Ирина Николаевна, расскажите, как давно вы связали свою жизнь с театральной деятельностью? Академический театр ваш первый опыт управления творческим коллективом?
Театр для меня – любовь с детства. Для многих севастопольских мальчишек и девчонок в то время эта любовь начиналась с Пионерского театра уникального педагога, замечательного человека – Веры Михайловны Власовой. И я не стала исключением. Разве что добираться в театральную студию мне приходилось по полтора часа с Северной стороны. Но счастье занятий искупало все неудобства. Очень хорошо помню, как лет в 12 впервые вышла на сцену театра имени Луначарского: читала какие-то зажигательные пионерские стихи. Так что я здесь, наверное, с детства. В стенах Дворца пионеров – ныне Дворца детского и юношеского творчества – я, пожалуй, получила и первый управленческий опыт. Присматривалась, как организует работу Вера Михайловна, как общается с нами, вдохновляя и объединяя людей с разными характерами. Всё это было так интересно и очень меня увлекало! И как-то само собой я пришла к управлению творческим коллективом – сначала на съёмочной площадке в качестве ассистента по подбору артистов, потом в качестве главного администратора театра, далее – в статусе директора Театра танца и международных фестивалей. А в 2015-ом году вернулась в Луначарский, с которого, получается, и начался мой личный театральный роман.
Нам известно, что вы работали с Ялтинской киностудией, расскажите о своем киноопыте? Сейчас вы связаны со сферой кинематографа?
Разумеется, связана. Ведь артисты нашего театра, к счастью, очень востребованы в кино. И мы с Григорием Алексеевичем Лифановым этому несказанно рады и стараемся содействовать. Потому что кино даёт артисту и особенный творческий опыт, и большую популярность. У меня связаны с Ялтинской киностудией самые тёплые воспоминания. Мне посчастливилось работать с прекрасными актёрами, легендами – Олегом Табаковым, Валентиной Талызиной, Семёном Фарадой, Татьяной Пельтцер. Я была ассистентом режиссёра в прекрасных картинах «Егорка» и «После дождичка в четверг». А недавно, организуя фестиваль «Молодой театр», общалась с ректором Школы-студии МХАТ Игорем Золотовицким. И мы очень душевно вспоминали съёмки на Ялтинской киностудии, где мы и познакомились. Кино – это особенная вселенная, которая становится и суровой профессиональной школой, и дарит невероятные воспоминания и эмоции.
Как вы считаете, в чем специфика работы в кино и в театре?
Кино – это как спринт: группу людей объединяет общая идея, общая задача на некоторый срок, пока снимается и монтируется фильм. Творческий процесс консолидирует и вдохновляет людей на чётко обозначенные временные рамки. А театр должен стать твоей жизнью. Завершился один проект – начался следующий. И нередко работа идёт сразу над несколькими премьерными спектаклями, в параллель с ежедневной эксплуатацией активного репертуара. Поэтому театр – это марафон. И чтобы успешно его преодолевать, этим нужно жить.
Скажите, какая основная обязанность/цель стоит перед вами как перед директором театра?
Моя главнейшая обязанность звучит очень просто и обыденно: сделать так, чтобы все были довольны, от монтировщика до ведущего мастера сцены. Дать всё необходимое для работы, предусмотреть любую мелочь ещё до того, как о ней попросят. И, конечно, создать атмосферу, в которой всем было бы комфортно творить.
Вы стали директором еще в 2015 году, как театр успел измениться за эти годы?
Об изменениях, которые произошли в нашем театре, лучше, наверное, судить со стороны. Много сказано за это время и журналистами, и критиками, и зрителями. Мы чувствуем, что стали очень необходимы – и сегодня билеты в театр Луначарского для многих не просто удовольствие, а духовная потребность. У нас аншлаги. Мы много гастролируем и часто побеждаем на фестивалях. Вот только в мае, несмотря на пандемию, вернулись из Москвы, где в рамках уникального проекта национальной премии «Золотая маска» показывали спектакль «Бесы» — в числе шести лучших российских постановок по произведениям Ф. М. Достоевского. За пять лет мы побывали в Москве, дважды в Санкт-Петербурге, в Новосибирске, Ярославле, Екатеринбурге, Калуге, Белгороде, Ростове-на-Дону, в Мелихово, на родине Толстого в Ясной Поляне. Нас знают и любят далеко за пределами города.
Наверное, за такой большой опыт работы было немало смешных/интересных случаев, связанных с театром. Возможно, получится вспомнить какой-нибудь из них?
Курьёзных случаев так много, что нужно вести особую летопись. Озаботимся этим как-нибудь в часы досуга. Особенно много смешного, трогательного, удивительного связано, конечно, с поездками. Как бы тщательно к ним не готовился, есть самолёты, которые задерживаются и доставляют нас на незнакомую площадку чуть ли не к началу спектакля. И многое другое. Театр – это вообще сплошной курьёз. Главное, во всяком событии находить повод для оптимизма.
Ирина Николаевна, можете ли вы назвать свою работу интересной?
Конечно! Работа директора не может быть не интересной. Ведь это ежедневное общение с потрясающими, выдающимися людьми, это работа над созданием чего-то небывалого, постоянное завоевание космоса, если можно так выразиться. Каждый новый спектакль – это поход к неизведанным берегам и вершинам.
Расскажите, какие постановки бессменно пользуются популярностью у зрителя?
Таких постановок у нас, к счастью, немало. Но самая-самая-самая, на которую билеты достать очень сложно и по сей день это, конечно же, — «Мастер и Маргарита».
Расскажите о гастрольном опыте Ваших театральных трупп? Представляют ли Севастопольские актеры Вас на театральной сцене за пределами Крыма? В каких городах особенно тепло принимают наших театралов?
Как я уже сказала, у нас за последнее пятилетие сложилась большая и солидная гастрольная карта. Зрители в каждом городе очень разные. Общее одно – их любовь и доверие нужно завоёвывать. И возможно, везде, где был наш театр,— нас с нетерпением ждут опять. Вот, буквально в начале сентября к нам приезжает прославленный Новосибирский музыкальный театр – и передаёт нам горячий призыв новосибирцев приехать снова. Так же и с Санкт-Петербургом, в котором нам посчастливилось побывать дважды – и возможно, мы отправимся туда в третий раз в следующем году. В Москве в 2020 году сорвались наши гастроли в РАМТе. И приехав в мае с одним спектаклем, мы поняли, как искренне и с нетерпением ждут нас в столице.
Какое сейчас количество постановок ставят в театре? Расскажите о своей любимой, которую готовы пересматривать снова и снова, или о вашей гордости среди всех?
Обычно мы ставим 5-6 премьер в год. Но бывало и гораздо больше. Например, 13, как в 2017 году. Или вот 2021-й уже подарил нам шесть премьер. А впереди, между прочим, ещё четыре месяца года — и мы не намерены сидеть, сложа руки. Выбрать любимую постановку мне трудно. Извините за банальность, но это действительно — наши дети. Каждый по-своему дорог. Каждый любим, и каждым гордимся.
Ирина Николаевна, какие премьеры нас ждут в ближайшее время?
Самая ближайшая премьера — комедия «Мнимый больной» по пьесе Мольера. Над ней работает наш главный режиссёр — Григорий Лифанов. Первый показ состоится уже в октябре.
Можете назвать имена известных актеров, которые бывали на вашей сцене?
Мы гордимся, что на нашей сцене любят бывать и бывают выдающиеся актёры. Первым, кто приехал с гастролями в театр имени Луначарского после воссоединения Севастополя и Крыма с Россией, был прославленный МХТ имени Чехова. В спектакле «Белая гвардия» весной 2014 года севастопольцы увидели Константина Хабенского, Михаила Пореченкова, Наталью Рогожкину, Александра Семчева. Любит бывать у нас и Малый театр, его художественный руководитель Юрий Соломин. На нашей сцене проходило открытие театра оперы и балета, уже во второй раз проходит балетный фестиваль — и прославленные танцоры Сергей Полунин и Светлана Захарова нередкие гости в Луначарском.
Сегодня часто можно услышать, что молодые люди уже не ходят в театр, вы согласны с этим мнением? Какая все-таки сейчас аудитория у театра?
Нет, что вы! Говорить о том, что молодёжь не ходит в театр, наверное, могут только те, кто и сам нечасто посещает спектакли. Мы с радостью отмечаем, что наша публика молодеет. Интерес у юношей и девушек к театру огромен! Они находят в зрительном зале ответы на важные для себя вопросы, они размышляют вместе с нами. Наверное, не последнюю роль в том, что молодые любят приходить в Луначарский, сыграли наши проекты «Класс+Театр» и «Студенческий вторник». Но главное — это постановки. К примеру, спектакль «Бесы — это настоящая «театральная икона» молодых. Они приходят сюда пять, десять и больше раз.
Хотелось бы подробнее узнать о проектах «Класс+Театр» и «Студенческий Вторник»
Театр Луначарского сотрудничает с СевГУ с 2015 года в рамках проекта «Студенческий вторник». Один раз в месяц студенты города Севастополя на странице в инстаграм выбирают любой репертуарный спектакль театра, который они хотят посмотреть, и большинством голосов определяют, на какой спектакль они придут во вторник. После спектакля студенты встречаются с артистами, они могут задать любой вопрос режиссеру и актерам этого спектакля. Т.е. это не только может привлечь внимание студентов к каким-либо постановкам нашего театра, а еще и позволит окунуться и стать ближе к внутренней жизни театра.
Программа «Класс+театр» тоже показывает свои прекрасные результаты по привлечению внимания, но уже школьников. Один раз в месяц — в четверг, школьники города Севастополя приходят на запланированный спектакль в 15.00, после спектакля так же проходит обсуждение с актерами и режиссером спектакля. Школьники узнают о специфике работы театра и театральных профессиях. Здесь мы надеемся, что они не только приучатся с раннего возраста любить театральное искусство, но, вполне возможно, сами захотят связать с театром и, когда-нибудь, их имена будут звучать с нашей сцены.
Много ли сейчас поклонников классической драматургии или зрители жаждут уже новых историй и новых персонажей?
Классика вечна. Важен театральный язык, который мы выбираем для неё. Он должен не отдалять от зрителя классическое произведение, а приближать его, фокусировать внимание современного человека на близких ему проблемах. Если говорить о форме спектаклей, то люди стали подвижнее, открытее к экспериментам театра. Важно, чтобы во всём была мера и вкус.
Как театр имени А. В. Луначарского пережил ковидные ограничения? Оправился ли он сейчас после всех последствий?
Нам очень помогло Правительство Севастополя справиться с финансовыми сложностями во время вынужденных перерывов в работе. Мы — театр успешный, и, конечно, привыкли уже к относительной самодостаточности. Стараемся не обременять бюджет. Но в сложной ситуации нас очень поддержало руководство города. Что же касается работы, для нас она не останавливалась ни на день. Мы довольно быстро освоили интернет-пространство во время самоизоляции и творили там. А осенью, когда посещение театров было запрещено для зрителей, активно репетировали. И, как результат, вышли сразу с тремя премьерами.
Еще интересно узнать, приезжают ли работать к вам молодые начинающие актеры с других городов России? Как вы думаете, почему молодой актер может выбрать именно Севастополь и именно театр имени Луначарского для начала своей карьеры?
Это наша принципиальная позиция с главным режиссёром — ежегодно пополнять труппу новыми артистами. Во-первых, новое имя, новое лицо — это то, что возбуждает зрительский интерес. Во-вторых, мотивация не застаиваться, идти вперёд для всего коллектива. За пять лет в нашу труппу вошли молодые артисты, которых сегодня знают и очень любят не только в Севастополе, но и за его пределами. Это Анастасия Жаднова, Пётр Котров, Глеб Козляев, Алексей Гнедаш. А совсем недавно, в разгар пандемии — в июне 2020 года, мы взяли сразу пятерых выпускников Ярославского театрального института. И спустя год работы Вика Мулюкина, Пётр Харченко, Максим Веселов, Роман Шукри, Виталий Омельченко — это уже наши юные «звёзды», успевшие и влюбить в себя, и восхитить своими образами. У нас огромное предложение — за год поступает более двухсот резюме от выпускников театральных вузов и молодых артистов. Притягательна популярность театра. Качество его работы. Ну и море — это, разумеется, замечательный бонус.
Расскажите о том, каким вы видите ближайшее будущее Вашего театра?
Ближайшие и самые желанные перспективы — это возвращение к стопроцентной наполняемости зала и, конечно, техническая модернизация сцены и оборудования.
Что вы можете назвать самым приятным в вашей работе? И чем вы гордитесь как директор академического русского драматического театра?
Самое приятное в моей работе — это когда удаётся посмотреть спектакль. И, когда получается помочь всем, кто служит в театре. Театр и люди, работающие в нём, и есть самый главный повод для гордости.