Виктор Александрович, расскажите немного о себе. Где вы учились? Почему выбрали именно юриспруденцию?
Родился я в Севастополе. К слову сказать, в моей семье никто не был связан с юриспруденцией. Со школьных лет мне нравилось изучать историю, обществознание, участвовать в общественной работе. И в далеком 1994 году с открытием в Севастополе учебно-консультационного пункта Московской академии труда и социальных отношений я поступил на заочное отделение данного вуза, который окончил с отличием в 1999 году.
Вы занимаетесь адвокатской практикой уже больше пятнадцати лет. Почему вы выбрали именно эту профессию в юриспруденции?
Свою трудовую деятельность я начал еще в вузе. В 1998 году был принят на должность юрисконсульта на предприятие строительной отрасли, позднее учредил предприятие по оказанию юридических услуг гражданам и организациям, продолжал заниматься общественной работой в Союзе юристов Украины. С получением опыта практикующего юриста передо мной встала задача о повышении профессионального уровня,я принял решение получить статус адвоката. Свидетельство о присвоении статуса адвоката мне было выдано после сдачи экзамена в КДКА г. Севастополя в марте 2004 года. Так что, полагаю, у меня был простой естественный процесс профессионального роста от практикующего юриста до адвоката.
Сложно ли получить статус адвоката? Что для этого нужно?
Все требования к претендентам подробно изложены в нашем профильном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 63-ФЗ от 31.05.2002 г.
Претендент допускается к сдаче двухэтапного экзамена после предоставления документов о высшем юридическом образовании, стаже работы по юридической специальности не менее двух лет, отсутствии судимости и некоторых иных анкетных документов. При успешной сдаче и оценке знаний ему присваивается статус адвоката. Решение Квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу с момента принятия им присяги. Таким образом, процедура получения статуса адвоката проста, а все что необходимо претенденту - это знания, компетентность и сила воли.
Вы начали свою практику в украинском юридическом поле. В 2014 году Республика Крым и город Севастополь вошли в состав Российской Федерации. Как дался этот переход вам и всему адвокатскому сообществу Севастополя?
Конечно, для меня лично процесс перехода из одного правового поля в другое был менее сложен, поскольку я получил юридическое образование по российским образовательным программам. Однако, хоть и обе правовые системы доктринально схожи, они имеют большие концептуальные различия, в том числе и в практике правоприменения.
В 2014 году благодаря содействию Федеральной палаты адвокатов Россиийской Федерации, до получения статуса адвокатов России, все адвокаты города Севастополя прошли так называемый «курс молодого бойца» - сверхинтенсивные многочасовые лекции по российскому законодательству. В течение 6 лет и ФПА РФ и Адвокатская палата г. Севастополя постоянно организовывают учебные мероприятия для повышения квалификации. Поэтому, думаю, никаких пробелов в знаниях у адвокатов Севастополя не имеется, в городе работают высокопрофессиональные адвокаты.
Каким делам вы отдаете предпочтение в работе? Расскажите о самых значимых делах в вашей практике.
В сегодняшних реалиях я осуществляю юридическое сопровождение нескольких организаций, в деятельности которых возникают самые различные правовые вопросы: от вопросов трудового законодательства и заключения хозяйственных договоров до процессуального представительства по делам, рассматриваемым в порядке гражданского, административного производства.
Полагаю, значимым как для себя так и для судьбы доверителя стало обращение в 2015 году с жалобой в Конституционный суд о признании несоответствующим Конституции Российской Федерации Федерального закона № 91-ФЗ от 05.05.2014 г. (дело о двойном вменении), благодаря которой в отношении моего доверителя было прекращено уголовное преследование.
За текущий 2020 год хотел бы отметить как значимые в профессиональном плане дела с моим участием в защите прав на земельные участки граждан против исков Министерства обороны и Правительства Севастополя по землям в поселке Кача и Байдарской долине.
С 2018 года вы являетесь председателем Коллегии адвокатов «Адвокатское объединение города Севастополя «Центральное». С чего началась история вашей коллегии?
История пока небольшая. Идея создать коллегию адвокатов в нашем близком по духу сообществе адвокатов витала с 2015 года, но практическая реализация задумок была осуществлена в сентябре 2018 года. Видимо, была необходима психологическая и эмоциональная совместимость коллег, формирование принципов корпоративного духа коллегии адвокатов.
На сегодняшний день у нас сформирован работоспособный профессиональный коллектив адвокатов – специалистов в различных отраслях права. В активе коллегии адвокатов имеются офисные помещения, спроектированные для обеспечения сохранения адвокатской тайны при общении с доверителями, рабочая мебель и техника для комфортной работы адвокатов, обеспечен доступ всем адвокатам коллегии к СПС КонсультантПлюс. Но мы не останавливаемся на достигнутых результатах и в ближайшее время коллегия адвокатов представит новые юридические проекты о которых в настоящее время я бы не распространялся, сохраним интригу.
Виктор Александрович, приходилось ли вам участвовать в альтернативных (примирительных) процедурах? Как вы относитесь к такому разрешению споров?
Как гласит Кодекс профессиональной этики адвоката, предупреждение судебных споров является составной частью оказываемой адвокатом юридической помощи, поэтому адвокат должен заботиться об устранении всего, что препятствовало бы заключению мирового соглашения. Стороны могут также прийти к взаимным уступкам и заключить мировое соглашение на какой-либо стадии судопроизводства.В большинстве своем, наши клиенты пока ещё не доверяют институтам примирительных процедур таким как, например, медиация. А новшество в процессуальном законодательстве о возможности урегулировать спор с помощью судебных примирителей, судей в отставке, пока остается на бумаге, несмотря даже на тот факт, что в Севастополе постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации определены 3 судебных примирителя – авторитетных специалистов в области права. В любом случае, как я уже указывал выше, адвокат в каждом конкретном случае обязан предложить доверителю урегулировать возникший спор с помощью примирительных процедур.
Сложно ли хранить адвокатскую тайну?
Не сложно, если выполнять все предписания норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и строго исполнять этические нормы установленные Кодексом профессиональной этики адвоката.
Компетентный адвокат всегда знает свои обязанности по охране сведений переданных ему доверителем, знает приёмы и способы по обеспечению сохранности таких сведений. Сохранение адвокатской тайны является элементом доверия как к самому адвокату, так и к адвокатской корпорации в целом. Как писал французский мэтр Франсуа-Этьен Молло: «Доверие клиента не может быть там, где нет уверенности в сохранении тайны».
Часто ли вас просят гарантировать результат? Что вы делаете в таких ситуациях?
Согласно Кодексу профессиональной этики, адвокату запрещено давать лицу, обратившемуся за оказанием юридической помощи, или доверителю обещания положительного результата выполнения поручения. Исходя из этой нормы корпоративного акта в нашей коллегии, разработан отдельный пункт соглашения на оказание юридической помощи, в котором конкретно указывается на то, что адвокат не гарантирует позитивный результат для доверителя. Иногда читая текст соглашения, доверители очень удивляются, что адвокат им не гарантирует результат, но потом, выслушав объяснение причины включения данного пункта в соглашение, принимают его и заключают соглашение.
Как повлиял режим самоизоляции на вашу работу? Используете ли вы современные технологии, например, онлайн-консультации?
Конечно, это был стресс. Судебные инстанции не работали в штатном режиме, не проводились судебные заседания. Однако, режим самоизоляции не прошел впустую для российских адвокатов.
В первой половине 2020 года, ФПА РФ организовала практически ежедневные обучающие вебинары для адвокатов России в онлайн режиме с привлечением лекторов с глубокими научными знаниями и огромным практическим опытом. Члены нашей коллегии адвокатов в период вынужденной самоизоляции более детально изучили возможности использования интернет-технологий в практике работы арбитражных судов, в том числе возможности онлайн заседаний, подачи процессуальных документов через портал ГАС «Правосудие».
Однако, выражу личное мнение, что онлайн консультации несовместимы с принципами работы адвоката, которые связаны с необходимостью заключения письменного соглашения с доверителем, обеспечения сохранения адвокатской тайны, детального изучения всех документов, предоставленных доверителем, и выяснения у доверителя всех обстоятельств, послуживших основанием для обращения за квалифицированной юридической помощью к адвокату.
Одной из самых обсуждаемых тем до сих пор является процессуальная реформа по ГПК и КАС. С 1 октября представителями в суде помимо адвокатов могут стать еще и лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. Как вы относитесь к таким нововведениям? Как, по-вашему, это повлияет на правовую систему России?
В настоящее время российское законодательство приходит к необходимости унификации профессии юриста. Действительно, в процессуальных законах уже сформулированы принципы участия в качестве представителя стороны по гражданскому или административному делу лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, что в суде должно быть подтверждено соответствующим дипломом. К адвокатам таких требований о предоставлении диплома закон не предъявляет, поэтому хотел бы дать рекомендацию частнопрактикующим юристам повысить свой профессиональный уровень и получить статус адвоката.
Кроме того, у частнопрактикующих юристов отсутствуют гарантии их профессиональной деятельности. Считаю, что ещё рано говорить о последствиях законодательных новелл, которые Вы указали, но основное достижение изменений законодательства выгодно для доверителей — их в суде представляют профессиональные юристы.
Виктор Александрович, на ваш взгляд, действующее законодательство в полной мере регулирует адвокатскую деятельность? Что бы вы изменили?
К сожалению, до сих пор не утверждена Концепция регулирования рынка юридических услуг, разработанная Минюстом России, принципы которой я полностью разделяю. Данная Концепция предоставила бы «дорожную карту» унификации профессии юриста в России на основе существующего профессионального адвокатского сообщества как института гражданского общества не входящего в систему органов власти.
Кроме того, полагаю, необходимо внести дополнения в уголовный закон устанавливающий уголовную ответственность за воспрепятствование законной деятельности адвоката. Также, считаю, что сегодня адвокаты поставлены в неравное с частнопрактикующими юристами положение относительно принципов налогообложения доходов, что должно стать предметом широкого обсуждения в юридическом сообществе страны и принятия законодательных изменений.
Коллегия адвокатов «Адвокатское объединение города Севастополя «Центральное» является партнёром компании «Ваш Консультант» в проведении конкурса «Профессиональный юрист» уже не первый год. Вы входите в состав жюри конкурса в гражданско-правовой номинации. Чего вы ждете от конкурсантов в этом году?
В предыдущие годы севастопольские адвокаты мало участвовали в конкурсе. Сейчас же конкурс «Профессиональный юрист» занимает значительное место в правовой жизни города. Вероятнее всего, причина в том, что конкурс становится престижным также и среди адвокатов. В прошлом году два севастопольских адвоката, к слову сказать, обе Татьяны, стали победителями в двух номинациях. Стоит положительно оценить также практику мотивации адвокатов в участии в конкурсе путем зачёта времени такого участия в часы повышения профессиональной квалификации.
Самое интересное в конкурсе — 2 и 3 этапы, когда мастерство и профессионализм участников раскрываются по-настоящему. Хочу пожелать всем участникам конкурса «Профессиональный юрист» без ошибок пройти все его этапы и победить.
Что для вас значит «профессиональный юрист»?
В двух словах это понятие не выразить, поскольку профессия юриста очень многогранна. По моему мнению, профессиональный юрист должен компетентно владеть методами работы с постоянно изменяющимся законодательством и правоприменительной практикой, уметь вести переговоры, выслушивать оппонентов, устранять конфликт интересов, позитивно определить свою роль в общественной жизни, владеть стандартными и нестандартными приёмами решения правовых задач.