В 2022 году вступили в силу множество изменений по охране труда. Новшеств так много, что это можно смело называть реформой. С учетом размера штрафов за нарушения в области охраны труда, хотелось бы дать краткое описание  всех ключевых моментов.

Коротко о главных изменениях

Учет микроповреждений

Потребуется регистрировать микротравмы (ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей и другие повреждения при выполнении работ), а также выяснять их обстоятельства и причины. Поводом послужит обращение пострадавшего к руководству. Рекомендации по учету микротравм утвердил Минтруд.

Отстранение сотрудника без СИЗ

Нельзя будет допускать к работе тех, кто не применяет выданные обязательные СИЗ. Сохранять зарплату за этот период не потребуется. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей.

Запрет на работу в опасных условиях труда

Если по результатам СОУТ условия труда отнесут к опасным, потребуется приостановить работы. Основания отнесения к этому классу необходимо будет устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичного профсоюза (при наличии), а копию направить в ГИТ. До снижения класса условий труда необходимо предоставить персоналу другую работу либо сохранить на время простоя за ними должности и зарплату. Запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий ЧС.

Новые права работодателя

Работодатели смогут, в частности:

  • вести электронный документооборот в области охраны труда;
  • следить за безопасностью работ с помощью оборудования для видео-, аудиофиксации;
  • давать ГИТ удаленный доступ к наблюдению за производством работ и базам электронных документов по охране труда.

Дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены отдельными правилами.

Подробно об изменениях в области охраны труда

Изменения, направленные на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

Закреплено, что работодатель имеет право:

  • требовать от работников исполнения ими требований охраны труда;
  • проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование).

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не применяющего выданные ему в установленном порядке СИЗ. Уточняется, что на время прохождения медицинского осмотра и (или) обязательного психиатрического освидетельствования за работниками, обязанными проходить такие осмотр и (или) освидетельствование, сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы. Также можно выделить следующие новшества:

  • Расширяется понятийный аппарат в сфере охраны труда.
  • Закреплены основные принципы обеспечения безопасности труда.
  • Определены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.
  • В целях содействия соблюдению правил по охране труда будут разрабатываться национальные стандарты безопасности труда.
  • Вводятся положения о государственной экспертизе условий труда и соответствии зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Определены обязанности и права работодателя, обязанности и права работника в области охраны труда. Вводится запрет на работу в опасных условиях труда. Закреплены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, а также право работника на получение информации об условиях и охране труда. Ряд положений касается системы управления охраной труда, под которой понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Также вводится обязанность учета микротравм (ссадин, кровоподтеков, ушибов мягких тканей, поверхностных ран и других повреждений), полученных работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя. В целях обеспечения работников СИЗ, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до 1 марта 2022 года, но не позднее 31 декабря 2024 года.

Актуализированное положение о системе управления охраной труда (СУОТ)

СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации), с учетом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам работодателя, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах работодателя в соответствии с требованиями применяемых у работодателя нормативных правовых актов.

Важно! Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ.

В случае регулярного (не реже одного раза в год) заключения договора подряда разрабатывается и утверждается распорядительным документом работодателя положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории работодателя, в котором будет указан необходимый перечень документов, представляемых перед допуском к работам и правила организации таких работ. При определении состава соблюдаемых работодателем норм примерного положения и их полноты учитываются наличие у работодателя рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, производственных процессов, содержащих опасности травмирования работников, а также результаты выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, связанных с этими опасностями. В числе прочего приводятся примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ и примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников. Утрачивает силу аналогичный Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н. (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 776н)

Новые изменения в правилах и регламентах

Обновлены правила проведения государственной экспертизы условий труда

Государственная экспертиза условий труда теперь может осуществляться на основании обращений комиссий по расследованию несчастных случаев и заключений Минтруда России о рассмотрении несогласия с заключением экспертизы качества специальной оценки условий труда. Объектом проведения государственной экспертизы условий труда является рабочее место (рабочие места). В случае, если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах). Государственная экспертиза условий труда не проводится:

  • при непредставлении заявителем в случае, если заявителем является организация, проводящая специальную оценку условий труда, копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
  • при отсутствии (непредставлении) отчета и отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ. В этом случае руководитель органа государственной экспертизы вправе направить обращение в государственную инспекцию труда для принятия соответствующих мер;
  • при указании в подаваемых документах ненадлежащей цели проведения государственной экспертизы, а также при обращении не ненадлежащих заявителей;
  • при отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ ввиду ликвидации юридического лица или прекращения ИП своей деятельности;
  • в случае непредставления судебным органом имеющихся у него материалов позволяющих обеспечить проведение государственной экспертизы условий труда в установленные сроки;
  • в случае отсутствия в документах и материалах, прилагаемых к представлению государственной инспекции труда, представлению Роспотребнадзора или его территориальных органов акта проверки или иных документов по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, подтверждающих обоснованность изложенной в представлении информации.

Приводятся

  • перечень документов, прилагаемых или являющихся частью отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда;
  • примерный перечень дополнительных документов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, которые при необходимости дополнительно запрашиваются органом государственной экспертизы условий труда.

Определены формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда

К формам (способам) информирования с использованием визуальной/печатной информации отнесены:

  • ознакомление работника при приеме на работу с условиями трудового договора, заключаемого с работодателем, в котором указываются трудовые права работника и информация об условиях труда;
  • ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
  • ознакомление с информацией о существующих профессиональных рисках и их уровнях;
  • ознакомление работника с требованиями должностной инструкции, инструкций по охране труда (с визуализацией при необходимости опасных зон (участков) оборудования), перечнем выдаваемых на рабочем месте СИЗ, требованиями правил по охране труда и других локальных нормативных актов работодателя (такое ознакомление осуществляется под роспись работника, а при наличии у работодателя электронного документооборота ознакомление допускается осуществлять в электронной форме с учетом установленных для электронного документооборота требований);
  • иные дополнительные формы (способы) в зависимости от финансовых возможностей работодателя.

Кроме того, в зависимости от своих финансовых возможностей работодатели могут применять формы (способы) информирования с использованием видеоматериалов и интернет-ресурсов.

Актуализировано примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда

Новое положение учитывает изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Утрачивает силу аналогичный Приказ Минтруда России от 24.06.2014 N 412н.

Обновлен перечень  мероприятий по улучшению условий и охраны труда

В частности, в перечень теперь включено проведение обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты. Утрачивает силу аналогичный Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н.

Вводится перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников на территории, подконтрольной другому работодателю

В перечень включены организационные мероприятия, технические мероприятия, мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты, а также лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия.

Внесены изменения в перечень производств с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин

Конкретизированы работы, поименованные в пунктах 19 и 37 перечня, посредством указания конкретных профессий. Одновременно из перечня исключены работы, выполняемые авиационным механиком (техником) по планеру и двигателям, авиационным механиком (техником) по приборам и электрооборудованию, авиационным механиком (техником) по радиооборудованию, авиационным техником (механиком) по парашютным и аварийно-спасательным средствам, авиационным техником по горюче-смазочным материалам, техником по крылу, инженером, занятыми непосредственно на техническом обслуживании самолетов (вертолетов).

Определены допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную

Утрачивает силу Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную». Одновременно указанное Постановление исключено из перечня актов, на которые не распространяется механизм «регуляторной гильотины».

Актуализированы форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям, а также порядок формирования и ведения реестра деклараций

Изменения направлены на реализацию положений Федерального закона от 30.12.2020 N 503-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которым закреплен бессрочный статус декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте. Таким образом, из сведений, включаемых в реестр, исключены сведения о сроке действия декларации. Уточняется, что декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.

Определены общие требования к организации безопасного рабочего места

Рабочее место, его оборудование и оснащение, применяемые в соответствии с особенностями выполняемых работ, должны обеспечивать сохранение жизни и здоровья занятых на нем работников при соблюдении ими положений применяемых у работодателя нормативных правовых актов по вопросам охраны труда. На рабочем месте (в рабочей зоне) должны быть приняты меры по снижению до установленных предельно допустимых значений уровней воздействия (концентрации) вредных и (или) опасных производственных факторов на занятых на данном рабочем месте работников с учетом применения ими средств индивидуальной (коллективной) защиты. Рабочее место (рабочая зона), его размеры, взаимное расположение органов управления, средств отображения информации, размещение вспомогательного оборудования и инструментов должны учитывать требования к выполняемой работе в соответствии с государственными требованиями охраны труда. Приводятся требования к организации рабочего места и требования к безопасному содержанию рабочего места.

Вводятся в действие основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда

Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда. Утверждение правил (стандартов) и инструкций по охране труда для работников производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии). Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности. Правила (стандарты) по охране труда должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом). Инструкции по охране труда должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем). Правила (стандарты) и инструкции по охране труда должны поддерживаться в актуальном состоянии и соответствовать производственным процессам работодателя, организационным или структурным изменениям. Приводятся требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда.

Вводятся типовые формы документов для проведения государственной экспертизы условий труда

Рекомендации Минтруда России

Рекомендации по размещению информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах

Приводится примерный порядок размещения работодателем информационных материалов в зависимости от структуры и организации работы у конкретного работодателя, а также его финансовых возможностей. На основании рекомендаций работодатели могут самостоятельно определять и осуществлять размещение информационных материалов с учетом форм (способов) информирования работников. Работодатели могут размещать информационные материалы любыми перечисленными способами:

  • тиражирование (распространение) печатной продукции и видеоматериалов по информированию работников;
  • распространение материалов по информированию работников через кабинеты охраны труда или уголки по охране труда;
  • размещение на внутреннем корпоративном веб-портале или веб-сайте работодателя (при наличии);
  • рассылка по электронной почте/проведение онлайн-опросов;
  • проведение телефонных интервью;
  • проведение собеседований.

Работодатель может осуществлять указанные мероприятия либо по отдельности, либо одновременно, выбор конкретного мероприятия или состава мероприятий осуществляется работодателем самостоятельно. Утрачивает силу Постановление Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда».

Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков

Рекомендации содержат критерии, которыми работодателю рекомендуется руководствоваться при выборе методов оценки уровней профессиональных рисков, краткое описание применяемых в РФ и зарубежной практике методов оценки уровней профессиональных рисков, процесс и этапы выбора метода оценки уровней профессиональных рисков, а также примеры оценочных средств. Организации, осуществляющие оценку уровня профессиональных рисков (как сами работодатели, так и экспертные организации, выполняющие оценку на договорной основе), вправе использовать иные способы и методы, кроме указанных в рекомендациях. Работодатель вправе разработать собственный метод оценки уровня профессиональных рисков, исходя из специфики своей деятельности.

Рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников

Учет микроповреждений (микротравм) работников рекомендуется осуществлять посредством сбора и регистрации информации о них. Работодатель осуществляет учет самостоятельно исходя из специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучших практик, принятых на себя обязательств. В целях учета и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, предупреждения производственного травматизма, работодателю рекомендуется, в частности:

  • утвердить локальным нормативным актом порядок учета микроповреждений (микротравм) работников, с учетом особенностей организационной структуры, специфики, характера производственной деятельности;
  • организовать рассмотрение обстоятельств, выявление причин, приводящих к микроповреждениям (микротравмам) работников, и фиксацию результатов рассмотрения в соответствующей справке или ином определенном работодателем документе;
  • организовать регистрацию происшедших микроповреждений (микротравм) в специальном журнале или ином определенном работодателем документе.

С 1 марта 2022 года применяются новые рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда

Рекомендации разработаны в целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и содержат положения об организации службы охраны труда, определении ее структуры и методике расчета нормативной численности работников службы охраны труда. Рекомендации не распространяются на ИП, на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам с численностью работников не более 50 человек, работодателей — субъектов малого предпринимательства и иных работодателей (организации, предприятия, учреждения), не осуществляющих производственную деятельность, предоставляющих социально-бытовые услуги без предоставления проживания, принявших решение о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности, а также не применяются для расчета штатной численности работников испытательных лабораторий по условиям труда, врачей по производственной медицине, специалистов по промышленной, экологической и пожарной безопасности и иных специальностей. Утрачивают силу Постановления Минтруда России от 08.02.2000 N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» и от 22.01.2001 N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях».

Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей для их выявления на рабочих местах

Выявленные опасности рекомендуется классифицировать:

  • по видам профессиональной деятельности работников с учетом наличия вредных (опасных) производственных факторов;
  • по причинам возникновения опасностей на рабочих местах (рабочих зонах), при выполнении работ, при нештатной (аварийной) ситуации;
  • по опасным событиям вследствие воздействия опасности (профессиональные заболевания, травмы), приведенной в примерном перечне опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ.

Приведенные способы классификации опасностей рекомендуется применять при идентификации опасностей в привязке к объектам исследования — видам работ, рабочим местам (рабочим зонам), по профессиям, структурным подразделениям и территории работодателя в целом, а также при описании выявленных опасностей. Приведены примерные классификации опасностей в зависимости от выбранного способа классификации.