В марте вступили в силу очередные изменения в требованиях к маркировке товаров некоторых видов продукции. В этой статье разберемся, что именно изменилось в этой теме.

Маркировка стиков и бестабачных смесей для кальяна

В перечень маркируемых товаров добавили 2 вида никотинсодержащей продукции:

  • табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания;
  • курительные смеси для кальяна, не содержащие табак.

С 15 марта такие товары должны выходить на рынок с маркировкой. Более ранние партии можно продавать до 1 октября 2023 года. В тот же срок разрешена маркировка товара, который к 1 марта 2022 года был в обороте. Участники оборота с 15 марта должны передавать в систему маркировки сведения обо всех действиях, связанных с оборотом промаркированных стиков и бестабачных смесей для кальяна.

Маркировка товара в наборах

С 1 марта код маркировки товара нужно наносить только на потребительскую упаковку набора (или этикетку на ней), т.е. без маркировки входящих в него товаров, если эту упаковку сформировали на производстве и ее нельзя вскрыть без повреждения. Это касается фототоваров, товаров легкой промышленности, парфюмерной продукции. При расформировании набора необходимо сделать перемаркировку и нанести код маркировки товара на каждый товар, который входит в набор и подлежит маркировке, до предложения к продаже.

Маркировка товара знаком обращения на рынке

Сейчас определили требования к маркировке товара, включенной в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, соответствие которой подтверждено знаком обращения на рынке. При маркировании продукции используется Знак обращения, изображение и описание которого утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.11.2003 N 696. Маркировка товара Знаком обращения осуществляется изготовителем продукции или заявителем самостоятельно любым удобным для него способом до выпуска продукции в обращение. Продукция, соответствие которой не подтверждено в установленном порядке, не маркируется Знаком обращения. Знак обращения наносится на несъемную часть каждой единицы продукции и (или) ее упаковку (при наличии) и (или) указывается в сопроводительной документации (технической документации) (при наличии). В сопроводительной документации (технической документации) Знак обращения наносят на свободном поле, в месте, где приведены сведения об обязательном подтверждении соответствия продукции. Место нанесения Знака обращения на продукцию, упаковку и сопроводительную документацию (техническую документацию) определяет изготовитель продукции или заявитель. Изготовитель продукции или заявитель на основании документа о подтверждении соответствия продукции (сертификата соответствия или декларации о соответствии) маркирует продукцию Знаком обращения.

Маркировка упакованной питьевой воды

Вводится обязательная маркировка отдельных видов упакованной воды. Речь идет о воде:

  • природной питьевой упакованной, в том числе газированной, не содержащей сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ;
  • купажированной питьевой упакованной, в том числе газированной, не содержащей сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ;
  • искусственно минерализованной питьевой упакованной, в том числе газированной, не содержащей сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ;
  • обработанной питьевой упакованной, в том числе газированной, не содержащей сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ.

Изменения касаются упакованной питьевой воды. Для минеральной воды код маркировки товара обязателен с 1 декабря 2021 года.

Оборот и вывод из него немаркированной воды, которую произвели или импортировали до начала обязательной маркировки товара, разрешены до окончания срока годности.

Маркировка обуви

При производстве обуви в РФ ввод в оборот больше не связан с моментом, когда производитель принял продукцию на баланс. Вместо этого учитывают дату подачи уведомления о вводе в оборот. С 1 марта при ввозе товаров из стран ЕАЭС в систему маркировки товара надо передавать больше сведений. В уведомлении о вводе обувных товаров в оборот для обувных товаров, произведенных на территории государства — члена ЕАЭС, дополнительно содержатся следующие сведения:

  • наименование производителя обувных товаров;
  • ИНН производителя обувных товаров (или его аналог в государстве — члене ЕАЭС).

В уведомлении о вводе обувных товаров в оборот для обувных товаров, произведенных на территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, и ввезенных на территорию государства — члена ЕАЭС, дополнительно указываются:

  • наименование импортера, который ввез обувные товары на территорию государства — члена ЕАЭС;
  • ИНН импортера, который ввез обувные товары на территорию государства — члена ЕАЭС (или его аналог в государстве — члене ЕАЭС);
  • наименование юридического лица или ИП государства — члена ЕАЭС, реализовавшего (продавшего) обувные товары в рамках трансграничной торговли участнику оборота товаров;
  • ИНН юридического лица или ИП государства — члена ЕАЭС, реализовавшего (продавшего) обувные товары в рамках трансграничной торговли участнику оборота товаров (или его аналог в государстве — члене ЕАЭС);
  • дата регистрации таможенной декларации на товары;
  • регистрационный номер таможенной декларации на товары.

Маркировка молочной продукции

При регистрации молочной продукции в национальном каталоге нужно больше сведений. К примеру, указывают данные о сроках и условиях хранения. В отчете о нанесении средства идентификации нужно отражать дополнительные сведения:

  • альтернативную дату истечения срока годности и условия хранения (если такая дата есть);
  • фактический вес маркируемой продукции (если он различается у разных единиц молочной продукции с одним кодом товара).

Если вес товара уменьшился, есть возможность внести изменения в сведения о маркированном товаре. Есть и другие уточнения, например о маркировке молочной продукции, которую произвели в отдаленных или труднодоступных местностях. Кроме того, определили, что вводом молочной продукции в оборот также признается перемещение юридическим лицом, ИП или аккредитованным филиалом иностранного юридического лица в РФ молочной продукции из отдаленных или труднодоступных местностей, указанных в специальном перечне, на остальную территорию РФ. К случаям вывода молочной продукции из оборота отнесена реализация молочной продукции юридическим лицам, ИП, крестьянским (фермерским) хозяйствам или аккредитованным филиалам иностранных юридических лиц в РФ, расположенным в указанных отдаленных или труднодоступных местностях. Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2100 дополнено понятием «сторонний производитель молочной продукции», под которым понимается юридическое лицо, ИП или аккредитованный филиал иностранного юридического лица в РФ, являющиеся налоговыми резидентами РФ, которые производят (с возможностью ввода молочной продукции в оборот) и передают молочную продукцию в рамках контрактного производства. Уточнено понятие контрактного производства.

Правила маркировки воды я нашла в системе КонсультантПлюс

С 31 марта продавцов молочной продукции, срок хранения которой не превышает 40 суток, в т.ч. сыров, обяжут передавать сведения о розничной продаже в систему «Честный знак». Это положение не касается товаров, у которых несколько сроков годности и минимальный из них не превышает 40 суток. Для них срок — 1 июня.

Информацию о других изменениях в торговле в 2022 году я подготовила с помощью системы КонсультантПлюс