Какие проверки проводят

В 2023 году могут провести внеплановую проверку в виде документарной проверки по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России, а также проверку без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования. А в случае выявления при таком выездном обследовании нарушений обязательных требований — незамедлительно провести контрольную закупку (пп. «а» п. 3, п. 10 Постановления Правительства РФ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» от 10.03.2022 г. № 336).
Основанием для проведения документарной проверки является, в частности, наличие у контролёров сведений о причинении ущерба охраняемым законом ценностям либо выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований. ФНС РФ в письме от 05.05.2023 г. № Д-5-20/32@ «Об организации и проведении контрольных мероприятий за применением контрольно-кассовой техники в 2023 году» определила порядок:

  • отбора организаций и ИП для ККТ-проверок по итогам рассмотрения сведений о неприменении ККТ из обращений граждан и организаций;
  • отбора налогоплательщиков для контрольных (надзорных) мероприятий по результатам проверок без взаимодействия с проверяемым в виде наблюдения;
  • рассмотрения мотивированных представлений о проведении документарных проверок и порядок проведения таких проверок;
  • проведения контрольных закупок.

Важный момент: если срок исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 01.03.2023, истёк, это является самостоятельным основанием для проведения внепланового контрольного мероприятия (контрольной закупки, документарной и выездной проверок) при условии, что оно согласовано с прокуратурой (Письмо ФНС России от 05.05.2023 N Д-5-20/32@). Кроме этого, налоговая служба поручила УФНС по субъектам РФ организовать проведение ККТ-проверок с учётом особенностей, установленных «проверочным» мораторием. В частности, уделить внимание контролю за полнотой учёта выручки в организациях и у ИП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подробный комментарий к этому письму ФНС я нашла в системе КонсультантПлюс

Проверки по обращениям граждан

Одним из оснований для проведения контрольных мероприятий с взаимодействием является наличие сведений о причинении (или об угрозе причинения) вреда охраняемым законом ценностям. А также выявление индикаторов риска в отношении объекта контроля.

Такую информацию налоговая может узнать:

  • из обращений граждан и организаций, от госорганов, из средств массовой информации;
  • при проведении контрольных мероприятий, в том числе без взаимодействия. Даже если изначально проверяли других лиц.

Проверка по обращению граждан будет, если есть подтверждение, что причиняется вред охраняемым законом ценностям. К ним относят от здоровья граждан до свободы экономической деятельности и поддержки конкуренции. Однако в общем случае проверить нарушителя смогут лишь после снятия моратория. ФНС указывает, что по итогам рассмотрения подтверждённых сведений о нарушении из обращений граждан запрос на проверку может быть направлен при одновременном наличии таких условий:

  • сведения, содержащиеся в поступивших заявлениях граждан и организаций, указывают на неприменение ККТ общепитом или торговыми сетями (сетями объектов по оказанию услуг);
  • есть конкретные данные, позволяющие за что-то «зацепиться» при назначении штрафа (например, место, дата и время совершения, событие нарушения, другие данные).

Отбор по итогам наблюдений

Проверка грозит и если нарушения Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ (далее – Закон о применении ККТ) выявлены в результате наблюдения. При этом сотрудники налоговой могут брать информацию из любых источников: из общедоступных, от любых подконтрольных лиц, от госорганов и так далее. И отобрать кандидатов на проверку. Затем инспектор может запросить разрешение на каждую проверку от руководства ФНС России.

При этом необходимы такие условия:

  • сфера деятельности нарушителя — общепит или сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);
  • отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется;
  • налогоплательщик ранее привлечен к ответственности за ККТ, в том числе в виде предупреждения, или получил предостережение, но не исполнил его;
  • есть данные о событии нарушения (например, место, дата и время совершения и событие правонарушения, другие данные).

Документарные проверки

Проверка ККТ возможна также по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС России при условии согласования с прокуратурой. При этом каких-либо иных ограничений (например, по сфере деятельности) ФНС тут не называет.

 

 

 

О том, как проводится контрольная закупка при проверке, а также как обжаловать результаты контрольной закупки, описано в Готовом решении системы КонсультантПлюс

Какие полномочия имеют налоговые органы для контроля за применением ККТ

Инспекторы имеют полномочия, в частности (п. 4 Положения о федеральном госконтроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учёта выручки в организациях и у ИП, п. 2 ст. 7 Закона о применении ККТ, ч. 2 ст. 29 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ):

  • получать (например, с использованием технических средств) беспрепятственный доступ к ККТ, в том числе для считывания фискальных данных, которые хранятся в её фискальном накопителе;
  • получать беспрепятственный (в частности, дистанционный) доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;
  • проводить контрольные (надзорные) мероприятия в отношении того, правильно ли учитываются наличные деньги при применении ККТ;
  • запрашивать необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет ККТ;
  • проводить контрольные (надзорные) мероприятия в отношении того, как оформлены и выданы (направлены) кассовые чеки, БСО и иные документы, подтверждающие расчёт между организацией (ИП) и покупателем (клиентом). Такие проверки инспекторы могут проводить путём контрольной закупки, приобретая и оплачивая товары (работы, услуги);
  • выносить предписания об устранении выявленных нарушений;
  • взаимодействовать с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности.

По окончании контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения оформляют акт. Если выявлены нарушения обязательных требований, выдаётся предписание об их устранении с указанием сроков (п. п. 36, 37, 40 Положения о госконтроле (надзоре) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учёта выручки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о том, как избежать ответственности за нарушения есть в СПС КонсультантПлюс