Разъяснения даёт Федеральное казначейство

При исполнении контракта, заключённого по результатам электронных процедур, приёмка оформляется обязательно через ЕИС. Заказчик размещает в ЕИС подписанный документ либо мотивированный отказ от его подписания с указанием причин. Срок размещения устанавливается контрактом, но не позднее 20 рабочих дней после поступления от поставщика документа о приемке. Нарушение указанного порядка влечёт административную ответственность.

Если документ о приёмке подписан с использованием ЕИС, то информация о приёмке направляется через ЕИС для внесения в реестр контрактов, заключённых заказчиком в день подписания документа о приёмке. В ЕИС автоматически формируется проект информации об исполнении контракта на основе подписанного в ЕИС документа о приёмке с последующим размещением в реестре контрактов, причём без возможности редактирования таких сведений заказчиком.

Создание вручную сведений об исполнении контракта с приложением документа о приёмке в реестре контрактов невозможно из-за блокирующего контроля. Если этот документ подписан на бумаге, то разместить сведения об исполнении контракта в реестре контрактов вручную будет невозможно. Неразмещение в ЕИС документа о приёмке влечёт административную ответственность (ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ – штраф в размере двадцати тысяч рублей).

Документ: Письмо от 05.12.2022 N 20-01-03/30540.

Нарушения при закупках

Федеральное казначейство и Минздрав выявили ряд нарушений при проведении процедуры закупок (Письмо Минздрава России от 27.12.2022 N 22-0/И/2-22583):

  • при обосновании НМЦК по методу сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о ценах товаров, работ, услуг (ТРУ) без учёта сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и финансовых условий выполнения контракта (нарушение ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 22 Закона о контрактной системе);
  • при обосновании НМЦК по методу анализа рынка использованы сведения о ценах ТРУ, полученные от источников, не осуществляющих поставку идентичных и (или) однородных ТРУ;
  • при обосновании НМЦК по методу анализа рынка использована информация о ценах ТРУ из неисполненных контрактов;
  • при обосновании НМЦК не применялись требования о нормировании;
  • при закупках медицинских изделий не применялся порядок определения НМЦК, утвержденный Приказом N 450н;
  • при обосновании НМЦК на поставку лабораторного оборудования, освобождённого от обложения НДС, использованы коммерческие предложения, содержащие информацию о цене товара с учётом НДС, что может повлечь дополнительное расходование средств (нарушение п. 9 Приказа N 450н);
  • при обосновании НМЦК на лекарственные препараты не применялся порядок определения НМЦК, утверждённый Приказом N 1064н <5>;
  • при определении и обосновании НМЦК не использовались источники общедоступной информации о рыночных ценах ТРУ, это приводит к завышению НМЦК (нарушение ч. 18 ст. 22 Закона о контрактной системе);
  • состоялись приёмка и оплата результата контракта, не соответствующего условиям контракта, — например, оборудования не той модели (нарушение ч. 1, 7 ст. 94 Закона о контрактной системе);
  • состоялись приёмка и оплата фактически не выполненного результата контракта, например, оплачены невыполненные работы по ремонту помещений (нарушение ч. 1, 7 ст. 94 Закона о контрактной системе);
  • изменение существенных условий контрактов в случаях и порядке, не предусмотренных законодательством РФ, например изменение цены контракта без определения дополнительного объёма работ, замена страны происхождения товара (нарушение ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе);
  • неверно рассчитаны размеры штрафов по контрактам (завышены, занижены), не проведена претензионная работа (нарушение ч. 6 - 8 ст. 34 Закона о контрактной системе);
  • нарушены сроки приёмки и оплаты ТРУ, отсутствовала экспертиза результата контракта или просрочена оплата обязательств по контрактам (нарушение ч. 13.1 ст. 34, ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе);
  • длительное (до 380 дней) неиспользование закупленного дорогостоящего оборудования в соответствии с целями закупки, результат — уменьшение периода полезного использования поставленного товара (нарушение ст. 12Закона о контрактной системе);
  • нарушения при применении ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, определённых Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102;
  • при применении запретов допуска иностранных товаров (запреты введены Постановлениями Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, от 30.04.2020 N 616);
  • при применении ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства от 30.11.2015 N 1289;
  • при применении информации об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, утверждённых Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (нарушение ст. 14 Закона о контрактной системе).

Реестр недобросовестных поставщиков

Разъяснения по порядку ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) даны ФАС в Письме от 20.01.2023. Так, в РНП можно включить и поставщика, в отношении которого введены санкции, если этот поставщик нарушает существенные условия договора, что является основанием для расторжения с ним контракта в одностороннем порядке. Исключить сведения из реестра можно при отмене судом пункта приказа антимонопольного органа, на основании которого сведения включены в реестр. При оспаривании в арбитражном суде заключения ФАС о наличии оснований для включения сведений в реестр территориальный орган ФАС в отзыве на заявление о признании незаконным заключения антимонопольного органа должен указывать на необходимость обжалования пункта приказа и привлекать в рамках судебного процесса центральный аппарат ФАС как соответчика.

 

 

 

Подробную информацию о реестре недобросовестных поставщиков я нашла для вас в системе КонсультантПлюс.

Закупки у единственного поставщика – дополнительные случаи

В совместном Письме Минфина России N 24-01-07/14000, ФАС России N ПИ/11943/23 от 17.02.2023 даны разъяснения, касающиеся особенностей установления дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика в целях обеспечения нужд субъекта РФ и нужд муниципальных образований, находящихся на его территории.

Высший исполнительный орган субъекта РФ вправе принять решение об установлении в период до 31.12.2023 дополнительных случаев проведения закупок у единственного поставщика. Законодательство не содержит требований к условиям принятия такого решения. Поэтому дополнительные случаи определяет субъект РФ самостоятельно. В совместном Письме указано, что в настоящее время определение целесообразности введения и применения в субъекте РФ и муниципальных образованиях, находящихся на его территории, дополнительных случаев также отнесено к полномочиям высшего исполнительного органа субъекта РФ.

Размещение в ЕИС недостоверной информации

ФАС в Письме от 01.12.2022 рассматривает вопрос о привлечении к административной ответственности заказчика за размещение в ЕИС недостоверной информации (он разместил два противоречащих друг другу протокола по итогам проведения конкурентной процедуры). За нарушение порядка осуществления закупки ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Эта норма не устанавливает ответственность за размещение в ЕИС недостоверной информации. Кроме того, нарушение порядка проведения закупки по Закону N 223-ФЗ не может быть квалифицировано по основаниям, предусмотренным ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Закупки медицинской продукции

Разъяснения по порядку осуществления закупок медицинской продукции даны Минздравом в Письме от 08.02.2023.

Так, в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги. Это описание должно применяться заказчиками при осуществлении закупки с указанной в позиции каталога даты начала обязательного применения.

В справочную информацию в позиции каталога по медицинским изделиям включаются вид изделия в числовом выражении (код), наименование вида изделия и его описание в соответствии с Номенклатурной классификациеймедицинских изделий, а также код (коды) ОКПД 2  в числовом выражении и наименование кода ОКПД 2.

Справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании ст. 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей обязательному использованию заказчиком.

Поставщик должен в установленный контрактом срок представить результаты поставки товара, соответствующие условиям контракта. При поставке товара, не соответствующего характеристикам, установленным в контракте, или товара ненадлежащего качества заказчик представляет в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа о приёмке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подробную информацию по процедуре закупки медицинских изделий я нашла для Вас в системе КонсультантПлюс.

Требования к специалистам

Информация и документы, подтверждающие наличие специалистов и иных работников, их квалификацию и соответствие требованиям ТК РФ, должны содержаться в составе заявки на участие в закупке — на это обращает внимание ФАС в Письме от 07.02.2023.

Гражданско-правовые договоры, заключённые участником закупки со специалистами (иными работниками), не являются информацией и документами, подтверждающими наличие таких специалистов и их квалификацию в соответствии с положениями ТК РФ.

Заказчик самостоятельно определяет и устанавливает документы, подтверждающие квалификацию специалистов и иных работников, требования к содержанию таких документов, наименованию квалификации (при необходимости), в том числе с учётом специфики планируемой закупки. При этом установленное содержание показателя, раскрывающее соответствующий критерий оценки (в том числе информация и документы), не должно ограничивать конкуренцию (в том числе ограничивать число участников).

Когда односторонний отказ заказчика от контракта признаётся недействительным

ФАС в Письме от 25.04.2023 сообщает, что решение суда о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным необходимо направить в орган контроля, поскольку оно является самостоятельным основанием для исключения информации о поставщике из реестра недобросовестных поставщиков.

При оспаривании в арбитражном суде заключения антимонопольного органа о наличии оснований для внесения сведений в реестр территориальный орган ФАС в отзыве на заявление о признании незаконным заключения антимонопольного органа должен указывать на необходимость обжалования пункта приказа и привлекать в рамках судебного процесса центральный аппарат ФАС в качестве соответчика.

ФАС разъяснила, как устанавливается требование к участникам закупки о членстве в СРО

Если предусматривается такое требование, необходимо учитывать, в частности, следующее:

  • во избежание ограничения конкуренции необходимо устанавливать требование о членстве в СРО, область которой соотносится с результатом работ, являющихся объектом закупки;
  • не устанавливается требование о представлении документов, подтверждающих членство в СРО. Комиссия по закупкам самостоятельно проверяет сведения об участнике закупки в едином реестре сведений о членах СРО и их обязательствах;
  • комиссия по закупкам самостоятельно проверяет уровни ответственности участника закупки в соответствующих компенсационных фондах СРО в период рассмотрения заявок при проведении электронного аукциона и в период подведения итогов электронного конкурса;
  • при рассмотрении заявок комиссия по закупкам использует сведения о размере взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, которые размещены в указанном реестре.

Документ: Письмо ФАС России от 11.07.2023 N МШ/54828/23.

ФАС разъяснила, можно ли в описании объекта закупки указывать требования к классу потенциального риска применения медизделий

Такие требования нельзя включать в описание объекта закупки, поскольку это противоречит Закону N 44-ФЗ и Закону N 135-ФЗ. Их указание может сократить количество участников закупки. Класс потенциального риска медизделия не является терапевтически или диагностически значимой характеристикой.

 Документ: Письмо ФАС России от 16.05.2023 N ТН/37551/23.

ФАС разъяснила отдельные вопросы привлечения к ответственности по ч. 1.4 и 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ

Ведомство, в частности, указало, что должностное лицо, нарушившее законодательство при размещении в ЕИС предусмотренных ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещения и документов, содержание которых не соответствует требованиям этого Закона, привлекается к ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Применение ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ допускается только при проведении запроса котировок и закрытых конкурентных закупок.

Документ: Письмо ФАС России от 15.05.2023 N 28/37143/23.

ФАС уточнила порядок отнесения коллективного участника к СМСП

Если проводится закупка среди СМСП и заявка подана группой лиц, то для отнесения этой группы к категории СМСП каждый из её участников должен соответствовать требованиям, предъявляемым к СМСП.

Документ: Письмо ФАС России от 14.04.2023 N 28/28871/23.

ФАС указала, как устанавливается требование о членстве в СРО в строительной сфере

Если предусматривается такое требование, необходимо учитывать, в частности, следующее:

  • во избежание ограничения конкуренции нужно устанавливать требование о членстве в СРО, область которой соотносится с результатом работ, являющихся объектом закупки;
  • в извещении не устанавливается требование о представлении документов, подтверждающих членство в СРО. Комиссия по закупкам самостоятельно проверяет сведения об участнике закупки в едином реестре сведений о членах СРО и их обязательствах.

Документ: Письмо ФАС России от 11.07.2023 N МШ/54828/23.

ФАС разъяснила, как участники закупок могут подтвердить наличие лицензии

Если при проведении закупки установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии, подтвердить её наличие можно выпиской из реестра лицензий или копией акта лицензирующего органа о принятом решении. Эти документы представляются в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Документ: Письмо ФАС России от 14.06.2023 N ДФ/46829/23.

ФАС скорректировала некоторые критерии формирования лота при проведении закупок на содержание (ремонт) автодорог

Изменена, в частности, начальная (максимальная) цена одного лота при таких закупках в г. Москве и г. Санкт-Петербурге. Теперь она не должна превышать 3,6 млрд руб. (раньше — не более 3 млрд руб.) Срок исполнения обязательств по контракту по-прежнему должен быть не менее шести месяцев.

Изменены и иные критерии формирования лота, в том числе в субъектах РФ в зависимости от их климатической зоны.

Документы: Письмо ФАС России от 24.04.2020 N ИА/35241/20 больше не актуально. Письмо ФАС России от 26.07.2023 N МШ/59508/23.

ФАС разъяснила, какие требования в описании объекта закупки нарушают законодательство

Если к поставляемым товарам, совокупности характеристик установлены требования, которым соответствует продукция определённого производителя, то это противоречит Закону N 44-ФЗ.

При закупке медизделий нельзя устанавливать требования к классу потенциального риска их применения. Это может привести к сокращению количества участников закупки и противоречит Закону N 44-ФЗ, а также Закону N 135-ФЗ. Класс потенциального риска медизделия не является терапевтически или диагностически значимой характеристикой

Документ: Письмо ФАС России от 16.05.2023 N ТН/37551/23.

ФАС сформулировала позицию об установлении порядка оценки заявок участников закупки

Устанавливать порядок оценки заявок, который приводит к необоснованному созданию преимуществ отдельным участникам закупки, недопустимо.

Заказчик вправе самостоятельно выбрать формулу из указанных в п. 20 Положения N 2604. Он может установить в том числе предусмотренные формулами предельные значения показателей. При этом такие требования не должны ограничивать количество участников закупки.

Документ: Письмо ФАС России от 01.06.2023 N ПИ/43159/23.

ФАС разъяснила некоторые вопросы оценки заявок по показателю «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определённого уровня квалификации»

Ведомство указало в том числе следующее:

  • заказчик должен самостоятельно определить документы, которые подтверждают квалификацию специалистов и иных работников, требования к их содержанию, наименованию квалификации (при необходимости), в соответствии с Законом N 44-ФЗ, Положением N 2604, профстандартами, а также с учётом специфики закупки;
  • гражданско-правовые договоры между участником закупки и специалистами (иными работниками) не относятся к информации и документам, которые подтверждают наличие таких специалистов и их квалификацию согласно Трудовому кодексу РФ;
  • сведения о трудовой деятельности, представляемые в подтверждение наличия специалистов и иных работников, их квалификации, должны отвечать требованиям Трудового кодекса РФ;
  • содержание показателя, раскрывающее критерий оценки, в том числе информация и документы, не должны ограничивать конкуренцию, в частности приводить к необоснованному ограничению числа участников.

Документ: Письмо ФАС России от 07.02.2023 N ПИ/8371/23.

ФАС разъяснила, как рассматриваются жалобы на нарушения, допущенные в ходе закупок малого объёма

Поступившие в ФАС России жалобы на нарушения, допущенные в ходе электронных малых закупок, рассматриваются в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и Приказа ФАС России от 13.10.2015 N 955/15.

Закон N 44-ФЗ не предусматривает специальных положений об обжаловании малых закупок, проводимых без применения порядка, определённого ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

В связи с этим жалобы на нарушения, допущенные в ходе их проведения, должны быть возвращены. Контроль в отношении таких закупок может быть осуществлён путём внеплановой проверки по п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Документ: Письмо ФАС России от 06.09.2022 N МШ/83177/22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подробную информацию о проведении закупок малого объёма по 44-ФЗ я нашла для вас в системе КонсультантПлюс.