сотрудников, мы предприятие полного цикла, и профессии самые разные: от горного мастера, геолога и маркшейдера, до финансиста, бухгалтера и экономиста. Нам важно, что молодые люди, узнав о нас, быть может, выберут своей судьбой именно работу на нашем предприятии.
Несмотря на плотную занятость, ваше предприятие оказывает помощь Балаклаве и Севастополю в различных проектах. Расскажите, какие из новых проектов сейчас вы поддерживаете?
Мы всегда поддерживаем всех, кто находится рядом с нами, ведь мы живём и работаем в Балаклаве, в Севастополе, и мы должны быть надёжными партнёрами как для правительства города, так и для наших соседей. А это и школы, и больницы, и поддержка спортивных секций, культуру в любом её проявлении, будь то песни, танцы или патриотическое воспитание молодёжи. Мы очень широко помогаем и нашему православию в городе, взаимодействуем с церквями, помогаем с нашими материалами для ремонтных работ при необходимости.
В пример приведу Памятный знак в виде Поклонного креста, построенный за наши средства и из наших материалов, который был установлен на горе Таврос, и, спустя совсем немного времени, он уже стал визитной карточкой Балаклавы. Там проделана огромная работа по большей части нашими специалистами, но пришлось привлечь и сторонних, потому как мы не всё можем делать сами. Но как по мне, главное, что идея была наша и реализация состоялась! После установки креста его освятили епископ Бахчисарайский Каллиник, викарий Симферопольской и Крымской епархии, в сослужении благочинного Севастопольского округа протоиерея Сергия Халюта и духовенство города Севастополя. И всё это делалось по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.
Небезучастны мы и к ребятам, которые нас защищают на СВО – своими силами мы делаем для них всё, что можем, приближая победу! Передали машину бойцам УАЗ «Фермер», делаем печки-буржуйки в цехах БРУ, по запросу военных инертные материалы, добываемые в Балаклавском рудоуправлении, собираем и передаём «приятности» и нужные всегда для фронта вещи. Ну и самое главное – на регулярной основе зал заседаний БРУ раз в три месяца превращается в… лабораторию по сбору крови для раненых в госпитале, за что и медикам, и всем, кто сдаёт кровь – СПАСИБО!
Сохранилась ли преемственность технологий предприятия и что было привнесено нового? Внедряет ли компания цифровые технологии?
Отличный вопрос! Конечно, рудоуправление идёт в ногу со временем. Я уже говорил, что мы демонтировали фабрику в Балаклавской бухте, законсервировали Кадыковскую фабрику. После ухода с Балаклавской фабрики нам необходимо было строить новую и выпускать материалы, которые используются в новых направлениях. Это и асфальтобетон, и бетон, пески и щебни 1-й группы, которые более прочные и более плотные. Эту фабрику мы успешно построили и в 2020 году и запустили. Если раньше нам приходилось привлекать сторонних подрядчиков, то теперь мы можем делать всё это самостоятельно.
Кроме того, в 2023 году «Крымавтодор» и «Севастопольавтодор» поделились информацией, что начали работать по новым технологиям производства асфальтобетонов, то есть с применением еврофракций – других, отличных от тех, что мы выпускали ранее. Мы реализовали и эту технологию на имеющемся на предприятии оборудовании. Со второй половины 2023 года мы выпускаем и эту продукцию. Наши клиенты с удовольствием её раскупают – это продукция, которая связана со строительством новых дорог, ремонтом старых...
А ещё стоит отметить, что наша продукция на строительство дорог идёт и на новые территории – в частности, в Херсонскую область.
Особо отмечу, что с 2020 года мы начали реализацию ещё одного проекта под названием «Цифровой карьер». Идея в том, чтобы создать аналог нашего предприятия в цифровой системе. Помогает нам в этом Московский финансовый университет, с которым мы заключили договор. Всех «карт» раскрывать не буду, но поверьте – это весьма масштабный проект. Два этапа из трёх уже реализованы, и я надеюсь, что к концу 2024 года мы будем иметь этот инструмент уже в работе.
А как Вы считаете, способна ли в будущем машина заменить человеческий труд? Например, в вашей сфере производства.
Сложно ответить. Не во всём, но частично, конечно, думаю, сможет. Вы знаете и видите, что сейчас идут работы по беспилотным самосвалам. Конечно, вряд ли удастся создать беспилотный экскаватор. Ну почему нет, мы не знаем, что может случиться через пять лет. Посмотрим…
Владислав Валерьевич, ввиду жёстких санкций, есть ли трудности в поставках необходимого оборудования? Как справляетесь с такого рода проблемами?
Конечно, сложности возникают. Но Крым, Севастополь и рудоуправление влились в программу импортозамещения задолго до санкций – с 2014 года мы ищем всевозможные решения возникающих сложностей. И нам это во многом удаётся!
В этом году АО «Балаклавское рудоуправление» отметит своё 88-летие. За эти годы предприятие кардинально меняло вехи развития. Нет ли в планах открыть музей на его территории?
Да, уже в июле 2024 года нам будет 88 лет! Впереди ещё пять лет работы в Псилерахском карьере. Было бы, конечно, интересно создать музей находок – что мы находили на протяжении этих лет при проведении работ. Но… время упущено и воссоздать что-либо практически нереально. Я говорю о таких находках, как следы или скелеты древних существ, например. Но, идея интересная – подумаем. На сайте мы создали цифровой музей и часть информации, которая хранится в наших архивах мы оцифровываем и выкладываем там.
Поделитесь, пожалуйста, какой принцип взаимодействия с подчинёнными выбираете? Ведь руководить таким большим коллективом – не просто.
Знаете, стоит однажды в жизни стать руководителем… И как я стал ещё в годы службы в Советской Армии командиром отделения, так дальше и складывалось по жизни. Ведь быть командиром – это уже ответственность!
А профессиональная карьера началась у меня с должности мастера по ремонту оборудования, и в подчинении было 20+ человек. Тогда это казалось чем-то невозможным. И как в армии ты думаешь о том, все ли сыты, все ли обуты, то же самое продолжается и в обычной жизни. Ты понимаешь, что у тебя есть 3-4 бригады и ты должен проконтролировать, все ли они загружены работой, все ли они имеют спецодежду и прочее. Но очень важно помнить, что к людям нужно относиться с пониманием. У каждого свой характер, свой потенциал и свои возможности. Ну и важно не забывать, что ты ждёшь от этого человека выполнения его задач, которые он должен выполнить, а значит начальник должен быть требовательным. Недаром говорят, что в работе нужен и кнут, и пряник… Вот так я к этому и отношусь. Надо уважать людей, понимать их потребности и сложности и всё получится. А ещё – помнить какие задачи стоят перед предприятием и выполнять их.
Закончить наш разговор хотелось бы на той ноте, что у нас в Балаклавском рудоуправлении замечательный трудолюбивый коллектив, и я чётко знаю, что вместе у нас всё получится!