Вадим Николаевич, расскажите о себе. Как связали судьбу с санаторием «Саки»?
Почти всю свою двадцати трехлетнюю карьеру я посвятил гостиничному бизнесу. За это время я работал в разных местах России, в основном, в континентальной части: Москва, Санкт-Петербург, Тверская область. Начинал финансовым директором в Санкт-Петербурге, далее был и консалтером, и управленцем, и директором. Работал в гостиничном бизнесе в Испании, занимался объектом на Сейшелах, но никогда не добирался до Черного моря, хотя об этом мечтал.

Я подумал, если я очень много путешествую по стране и миру, почему так и не доехал до Крыма? Мне очень нравится природа, атмосфера, история. Как раньше ехали в Тайгу за комарами и запахом дыма, я поехал за туманами, горами и морем.

В санатории Саки я выиграл конкурс на должность. Очень рад, что среди многих кандидатов оценили именно мой опыт и профессионализм.

Санаторий начал свою деятельность еще в 1884 году и до сих пор принимает своих гостей. Расскажите об истории санатория «Саки».
Начало деятельности санатория в 1884 году является весьма условным. Ещё во времена Крымской войны здесь лечили раненых.

История санатория переплетена с историей становления города Саки как курорта. Истоки идут от солевых промыслов, в свое время здесь организовывалось множество артелей. Озёра, где добывали соль, разделялись по наделам.

Изначально курорт был известен остаточной солью. Но потом началось развитие грязелечения, появились другие процедуры.

Чем живёт санаторий сейчас?
Нашими отдыхающими и пациентами. Показатели загрузки свыше 50%, что является хорошим результатом и позволяет нам не закрываться в несезон. Проблема курортного бизнеса — несезон. В это время большинство предприятий закрываются, особенно отели и санатории, которые расположены возле моря на ЮБК. Мы находимся вдалеке от моря, к нам едут, прежде всего, за лечением.

Санаторий известен своими грязевыми процедурами далеко за пределами Крыма. Вадим Николаевич, процедуры санатория уникальны?
Для нашего региона грязь является действительно уникальной по своему химическому составу, воздействию и оздоровительному эффекту.

Но уникальных процедур в нашем бизнесе нет. Вы же не пойдёте лечиться к стоматологу, который объявил новую уникальную методику лечения зубов. Вам будет важнее статистика, отсутствие осложнений и отзывы людей, которые получили имплант 20-30 лет назад. Каждый, кто заявляет об уникальности процедур в нашей сфере, лукавит.

Но мы сочетаем старые традиционные методы лечения с современным оборудованием, которое является в какой-то степени уникальным для нашего региона. Например, у нас есть современные барокамеры, хорошее ударно-волновое оборудование, применяются озонотерапия, карбокситерапия, которые редко где можно встретить. Это всё дополняет действие грязи. Задача коллектива — грамотно сложить вместе эти компоненты.

Как организованы добыча и хранение грязи и рапы?
Санаторий не занимается добычей грязи. Лицензией на добычу обладает только «Крымская гидрогеологическая режимно- эксплуатационная станция», которая следит за солевым балансом грязевого озера, производит забор этой грязи.

Думать, что лечебная грязь залегает на поверхности озера ошибочно. Мне всегда искренне жаль тех туристов, которые приезжают на озеро, заходят по колено и начинают обмазываться грязью. Ничего кроме атмосферных осадков — снега и примеси грязи — они на свою кожу не наносят. И вряд ли это является безопасным.

Пласты лечебной грязи залегают на глубине от 2 до 5 метров. Добываются они драгами, специальными машинами, которые большим ковшом добывают грязь, перегружают на суда, где её вывозят в места хранения и продают санаториям для грязелечения.

Чем санаторий «Саки» отличается от других?
Особенность нашего санатория заключается в расположении на берегу озера. Другие санатории вынуждены перевозить грязь транспортом и учитывать затраты по логистике. Это оказывает влияние на стоимость процедур. Поэтому коллеги вынуждены где-то сокращать расход грязи на процедуру, чтобы восполнить логистические затраты.

У нас другая ситуация. Есть труба, по которой поступают полезные вещества, и вагонетки, которые проезжают всего сто метров. Затрат на логистику нет, поэтому мы можем давать клиенту на процедуру большее количество грязи.

Для справки, на общую грязевую процедуру, когда человека заворачивают брезентом, внутри которого находится грязь, нормативный расход составляет 25 кг. Вряд ли другие санатории могут себе это позволить, ведь это достаточно дорого.

Рапа к нам также поступает по рапопроводу, что сказывается и на объемах, которые используются для ванн.

Работу санатория трудно представить без квалифицированного персонала. Какая команда сейчас работает в санатории «Саки»?
Костяк санатория — заслуженные врачи со стажем более 20 лет. Но я считаю правильным добавлять в команду молодых специалистов. За последние полтора года с материка к нам приехало четыре врача. Наблюдается тенденция, что персонал переезжает семьями из-за любви к Крыму и материального фактора.

Вадим Николаевич, как санаторий прошёл трудности 2020 года?
Санаторий показывал стабильный прирост от 10 до 12% каждый месяц этого года пока работа была разрешена. В месяцы без работы доход был нулевым. Естественно, наша загрузка и доходы в этом году упали, но это совершенно нормально. У наших коллег были и трагичные ситуации, они стояли совсем пустые.

Конечно, очень тяжелый период пандемии накладывает много ограничений на нашу деятельность. Мы находимся в двойном подчинении: и у Минздрава, и у Минтуризма. Где-то издаваемые ведомствами документы коррелируют между собой, где-то вступают в противоречие.

Например, требования к отелям сильно отличаются от требований к санаториям. Человек приезжает отдыхать. В одном случае он сдаёт СанПиН карту, в другом — нет. В одном случае требуется анализ на COVID-19, в другом — нет. В отелях можно использовать электросушители в туалетах, а в санаториях — нет, потому что это распространяет вирус. Это сложно понять.

Санаторий также участвует в программе Ростуризма по возврату денежных средств за путёвки. Есть ли положительные результаты её внедрения?
Мы почувствовали эффект этой программы — получили по ней хорошие объемы продаж. Программа была поддержана на всех уровнях: и в СМИ, и в регионах. Мы очень рады, что на нас обратили внимание.

В декабре Государственный совет Крыма перенёс введение курортного сбора на 2022 год. Вадим Николаевич, как вы относитесь к введению налога для отдыхающих — курортного сбора?
Мы являемся крупным налогоплательщиком в городе. С точки зрения необходимости поддержания среды, в которой мы работаем, налог для отдыхающих — это необходимый сбор.

Но сама процедура и формат исчисления по суткам могут нести негативные последствия. Как человек, отработавший в этой сфере 20 лет, я могу посчитать койко-сутки 10 разными вариантами и убедить вас, что каждый из них правильный. У инспектора будет такая же свобода выбора, соответственно и такая же свобода штрафа. Это даёт большие возможности недобросовестным проверяющим лицам.

Хорошее начинание может понести пагубный эффект. Курортный сбор смог бы принести хороший финансовый результат, если бы был представлен в другом виде.

В текущем формате оплата курортного сбора отнимает у предприятия много трудовых, временных и программных ресурсов.

Вадим Николаевич, о чём вы мечтаете как человек и о чем вы мечтаете как профессионал?
Я был на трёх океанах, мечтаю побывать еще на двух.

Как профессионал я хочу, чтобы в моём санатории не было чрезвычайных ситуаций, чтобы клиент был доволен, чтобы предприятие жило без директора. Когда к руководителю не обращаются за разрешением вопросов, это значит что все процессы работают хорошо, все на своём месте.

Близится завершение года. Какие итоги вы можете подвести?
О финансовых итогах мы уже говорили. Есть и социальные итоги. 3 года назад санаторий в осенний, зимний и весенний периоды переходил на пониженную ставку. 250 наших сотрудников зависели от снижения дохода и загрузки в несезон. Сейчас такого нет, люди уверены в своей работе. Во время самоизоляции, когда санаторий не работал, мы выплачивали зарплату и никого не сократили.

Сейчас мы также поддерживаем коллектив. Например, сегодня заключили договор по тесту на антитела для сотрудников.

Цель нашей социальной поддержки коллектива — дать уверенность, что они работают в нужном предприятии и занимаются правильным делом.

Вадим Николаевич, какие цели ставите перед санаторием на 2021 год?

Продолжать вести данную политику. Это был для нас тяжелый год по части ограничений. Мы пошли на беспрецедентные инвестиции в безопасность.

Хочется прожить следующий год без закрытия, без потрясений, хотя бы также стабильно как 2020 год. Не упасть, а даже подняться.