24–25 октября в Москве прошёл Международный таможенный форум – одно из центральных событий в жизни отечественной таможни в этом году. На этом форуме присутствовали «делегаты» из Севастополя. Какие вопросы, важные и актуальные именно для севастопольских таможенников, обсуждались на мероприятии?
Международный таможенный форум – это действительно значимое событие, и мы очень рады, что были на него приглашены.
В настоящее время идёт масштабное реформирование таможенных органов, которое уже принесло положительные результаты: сокращены сроки таможенного оформления, расширилось электронное взаимодействие между таможней и бизнесом, заложена основа для создания региональных электронных таможен и центров электронного декларирования.
Всего к 2020 году планируется открыть 16 центров электронного декларирования, которые будут заниматься приёмом, регистрацией электронных деклараций на товары и электронных документов, а также принятием решений о выпуске товаров. То есть всё это будет происходить без участия таможенного инспектора.
На сегодня уже работает три электронных таможни – Приволжская, Уральская, Северо-Кавказская – и шесть центров электронного декларирования – соответственно, Приволжский, Уральский, Северо-Кавказский при региональных таможнях, а также ещё Владивостокский, Новороссийский, Калининградский.
Кроме того, у нас постоянно совершенствуются алгоритмы автоматизации процессов совершения таможенных операций. В 2018 году уже автоматически зарегистрировано более 1,5 миллиона электронных деклараций на товары, из которых автоматически, без участия таможенного инспектора, выпущено более 250 тысяч. К 2020 году планируется автоматически регистрировать 99 процентов всех деклараций и 80 процентов деклараций безрисковых поставок выпускать автоматически. Мы постепенно идём к этому, и у нас, вроде бы, всё получается.
Все эти вопросы обсуждались на одной из площадок форума.
Севастопольская таможня представляла на форуме ролик, который рассказывал о нашей деятельности и о свободной экономической зоне. Участие в этом ролике принимала агрофирма «Золотая балка», поскольку она – участник СЭЗ. Представители агрофирмы рассказали о своём производстве, о том, какими преференциями они пользуются, и о том, как им в работе помогает таможня.
Проведение форума совпало с профессиональным праздником – Днём таможенника Российской Федерации. Расскажите, как работники таможни отмечают этот день.
Как правило, на рабочих местах. Однако по традиции в таможне прошло торжественное собрание, посвящённое Дню таможенника Российской Федерации. В этот день приняли присягу сотрудники, которым присвоены первые специальные звания. В преддверии профессионального праздника работа севастопольских таможенников была отмечена ведомственными наградами – почётными грамотами, благодарностями, медалями.
Севастопольская таможня отмечает со всей Россией День таможенника 25 октября, но есть у нас и своя собственная дата – 5 ноября. Именно в этот день 155 лет назад была создана Севастопольская «таможня 1 класса 2 разряда». До этого здесь были только таможенные заставы.
У нас по этому поводу был составлен целый ряд мероприятий – и спортивных, и общественных. Так, например, мы поддержали инициативу Морского собрания и подарили якорь храму Николая Чудотворца. Это уже своего рода традиция – наш якорь оказался там уже восемнадцатым. Кроме того, мы посадили дерево на «Аллее дружбы» на Малаховом кургане. На этой аллее в разное время сажали деревья и Губернатор, и представители Законодательного собрания. А мы посадили там японский клён. Ещё недавно мы делали флешмоб – выкладывали цифры «155», причём у нас было три версии этого флешмоба. В этом году у Севастопольской таможни появился собственный гимн – такой подарок нам сделали к 155-летию.
Все наши праздники мы проводим с ветеранами таможенной службы. Они у нас очень активные и отзывчивые – на всех мероприятиях, о которых мы говорили, они присутствовали.
Потребность в таможне появилась практически тогда же, когда появились государства и границы между ними. Изначальная миссия у таможни была очень простая: взимать пошлину с ввозимых товаров. Сегодня задачи у таможенников иные. Какую государственную миссию, на ваш взгляд, выполняет современная таможня?
Современная таможня – это, в первую очередь, государственный орган, на который возложены функции по защите экономических интересов государства, противодействию контрабанде и таможенным правонарушениям.
Практически все операции совершаются в электронном виде в кратчайшие сроки, что позволяет эффективно для государства и с минимальными издержками для бизнеса осуществлять внешнеторговую деятельность.
Вектор развития таможни определяется Комплексной программой развития ФТС до 2020 года, реализуемой, в том числе, для повышения места Российской Федерации в рейтинге «Doing Business». В этой программе заложен и наш основной девиз: «Простота и удобство для бизнеса. Безопасность и эффективность для государства».
Расскажите о структуре Севастопольской таможни.
В структуру таможни входят таможенный пост Бухта Камышовая и Инкерманский таможенный пост, на которые возложены задачи по непосредственному совершению таможенных операций, подразделения таможенного контроля, которые контролируют соблюдение порядка и единообразие совершения таможенных операций, подразделения экономического блока, которые обеспечивают администрирование и взыскание таможенных платежей, а также подразделения правоохранительного блока, обеспечивающие противодействие таможенным правонарушениям.
Об успехах таможенной службы обычно принято отчитываться в виде статистики. Вместе с тем, всегда есть место достижениям, которые нельзя выразить цифрами. Чем в этом смысле может гордиться Севастопольская таможня?
Севастопольские таможенники не только выполняют должностные обязанности, но и чтут многолетние традиции. Должностные лица таможни поддерживают чистоту и порядок мест боевой славы – Монумента героическим защитникам ДЗОТа № 11. Мы поддерживаем ветерана войны Шевкие Абибуллаеву, которая живёт в Верхнесадовом. Традиционно поздравляем её с 9 мая. В январе ей исполняется 95 лет, и мы, конечно же, тоже поздравим её. Проводим торжественные собрания, посвящённые государственным праздникам Российской Федерации, конкурсы самодеятельного художественного творчества. У нас работает много талантливых людей, которые пишут картины и занимаются прикладным творчеством. С целью формирования представления о месте и роли таможенной службы для студентов мы проводим ознакомительные экскурсии, спортивные мероприятия по шахматам и теннису, регулярно посещаем воспитанников подшефного детского дома «Центр содействия семейному воспитанию». Общаемся с ребятами, играем с ними в футбол, проводим товарищеские матчи. Им очень нужно общение, нужно, чтобы кто-то проводил с ними время, и мы это поддерживаем. Это очень важно и для них, и для наших молодых сотрудников.
Таможенная служба – это ведомство, которое не только осуществляет контроль на границе, но и формирует первое впечатление иностранца о государстве. Насколько важна работа над имиджем современной таможенной службы, и каким этот имидж должен быть?
ФТС России уже давно работает над повышением имиджа таможенной службы. Создана и активно функционирует «Горячая линия ФТС», на которую принимаются любые жалобы на действия таможенников. Таможенный инспектор – это «лицо государства», которое встречает гостей из других государств, поэтому к его внешнему виду, этикету предъявляются повышенные требования. Мы соблюдаем Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, который определяет морально-этические принципы и правила поведения. Кодекс чести таможенника Российской Федерации определяет моральные принципы и правила поведения сотрудника таможенного органа. Мы следим и за служебным поведением, и за внешним видом, и за культурой речи. У нас есть установленная форма одежды, и этих требований должны придерживаться все таможенники.
В каком направлении, на Ваш взгляд, будет развиваться таможня в ближайшем будущем?
На пленарном заседании «Таможня будущего создаётся сегодня» – одном из заседаний, проходивших в рамках форума – были выделены четыре блока, которые составят основу будущей стратегии развития таможенной службы («Стратегии-2030»). Это информационное взаимодействие с зарубежными партнёрами на этапе движения товара от производителя до границы Евразийского экономического союза (ЕАЭС), обмен данными для контроля движения товара от границы до потребителя, развитие инфраструктуры таможенных органов, налаживание коммуникации между декларантами и центрами электронного декларирования.
В настоящее время Таможенная служба России прорабатывает меры для оперативного разрешения вопросов, возникающих у участников внешнеэкономической деятельности при взаимодействии с электронной таможней. Планируется создание единой «горячей линии», расширение функционала консультационных советов при региональных таможенных управлениях и развитие Экспертно-консультационного совета.
Это наши основные направления в рамках комплексной программы до 2020 года, которая должна быть реализована нашими общими усилиями.