В современных реалиях для ведения успешного гостиничного бизнеса недостаточно только удачного месторасположения, исторического наследия и особенного климата. Огромную роль играет талантливый руководитель. Парк-отель «Песочная бухта» в полной степени это демонстрирует.
Об истории создания «Песочной бухты», секретах успеха и туристических перспективах Крыма мы поговорили с генеральным директором парка-отеля Татьяной Евгеньевной Кулевич.

Расскажите немного о том, как появился парк-отель «Песочная бухта».
В период Советского союза это был санаторий–профилакторий «Строитель», лечебная база. Сначала здесь были летние домики, потом была построена пара корпусов с круглогодичным приемом. После распада СССР лечебная база стала неинтересна и пришла в упадок. Десять лет назад наши собственники выкупили санаторий и решили его возродить. Модернизация происходит постепенно, но успешно.
Это был большой сложный путь, потому что санаторий «Строитель» на тот момент являлся далеко не «Песочной бухтой»: предприятие находилось в плачевном состоянии в период двадцатилетнего застоя после распада СССР и периода государственности Украины. Бизнес не развивался абсолютно.

Татьяна Евгеньевна, расскажите о Вашем профессиональном пути. В какой момент Вы пришли в «Песочную бухту»?
Мой путь начался с руководства рестораном гостиничного комплекса. Это было достаточно сложное сезонное предприятие на Южном берегу Крыма. Каждый год приходилось начинать с нуля: набирали штат, формировали команду, налаживали производственные процессы. Заведение было достаточно популярно. К нам приезжали гости из Ялты, Кореиза, Гаспры и Севастополя. За пять лет я приобрела хороший опыт.
Одними из наших постоянных гостей были сегодняшние собственники «Песочной бухты». Через год после покупки гостиничного комплекса в Севастополе они предложили мне работу руководителем. Для меня это было новое направление, потому что здесь нужно было руководить не только рестораном, но и гостиницей.
Я очень благодарна собственникам за то, что поверили в меня. Для нас это было новое направление. Мы вместе учились, совершали ошибки, но не сдавались, пробовали, экспериментировали и пришли к тому, что сейчас имеем. «Песочная бухта» — предприятие прибыльное, успешное, со своей культурой, статусом и значимостью в городе. Таков результат без малого десятилетней работы.

Управлять таким большим комплексом сложная задача. У Вас в подчинении большой штат сотрудников, который работает как слаженный механизм, обеспечивая качественный клиентский сервис. Как Вы этого добиваетесь? Поделитесь своими управленческими принципами с читателями.
Добиться этого возможно лишь ежедневной работой, человеческим отношением и индивидуальным подходом к сотрудникам. У каждого работника свои особенности, своя жизненная ситуация. И, безусловно, когда руководитель, несмотря на свою занятость, обращает на это внимание, сотрудник начинает ценить предприятие, его работу, и руководителя в том числе. Всё это приносит свои плоды.
Взаимоотношения с сотрудниками не заканчиваются только на рабочем процессе. В любом случае, предприятие участвует в его жизни. Очень важно, где учатся дети сотрудника, какова атмосфера у него дома, как здоровье, каково финансовое положение семьи.
На предприятии разработана система выслуги. Сотрудники, работающие в «Песочной бухте» более 1 года, получают проценты надбавки.
Большое значение уделяется нематериальной мотивации. Для сотрудников «Песочной бухты» предусмотрены бонусные и скидочные программы, корпоративные мероприятия, подарки, возможность пользоваться дополнительными услугами парк-отеля. Мы проводим тимбилдинги, а также уделяем большое внимание повышению профессионального уровня сотрудников. При подготовке к зимнему периоду мы вместе готовим наши растения, укутываем их. Всё это объединяет коллектив компании в настоящую семью.
Большое значение на предприятии уделяется тщательному подходу к вопросу набора персонала, отдел кадров старается подобрать людей, разделяющих взгляды и идеологию компании. Доброте и отзывчивости ни один институт не научит. Гостиница не формат учета, гостиница – это душа. Сотрудники должны быть открытыми, иначе им не будет дела до проблем наших гостей. Поэтому мы посвящаем много времени собеседованию, стажировкам, наставничеству. Присматриваемся, насколько человеку с нами удобно, находится ли он «в своей тарелке».
Команда, которая работает в «Песочной бухте», позволяет выдавать тот высокий уровень сервиса, который есть у нас в настоящий момент. Мы долго к этому шли, продолжаем идти, поскольку путь совершенствования бесконечен.

Какие советы Вы могли бы дать специалистам, которые только начинают свой путь в сфере гостиничного бизнеса?
Наверное, скажу банально. Ставишь цель – нужно к ней идти. Не бояться ошибаться. Но из ошибок нужно делать выводы и не повторять их.
Цель должна быть достойной, реальной, чтобы увлекала не только руководителя, но и всю команду. Руководителю нужно понимать, что один в поле не воин. Каким бы сильным руководитель не был, его сила – в людях, которые с ним рядом.

Гостиничный бизнес в Крыму характеризуется высокой конкуренцией. В чем секрет успеха парка–отеля «Песочная бухта»? Что отличает Вас от других отелей?
Нам досталось уникальное наследство, которое мы продолжаем развивать, – прекрасный парк с кедрами, фисташками и различными можжевельниками. Уникальность комплексу добавляет расположение рядом с Херсонесом Таврическим.
Но одним расположением успеха не добьёшься. В гостинице всё–таки главное – это команда. Именно она создаёт услугу, атмосферу. Это нарабатывается годами и высоко ценится. Только сплоченная команда даёт успех, всё остальное только добавляет.

Чем живет «Песочная бухта» в так называемый несезон?
Не могу сказать, что несезон нас не касается. Интерес к Крыму есть и летом, и зимой. Но другое дело, что он разный.
Абсолютно меняется портрет гостя. Летом в основном приезжают гости с детьми. Зимой же дети учатся, и их родители не всегда могут отдохнуть без них.
Мы должны понять, что интересует гостя зимой, и создать услугу именно для него. В это время гости предпочитают более спокойный, размеренный отдых: пеший туризм, экскурсии, восстановление здоровья. Расположение рядом с Херсонесом Таврическим способствует развитию паломнического туризма.
Плюс, безусловно, Севастополь – город производственных процессов, поэтому у нас много командировочных. Это особый вид гостей, который должен получить хорошее вечернее и утреннее питание, правильную транспортную развязку, качественный вечерний отдых.
Город Севастополь в зимнее время начинает жить размеренной жизнью и нас посещают горожане. Они пользуются нашими дополнительными услугами: SPA–центром, фитнес–клубом, парковой зоной, бассейном. Совсем недавно открылся новый медицинский центр, где мы проводим процедуры оздоровления, косметологии. Поэтому нельзя сказать, что зимой жизнь отеля останавливается.
Безусловно, важно настроить и грамотное рекламное продвижение. Это помогает привлечь большие группы туристов, в том числе, и в несезон.

В 2019 году Крым отпраздновал пятилетие воссоединения с Россией. Как это событие повлияло на Ваш отель и туристическую сферу в целом?
Поток туристов с 2014–2015 года значительно вырос, но сейчас рост замедлился. К сожалению, в среднем уровень сервиса крымских отелей слабее, чем у тех же турецких. Туристы это видят и зачастую меняют свои приоритеты в сторону заграничного туризма.
Очень жаль, что складывается такая тенденция. Нам хочется работать в нормальной конкурентной среде, когда ты четко понимаешь, из чего формируется сервис.
К счастью, нас подобная тенденция не касается, поскольку мы ищем подход к каждому гостю. «Песочная бухта» имеет большой процент постоянных гостей: побывав у нас однажды, они возвращаются на отдых  вновь.

Татьяна Евгеньевна, какими Вы видите перспективы развития туризма в Крыму?
Перспективы у Крыма большие. Государство много делает для развития полуострова. Я имею в виду масштабное развитие инфраструктуры: открытие железнодорожного и автомобильного мостов, строительство дорог, модернизацию аэропорта. Осталось только поддержать экологию, обратить внимание на очистные сооружения, дефицит пресной воды. Тогда мы будем лучшими.
На полуострове появляются хорошие отели, но хотелось бы, чтобы их становилось все больше. А действующие улучшали качество: уделяли должное внимание репутации, потому что это сказывается на имидже всего Крыма.
Важно, чтобы и маленькие отели работали в рамках законодательства, так как это влияет на региональное ценообразование гостиничных услуг в целом.
Хотелось бы иметь достойных соперников и работать в равных условиях. Тогда, наверное, все мы получим хороший результат.

Какие цели Вы ставите перед «Песочной бухтой» на 2020 год?
Одной из них является возрождение в Севастополе на базе нашего предприятия уникального сочетания климатотерапии и грязелечения сакскими грязями, которые были востребованы со времен Советского Союза. Мы хотим воссоздать это направление: специалисты «Песочной бухты» уже стажировались в профильном санатории в Саках. В ближайшем будущем у нас все должно получиться!
В планах предприятия строительство крытого бассейна, проектирование и строительство ресторана и гостиничного корпуса. Это, кстати, может служить одним из показателей результатов нашей работы: мест в существующих корпусах уже недостаточно.
Нам есть, куда расти, куда развиваться. Хочется многого, но для качественной реализации нужно идти постепенно, чтобы каждый последующий шаг не мешал предыдущему.