Виталий Александрович, расскажите, как давно существует организация и какие цели перед собой ставит?

Учреждение было создано Правительством города Севастополя в декабре 2014 года (постановление № 600 от 18.12.2014). Справедливости ради отметим, что 2014 год — это начало становления нашей организации в правовом поле Российской Федерации, в том или ином виде учреждение осуществляло свою деятельность с 80-х годов XX века. Изначально цель создания организации состояла в оказании услуг дополнительного образования, однако, в процессе становления перечень основных направлений деятельности расширялся. В настоящее время помимо образовательной деятельности учреждение также ведёт работу в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта.

В чём заключается Ваша деятельность в сфере молодежной политики?

Мы организуем мероприятия, направленные на гражданское и патриотическое воспитание молодёжи, воспитание толерантности в молодежной среде, формирование у молодёжи традиционных ценностей нашего государства (правовых, культурных и нравственных), развитие гражданской активности и формирование здорового образа жизни, содействие участию в добровольческой деятельности.

В чём заключается деятельность в сфере физической культуры и спорта?

Учреждение тесно взаимодействует с Управлением по делам молодёжи и спорта города Севастополя, региональными спортивными федерациями и сообществами (регби, бокса, футбола, спортивной борьбы, велосипедного спорта, шахмат), спортивными школами и руководством спортивных комплексов и сооружений. Оно участвует в реализации Календарного плана официальных физкультурных и спортивных мероприятий города Севастополя. На текущий год запланировано 160 мероприятий и командировок официальных спортивных делегаций. С 2018 года реализуется проект «Спорт в каждый двор», в рамках которого организована спортивно-досуговая деятельность населения города в разных возрастных категориях. На стадии пилотного проекта было задействовано 6 площадок, период реализации — 3 месяца. Однако проект нашёл отклик от граждан и достаточно активно развивался, в настоящее время он реализуется уже на 36 площадках, круглогодично. Расписание занятий, контакты инструкторов размещены на информационных стендах, на площадках. Основные виды физической активности: занятия по общефизической подготовке, подвижные игры, фитнес, лёгкая атлетика, а также игровые виды спорта (баскетбол, футбол, волейбол, регби, гандбол, флорбол, стретчинг, фитнес, бадминтон). Помимо прочего, в рамках соглашения наши инструкторы проводят занятия в Казённом учреждении «Социальный приют для детей города Севастополя». Весьма важный пласт работы в этом направлении — создание условий для занятий физической культурой и спортом. С 2019 года по настоящее время было оборудовано 28 спортивных площадок во всех районах города, проведены мероприятия по монтажу 4 многофункциональных физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа, в этом году завершается монтаж ещё 2 объектов такого типа.

Какие образовательные программы сейчас предлагает Центр?
Ежегодно реализуется более 250 дополнительных общеобразовательных программ художественной, социально-гуманитарной, технической, физкультурно-спортивной направленностей. На нашей базе функционирует более 100 кружков и секций, среднегодовое количество обучающихся составляет более 5,5 тысяч. Каждая программа проходит обязательную внутреннюю рецензию на соответствие требованиям законодательства РФ, города Севастополя и локальным актам учреждения и согласовывается коллегиальным органом — педагогическим советом учреждения. Реализуемые программы сопровождаются современными дидактическими и презентационными материалами. На занятиях активно применяются информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы работы, проектные и исследовательские технологии обучения. С исчерпывающей информацией о реализуемых программах, их особенностях, кратким описанием можно ознакомиться на нашем сайте, в разделе «образование».

Можно ли из перечисленных направлений выделить наиболее популярные?

Исходя из статистических данных, в настоящее время наиболее востребованы образовательные программы художественной направленности, на которые приходится порядка 39% обучающихся (более 2300 детей) от общего количества, а также физкультурно-спортивной направленностей (27%). На оставшиеся направления приходится по 17% обучающихся. Если говорить о наиболее популярных кружках и секциях, то можно выделить кружок «Гармония», кружок «Дизайн и 3Д моделирование», ансамбль «Тополёк. Народный танец», каждый из которых посещают более 100 детей, секцию «Мини-футбола», в которой занимается более 80 детей.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о спортивных занятиях: что могут выбрать для себя дети и подростки?

Спектр программ физкультурно-спортивной направленности весьма обширен. Это и различные виды единоборств (спортивная борьба, греко-римская борьба, рукопашный бой, айкидо, тхэквондо, кикбоксинг), и игровые виды спорта (футбол, мини-футбол, регби, теннис). Также проводятся занятия по лёгкой атлетике, акробатике, шахматам, велоспорту BMX и многим другим направлениям. Перечень реализуемых программ данной направленности формировался учреждением таким образом, чтобы каждый ребёнок мог выбрать для себя такой вид спортивных занятий, который он будет посещать не как обязанность, а с интересом.

Направлений очень много. В связи с этим возникает вопрос: есть ли возможность посещения пробных занятий?

Безусловно такой формат взаимодействия с потенциальными учащимися практикуется нашими педагогами и помогает ребёнку и его родителям сделать осознанный выбор программы дополнительного образования. Каждый может прийти на пробные занятия, познакомится с педагогом, детьми, попробовать свои возможности. Более того, педагогическими работниками учреждения для привлечения детей в кружки и секции на регулярной основе проводятся мастер-классы, открытые занятия, на которых ребёнок также может определиться: подходит ему данный кружок, секция или нет.

Основа интереса учащихся — талантливые преподаватели. Расскажите о коллективе Центра: какими основными качествами должны обладать сотрудники?

Педагогические работники любого образовательного учреждения должны обладать значительным количеством профессиональных и личных качеств. В первую очередь, они должны понимать потребности и интересы детей, быть чуткими и доброжелательными как к обучающимся, так и к их родителям. Педагог должен проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, обладать широким кругом интересов и умений, быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей, стремиться к овладению новыми знаниями.

Насколько большой штат преподавателей сейчас работает в Центре?

По состоянию на сегодняшний день общая численность педагогических работников учреждения составляет 135 человек.

Давайте поговорим о кадровой политике: как происходит отбор специалистов?

Отбор специалистов учреждением осуществляется исходя из знаний, компетенций, опыта практической работы потенциального работника. Требования, предъявляемые к педагогическим работникам, устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации при утверждении профессиональных стандартов, а также Министерством просвещения Российской Федерации
Кроме того, при проведении собеседования, помимо профессиональных качеств потенциального работника, осуществляется оценка его личных качеств: любовь к профессии, готовность к самообразованию, творческий подход к организации деятельности и многих других.

Дети какого возраста могут посещать Ваши курсы и секции?

Секции и кружки нашего учреждения посещают дети от 3 до 18 лет. Необходимо отметить, что каждая дополнительная общеобразовательная программа содержит в себе возрастные ограничения, к примеру, программу «Бокс» (стартовый уровень) могут осваивать дети в возрасте от 5 до 18 лет, программу «Велоспорт-BMX» — дети от 11 до 16 лет. Таким образом, чтобы понять, соответствует ли возраст ребёнка программе, которая предполагается к выбору, необходимо обратиться к информации, опубликованной на нашем сайте в разделе «образование».

Есть ли какие-то нормы по количеству обучающихся в группах?

Нормы по количеству обучающихся в группах установлены требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Все образовательные программы готовятся с учётом названных требований. Информация о максимальном количестве обучающихся по той или иной программе содержится непосредственно в программе.

Сочетать основную учёбу с дополнительной не всегда просто. Как это получается сделать у ребят?

В первую очередь, для успешной интеграции основного и дополнительного образования необходимо учитывать интересы и способности самого ребёнка. Если ему интересно выбранное направление внеурочной деятельности, то он будет посещать занятия с удовольствием. Кроме того, при формировании расписания и режима занятий необходимо учитывать требования санитарно-эпидемиологического законодательства, возрастные особенности ребёнка, чтобы не допускать его переутомления. Посещение занятий более чем в 2 объединениях (секций, кружков) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. При этом, дети, которые заняты помимо школы дополнительными (внеурочными) занятиями, благодаря тому, что их ежедневный график расписан практически поминутно, более организованные, целеустремленные и собранные. Они успевают гораздо больше, чем те дети, которые после школы предоставлены сами себе. Также многое зависит от местоположения наших клубов, в которых проходят занятия. Идеальный вариант, когда кружок или секция, которые посещает ребёнок, находятся в одном районе с местом его проживания, в данном случае ребёнок не переутомляется в дороге.

Что нужно для участия в интересующей образовательной программе?

Прежде всего необходимо желание. Алгоритм зачисления ребёнка в группу достаточно прост. После выбора программы необходимо уточнить информацию о наличии вакантных мест: это можно узнать как на нашем сайте, так и на портале персонифицированного дополнительного образования города Севастополя. Также можно лично посетить кружок или секцию. При наличии вакантных мест нужно обратиться в учреждение с заявлением. Важно отметить, что для кружков и секций, предполагающих физическую активность, необходима медицинская справка об отсутствии противопоказаний для таких занятий.

Расскажите про льготные категории детей: у кого есть преимущества при зачислении в группы?

Большинство образовательных программ реализуется учреждением на бюджетной основе. Локальными активами учреждения предусмотрены различные преференции для отдельных категорий граждан, выбравших программы, реализуемые как на платной, так и бесплатной основе. В частности, при зачислении обучающихся в группы преимущество предоставляется:

  • детям-сиротам, находящимся под опекой;
  • детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • детям, находящимся в социальноопасном положении;
  • детям, у которых оба родителя инвалиды 1 или 2 группы, инвалиды детства,
    инвалиды войны.

Эти же категории граждан, в случае выбора программы, реализуемой на платной основе, полностью освобождаются от оплаты. Частично (в размере 50%) от оплаты освобождаются одинокие родители, воспитывающие детей. Помимо этого, частичное освобождение от оплаты (в размере 20%) предусмотрено на второго и последующего ребенка, из одной семьи, посещающего занятия у одного руководителя кружка/секции в учреждении, а также в случае, если один из родителей ребёнка инвалид 1 или 2 группы, инвалид детства, инвалид войны.

Многие программы тесно связаны с организаторской деятельностью. Расскажите о ближайших планах по проведению мероприятий.

Реализация образовательных программ неразрывно связана с воспитательной и культурно-массовой работой, проводимой учреждением. В рамках такой работы на ближайший период времени запланировано проведение ряда праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне: это выставки рисунков и поделок, тематические часы, праздничные программы, мастер-классы, различные патриотические акции. Также участие наших обучающихся запланировано в городских конкурсах, фестивале «Без России Я — ничто!», фестивале искусств Черноморского флота «Корабельная сторона», международном конкурсе-фестивале «Танцевальное признание». Важным элементом деятельности учреждения является взаимосвязь с родителями. Педагогическими работниками на постоянной основе в режиме диалога проводится как индивидуальная, так и коллективная (к примеру, в родительских собраний, формате участия в праздничных мероприятиях, проводимых учреждением) работа с родителями обучающихся. Кроме того, с целью массового привлечения детей, подростков и молодёжи к занятиям физической культурой и спортом на регулярной основе проводятся соревнования по различным видам спорта. Так, в мае запланировано проведение соревнований по велоспорту-ВМХ, брейкингу и хип-хопу.

Дайте рекомендации для родителей и детей: как не ошибиться с выбором направления и найти «своё»?

В первую очередь, при выборе направления дополнительного образования необходимо учитывать мнение ребёнка, его особенности и интересы. Достаточно характерна ситуация, когда родители навязывают посещение кружка или секции в связи с попыткой реализации своей несбывшейся мечты. В процессе освоения программы рекомендуется наблюдать за ребёнком и поддерживать его. Распространённое заблуждение, что роль родителей в дополнительном образовании заканчивается на выборе направления. Им необходимо интересоваться мнением ребёнка относительно освоения программы, проблемными моментами, успехами, помогать раскрыть и развить таланты. Также стоит быть готовыми к тому, что выбранное направление не подойдёт ребёнку в силу каких-либо факторов. В этом случае не стоит демонстрировать своё недовольство, разочарование. В данной ситуации необходимо выяснить причину нежелания посещать занятия. Нередки ситуации, когда такое поведение ребёнка связано не с направлением, а с личностью педагога, либо конфликтными ситуациями с иными учащимися. Выход достаточно прост: перевод по аналогичному направлению к иному педагогу, в другой кружок. Даже если и придётся поменять несколько кружков, это не критично, ведь в процессе поиска, проб и ошибок найдётся именно то направление внеурочных занятий, которое не только позволит раскрыть потенциал, но и будет приносить радость. Детям можно рекомендовать не боятся высказывать родителям своё мнение не только при выборе направления, но и в процессе освоения уже выбранного направления.

Виталий Александрович, благодарим Вас за интересную беседу! Желаем вдохновения и дальнейших успехов!