Здравствуйте, Алексей Николаевич. Начнём, пожалуй, с главного повода к нашей встрече – Севастопольского регионального конкурса «Профессиональный бухгалтер». Расскажите, почему вы решили принять участие в работе жюри.
С компанией «Ваш Консультант» мы давно и тесно взаимодействуем. Все наши территориальные налоговые органы используют в своей работе СПС «КонсультантПлюс».

Это тот продукт, без которого сейчас мы уже не представляем своей профессиональной деятельности.

Налоговая служба, как никто другой, заинтересована в том, чтобы хороших бухгалтеров было как можно больше, потому что профессиональный бухгалтер, как правило, – это залог правильного и качественного ведения бухгалтерского и налогового учета. Такой бухгалтер не допустит ошибок при составлении налоговой отчетности, своевременно её предоставит и перечислит налоги в бюджет.

Каковы ваши впечатления о конкурсантах?
Впечатления о конкурсантах хорошие и тёплые. Вопросы были достаточно сложными, потому что в комиссии были специалисты из разных областей – представители Пенсионного фонда, высших учебных заведений, аудиторских компаний. Каждый специалист формировал вопросы в соответствии со своим направлением деятельности, поэтому конкурсантам нужно было быть знатоками бухгалтерского учёта, налогового и пенсионного законодательства, разбираться в требованиях к аудиторской деятельности. Поэтому среди предложенных вопросов были и такие, которые могли кого-то поставить в тупик.

На втором этапе, когда конкурсанты защищали свои работы, я был приятно удивлен тем, как они ориентируются в законодательстве. Отрадно, что в бухгалтерской среде немало достойных и умных специалистов.

В конце прошлого года компания «Ваш Консультант» проводила конкурс «Профессиональный юрист». По словам судей, оценивавших тогдашних конкурсантов, жюри брало во внимание не только знание законодательства и логику рассуждений, но и само выступление, умение участников работать с аудиторией, ведь для юристов, для будущих и практикующих адвокатов это очень важное качество. Какими дополнительными критериями руководствовались судьи конкурса «Профессиональный бухгалтер»?
Каждый член жюри оценивал участников в соответствии со своими личными убеждениями. В профессии бухгалтера основополагающим фактором является чёткое следование законодательным нормам и документальное подтверждение всех финансовых операций. Особенностью этой профессии является и то, что необходимо обладать знаниями из разных сфер деятельности. Бухгалтер строительной организации должен ориентироваться в особенностях технологических процессов, в транспортной компании специалист обязательно столкнётся с нормами потребления топливных ресурсов, и таких примеров масса.

Хороший бухгалтер, обладающий знаниями из разных сфер деятельности, – это надежный фундамент для развития и успешной деятельности любого предприятия. Именно эти критерии стали для меня решающими при выборе победителя.

Вы работаете в сфере налогов с 1997 года, а значит, всё это время по долгу службы общаетесь с бухгалтерами. Бухгалтер конца 90-х, на ваш взгляд, очень отличается от бухгалтера современного?
Безусловно. Это вообще два совершенно разных человека. Я помню, как я проводил первые проверки. Ведомости были на бумажных носителях, ордеры и журналы велись вручную, а налоговый инспектор начинал проверку не с аналитики, а с того, что листал банковские документы и «первичку». Сейчас всё по-другому: профессиональные бухгалтерские программы требуют от бухгалтера владения программным продуктом и периферийными устройствами, системного подхода к ведению учёта. Кроме того, сейчас существуют международные стандарты, которые предъявляют совершенно иные требования к ведению учёта.

В конце 90-х людей с бухгалтерским образованием было очень мало. Тогда появилось много коммерческих организаций, и в бухгалтеры пошли все, кто имел хотя бы какое-то представление о специальности. Из моего выпуска в академии едва ли не каждый второй пошёл работать бухгалтером, хотя по бухгалтерскому учёту у нас был только один предмет, который преподавали в течение года. Это уже потом люди стали доучиваться или переучиваться – начался настоящий бум обучения этой профессии.

Современные специалисты бухгалтерского учёта имеют профильное образование. Едва ли сейчас найдётся работодатель, который рискнёт взять на должность бухгалтера или, тем более, главного бухгалтера специалиста без соответствующего образования.

Как вы уже сказали, современный бухгалтер может использовать в работе программные продукты и технологии, которые упрощают ведение учёта. С другой стороны, законодательство постоянно совершенствуется и усложняется. Как вы считаете, сегодня быть бухгалтером сложнее или проще, чем раньше?
Я считаю, что не сложнее и не проще. Просто разное время диктует нам разные требования. Прежде всего, ответственность организации не должна зависеть от ошибки отдельного человека, который что-то недописал в первичном бухгалтерском учёте. Если в документе нет какого-то обязательного реквизита, мы не можем его принять. Современный программный продукт позволяет провести автоматическую проверку и сразу выявить ошибку. Такая возможность, конечно же, очень упрощает жизнь бухгалтера и избавляет от последующих самопроверок, потому что проверять себя всегда очень сложно.

Какими личными и профессиональными качествами должен обладать человек, чтобы успешно состояться как бухгалтер?
Я считаю, что бухгалтер должен быть перфекционистом. У него должен быть порядок во всём. Если выстроить своеобразную иерархию качеств, то на вершину я бы поставил въедливость и усидчивость. Бухгалтер должен разбираться в каждой цифре, в каждой хозяйственной операции. Фраза «Точность – вежливость королей», я считаю, отлично подходит для бухгалтера – он должен быть точным в любом своём действии, своевременно и чётко фиксировать все факты хозяйственной жизни.

И ещё, конечно же, бухгалтер должен быть любознательным и постоянно совершенствоваться.

Что вы посоветуете и пожелаете участникам конкурса «Профессиональный бухгалтер»?
Тем, кто уже попробовал свои силы в конкурсе, я советую участвовать в следующем году. Даже если кто-то в этот раз не победил, но очень на это рассчитывал, не нужно отчаиваться – нужно расширять профессиональный кругозор, читать периодику, использовать специализированные программные продукты и отслеживать все новинки, потому что на конкурс мы стараемся выносить только актуальные вопросы.

Что касается новых участников, то им я рекомендую не бояться, а испытывать свои силы, потому что именно такие конкурсы указывают на пробелы и дают понимание, в каком направлении необходимо развиваться. Знаниям свойственно устаревать и забываться, а конкурс позволяет встряхнуться и посмотреть на обыденные вещи новым взглядом.

МОГИЛА АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю.

Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса.

Дата и место рождения: 27 декабря 1975 года, п. Кысыл-Сыр Вилюйского района, Якутия.

Образование: Высшее профессиональное. В 1997 году окончил Иркутскую государственную экономическую академию по специальности «экономика и управление», в 2007 году окончил Сибирский институт права, экономики и управления по специальности «юриспруденция».

Трудовой путь: В налоговых органах работает с 1997 года. За время работы прошел путь от государственного налогового инспектора Государственной налоговой инспекции № 1 по Правобережному округу г. Иркутска до начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области.

С 2003 по 2007 год – начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Иркутской области; с марта 2007 года по июль 2014 года – начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области.

С 15 июля 2014 года назначен заместителем руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю.

В 2004 году награжден Почетной грамотой Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, в 2009 году – знаком отличия «Отличник Федеральной налоговой службы». В 2014 году награжден медалью Министерства обороны Российской Федерации «За возвращение Крыма».

Источник: www.nalog.ru