Виктор Михайлович, без малого полгода Вы возглавляете Крымскую таможню. Расскажите немного о себе.
Родился я в городе Комсомольске-на-Амуре. Здесь прошли моё детство и юность. В 1982 году я окончил Комсомольский-на-Амуре политехнический институт. Получив инженерную специальность, начал трудовой путь на авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.

Как получилось так, что судьба связала Вас с таможней?
В 90-е годы в период распада СССР многие меняли сферу деятельности. Я не был исключением. В период формирования российской таможенной службы шел активный набор в ряды таможенников, и я решил попробовать свои силы в этом направлении. В 1993 году начал работу в должности старшего инспектора Амурской таможни, дослужился до первого заместителя начальника таможни. Параллельно с работой успешно окончил Российскую таможенную академию по специальности "Таможенное дело" в 2000 году.

В 2002 году перешел на работу в представительство таможенной службы РФ при таможенной службе Республики Казахстан. Спустя четыре года вернулся на Дальний Восток. В марте 2006 года возглавил кадровую службу Дальневосточного таможенного управления. В 2007-2009 годах возглавлял Камчатскую таможню, в 2009-2010 Хабаровскую, а с 2010 по 2014 годы руководил Владивостокской таможней. С 2014 по 2020 год возглавлял Сахалинскую таможню.

И вот новый регион - Крым. Возглавить Крымскую таможню было для меня неожиданно и почетно. Регион имеет свою специфику, но я не боюсь перемен и воспринимаю их как опыт и новые знания.

Виктор Михайлович, в преддверии Вашего профессионального праздника ‑ Дня таможенника Российской Федерации ‑ хотим поговорить о тех изменениях, которые произошли в таможенной сфере, в частности, о цифровизации таможенной службы.
2020 год ‑ знаковый для таможенной службы Российской Федерации. В этом году завершается масштабная реформа таможенных органов. До недавнего времени насчитывалось более 670 мест декларирования по всей стране. В настоящее время на территории Российской Федерации создано и функционирует всего 16 центров электронного декларирования. Это позволило повысить прозрачность таможенных процедур и обеспечить их единообразие по всей стране.

15 сентября 2020 года в Ростове-на-Дону открыли Южную электронную таможню (ЮЭТ). Создание Южной электронной таможни ‑ один из заключительных шагов реформы российских таможенных органов.

Масштабная реформа таможенных органов позволила разделить  документальный и фактический контроль, перейти на «бесконтактные» отношения с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Благодаря этим изменениям удалось ускорить процесс таможенного оформления без потери его эффективности, существенно снизить коррупционные риски, а также перевести взаимодействие бизнеса с таможней в более простой и удобный формат.

Что касается Юга России, то сегодня весь декларационный массив сконцентрирован в двух центрах электронного декларирования ‑ Южном, подчиненном Южной электронной таможне, и Новороссийском, подчиненном Новороссийской таможне.

В Новороссийском Центре электронного декларирования (ЦЭД) оформляются декларации на товары, перемещаемые водным видом транспорта, а в Южном ЦЭДе ‑ товары, перемещаемые автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом.

Крымская таможня в настоящее время осуществляет фактический контроль товаров, поступающих в адрес участников ВЭД региона, а также прием деклараций на товары участников свободной экономической зоны.

В текущем году Правительство Российской Федерации утвердило Стратегию развития таможенной службы России до 2030 года. Одними из основных целей Стратегии 2030 являются упрощение и ускорение прохождения процедур для добросовестного бизнеса, повышение прозрачности процесса таможенного администрирования. Достигать их планируется, в том числе, за счет создания интеллектуальных пунктов пропуска, автоматизации таможенных операций, использования интегрированных цифровых платформ, внедрения в работу элементов искусственного интеллекта и развития системы управления рисками.

Виктор Михайлович, нам также известно об изменениях в статусе таможенников, которые стоят на границе. Насколько нам известно, в таможенных органах есть три категории должностных лиц: это федеральные государственные гражданские служащие, работники и сотрудники, число которых в этом году существенно увеличилось. Какие требования к ним применяются?
Да, Вы правы, в октябре 2020 года произошло, на мой взгляд, долгожданное событие для многих коллег. У должностных лиц таможенных органов, осуществляющих в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) таможенный и иные виды государственного контроля в отношении товаров, транспортных средств и физических лиц, появилась возможность перейти из категории «федеральные государственные гражданские служащие» в категорию «сотрудники», как говорится «под погоны».

Безусловно, к сотрудникам таможенных органов применяются более жесткие требования. Это касается состояния здоровья, профессиональных и деловых качеств. Существуют также возрастные ограничения. Сотрудники таможенных органов должны неукоснительно соблюдать требования Дисциплинарного устава таможенной службы РФ, Присяги сотрудника таможенных органов, Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов РФ, антикоррупционного законодательства. При проведении оргштатных мероприятий мы учитывали все эти факторы и старались максимально сохранить кадровый потенциал.

Еще одна актуальная тема ‑ маркировка товаров. На данный момент обязательной маркировке подлежат обувь, фотоаппаратура и парфюмерия. Какие еще товары планируется в ближайшее время внести в этот список и как сегодня осуществляется контроль со стороны таможенных органов?
Перечень товаров, подлежащих маркировке, и сроки введения маркировки товаров определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

Национальная система маркировки и прослеживаемости товаров ведёт своё начало с 2016 года. На первом этапе в этот процесс были включены предметы одежды из натурального меха. Впоследствии перечень товаров расширялся. С июля 2020 обязательной маркировке при ввозе и обороте на территории Российской Федерации подлежат обувные товары, табачная продукция. С октября обязательной маркировке подлежат духи и туалетная вода, а также фотоаппаратура. В ноябре вводится маркировка шин и покрышек пневматических резиновых, а с января 2021 года будут маркировать отдельные товары легкой промышленности. На таможенные органы возложено право проверять маркировку товаров.

Что касается результатов работы в данном направлении, то за 9 месяцев текущего года Крымской таможней выявлено и изъято из оборота более 1500 единиц табачной продукции без предусмотренной законодательством маркировки на русском языке, акцизных марок, и маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств- членов Таможенного союза.

С 2020 года произошли изменения норм беспошлинного ввоза. Напомните их, пожалуйста.
С 1 января 2020 года изменилась норма беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (МПО) и доставляемых экспресс-перевозчиками.

Порог беспошлинной интернет-торговли составил 200 евро и 31 кг. При заказе за рубежом товаров стоимостью свыше 200 евро или весом более 31 кг в части превышения норм необходимо будет заплатить пошлину в размере 15% от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг. При превышении в части веса, например, если вес посылки составит 35 кг, пошлина будет уплачиваться с превышения весового порога (то есть с 4 кг) и составит в эквиваленте 8 евро.

Что касается норм беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, то последние изменения происходили в 2019 году. Согласно действующим нормам для товаров, перемещаемых воздушным транспортом, без уплаты пошлин, налогов можно будет ввезти товары стоимостью до 10000 евро и весом до 50 кг.

Если же физические лица везут товары на автомобильном и железнодорожном, морском и речном транспорте, а также в пешем порядке, сопровождаемым и (или) несопровождаемым багажом, то таможенными платежами не облагаются товары стоимостью до 500 евро и (или) весом до 25 кг.

В случае превышения установленных значений потребуется заплатить таможенные платежи. При расчетах применяется единая ставка в размере 30% от стоимости товара, но не менее 4 евро за килограмм веса в части превышения стоимостной и/или весовой нормы.

Виктор Михайлович, как таможенные органы в Крыму работают в условиях пандемии коронавирусной инфекции?
Мы, как и служащие на государственной границе, и наши коллеги из Пограничной службы и Роспотребнадзора, одними из первых столкнулись с пандемией. На первом этапе был создан штаб, который и сейчас координирует работу, направленную на предотвращение распространения коронавирусной инфекции. В первоочередном порядке должностные лица, расположенные в пунктах пропуска, были обеспечены средствами индивидуальной защиты, дезинфекции, помещения оснастили рециркуляторами.

Мы строго выполняли и продолжаем выполнять требования и рекомендации Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции: максимально ограничили личные контакты с физическими лицами, перейдя в режим «электронных консультаций», и благодаря цифровизации всех таможенных процессов с юридическими лицами мы давно взаимодействуем в электронном формате. Часть должностных лиц переведена на удаленную работу, но это никак не отражается на работе таможни, мы работаем в штатном режиме.

Мы знаем, что в Крыму была актуальна проблематика временного ввоза транспортных средств для личного пользования. По статистике административных нарушений таможенного законодательства данная статья занимает лидирующие позиции. Как обстоит ситуация на данный момент?
Вы правы, несоблюдение сроков временного ввоза транспортных средств для личного пользования является наиболее распространённым нарушением. С начала года нами составлено более 77 протоколов об административных нарушениях по статье 16.18 КоАП РФ. И эти нарушения мы фиксировали по случаям, срок временного ввоза которых истекал до 29 февраля 2020 года.

В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией Решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) срок временного ввоза транспортных средств для личного пользовани был продлен до 31 марта 2021 года. Продление временного ввоза транспортных средств для личного пользования осуществляется должностными лицами таможенных органов без фактического прибытия физических лиц на таможенные посты.

Хотел бы обратить внимание граждан на необходимость безусловного исполнения до 31 марта 2021 года, принятых обязательств при временном ввозе транспортных средств для личного пользования на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Были ли в этом году, несмотря на ограничения в перемещении через границу связанные с Covid-19, выявлены нарушения таможенного законодательства? Какие хотели бы отметить?
За 9 месяцев 2020 года мы фиксировали нарушения и в пунктах пропуска, и в международных почтовых отправлениях, и на внутреннем рынке.

В пунктах пропуска у граждан, пересекающих границу, мы неоднократно выявляли факты превышения установленных норм перемещения валюты без декларирования. В этом году нами было пресечено незаконное перемещение мини-слитков золота, медалей, печатных изданий, изданных более 100 лет назад, а также товарных партий, которые не были задекларированы в установленном порядке и которые граждане пытались переместить под видом товаров для личного пользования.

В текущем периоде сотрудники таможни пресекли 8 попыток незаконного перемещения в международных почтовых отправлениях препаратов, содержащие в своём составе сильнодействующие вещества. За 9 месяцев текущего года Крымскими таможенниками из незаконного оборота изъято более 600 граммов психотропных веществ, сильнодействующих веществ, прекурсоров. Совместно с Крымской транспортной прокуратурой, Роспотребнадзором изъято более 30 килограммов санкционной продукции. На внутреннем рынке выявлено и изъято более 300 пар контрафактной обуви Adidas, Nike, Reebok. Предотвращенный ущерб правообладателям составил более 2,6 миллионов рублей.

Виктор Михайлович, работа таможенника очень многогранна. Таможенник ‑ это  юрист, и экономист, инженер, товаровед и, в какой-то степени, эксперт, когда дело идет об исторических и культурных ценностях, драгоценностях. Какими, по Вашему мнению, качествами должен обладать  таможенник?
Вы абсолютно правы. Чтобы быть профессионалом в нашем таможенном деле, нужно иметь широкий кругозор. А из качеств я бы выделил порядочность, честность, целеустремлённость, коммуникабельность, умение оперативно принимать решение и выполнять поставленные задачи, тактичность, самоотдачу и высокую степень ответственности за принимаемые решения. Таможенник должен обладать навыками профайлинга, быть самообучаемым, стрессоустойчивым и инициативным.

Что бы вы пожелали своим коллегам в честь праздника?
В наш профессиональным праздник я хочу пожелать всем своим коллегам крепкого здоровья, таможенного долголетия и успехов в службе. Пусть неиссякаемая жизненная энергия, профессионализм, терпение и трудолюбие помогают воплощать в жизнь все ваши планы. С праздником, коллеги!