Все мы знаем, что произошли определенные изменения в правилах заполнения путевых листов и транспортных накладных в текущем году.

Для начала разберемся с изменениями в порядке заполнения путевых листов.

 С 01.01.2021 и до 01.01.2027 нам надо руководствоваться Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов". Ниже рассмотрим его особенности.

Обязательных реквизитов стало больше

Согласно п. 1 Порядка путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе;
  • сведения о перевозке.

Как мы видим, появился новый обязательный реквизит - сведения о перевозке.

Как и раньше, надо указывать тип ТС и его модель, но теперь еще и марку, так же, как марку прицепа (полуприцепа) наряду с его моделью.

В Приказе Минтранса N 152 перечислялись возможные типы ТС: легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай. В Порядке такой расшифровки нет.

Уточнено, что государственный регистрационный номер указывается в отношении и самого транспортного средства, и прицепа (полуприцепа), а для троллейбусов и трамваев надо указать в том числе инвентарный номер.

Показания одометра (полные километры пробега) вносятся в путевой лист при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного ТС по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) его водителя. Теперь эти показания должны вноситься и при заезде транспортного средства на парковку по окончании смены (рабочего дня), то есть независимо от окончания смены (рабочего дня) водителя.

В сведениях о транспортном средстве теперь надо указывать дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска ТС на линию и его возвращения. Ранее было необходимо указывать дату и время выезда с парковки и заезда на парковку.

Разъяснения в части проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

В сведениях о водителе, как и ранее, необходимо указывать дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя. Но теперь по поводу послерейсового осмотра водителя уточнено, что это надо делать, если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ.

Согласно п. 15 Порядка даты и время проведения предрейсового и послерейсового медосмотров водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Это условие не изменилось.

Однако добавлено, что по результатам прохождения предрейсового осмотра на путевом листе проставляется отметка "Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен", по результатам прохождения послерейсового осмотра - отметка "Прошел послерейсовый медицинский осмотр".

Теперь обязанность по проставлению даты и времени проведения предрейсового и предсменного контроля техсостояния ТС возлагается на должностное лицо, ответственное за это ТС, а не на контролера

Еще об одном виде контроля говорится в п. 16 Порядка. Ранее было установлено, что дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств, транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Теперь определено, что эта обязанность возлагается на должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (то есть не обязательно именно на контролера технического состояния). Это же лицо проставляет дату и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, отметку "Выпуск на линию разрешен".

Требования к ведению журнала регистрации путевых листов

Сохранилось еще одно требование: собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Порядка). Форма этого журнала утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Хотя с 01.01.2013 формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не обязательны к применению, экономическим субъектам целесообразно использовать форму этого журнала и в дальнейшем.

Теперь установлено такое требование: если журнал ведется на бумажном носителе, страницы его должны быть прошнурованы, пронумерованы. В то же время допускается вести данный журнал на электронном носителе с возможностью его последующей распечатки и соответствующего оформления. Более того, если журнал ведется на электронном носителе, то его можно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью согласно требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Изменения коснулись не только формы заполнения путевых листов, но и формы заполнения транспортной накладной. Минтранс рассказал о нюансах ее заполнения в своем письме от 26.03.2021. Сейчас мы вкратце с ними ознакомимся.

Если по договору экспедитор оплачивает перевозку груза, его считают грузоотправителем, т.е. указывают в разд. 1 "Грузоотправитель". Также проставляют отметку "является экспедитором".

Раздел 1а заполняют, если нужно, данными клиента из договора с экспедитором-грузоотправителем.

В строке "Лицо, от которого забирается груз" разд. 6 отражают информацию о том, кто фактически отпустил груз. В этом случае неважно, кто его погрузил. Не имеет значения и то, кому до погрузки передали груз по документам, если фактически его не перемещали.

С помощью системы КонсультантПлюс я подготовила образцы путевых листов:

Минтранс также отметил: те разделы, в которых нет пометки "(при необходимости)", заполняют обязательно.

С помощью системы КонсультантПлюс я подготовила добразец транспортной накладной.