Компания PayBerry начала работу в 2014 году. На сегодняшний день вы являетесь самым крупным оператором по приему платежей в Крыму и Севастополе. Как развивалась компания на протяжении этих 6 лет?
Технически наша компания существует с 2006 года. Она была зарегистрирована как «Украинская система моментальных платежей». Именно тогда в Крыму и Украине появились первые платежные терминалы с возможностью оплаты различных услуг.
В 2014 году при переходе под российскую юрисдикцию мы провели ребрендинг и взяли красивое и звучное имя – «Payberry». В это время банки активно уходили из Крыма. В один момент в регионе, за исключением нескольких локальных крымских банков, не было никаких средств оплаты услуг гражданами. Поэтому мы выступили в какой-то мере как социальный проект, стали посредником между физическими лицами и поставщиками услуг (интернет-провайдерами, операторами сотовой связи, ресурсоснабжающими организациями).
Сейчас мы действительно являемся крупнейшим платежным сервисом Крыма с количеством терминалов более 6000 тысяч зарегистрированных в системе.

Денис, расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы пришли в компанию?
Говорить обо мне не очень корректно, потому что в 2018 году пришла целая команда, которая занимается развитием PayBerry сейчас. Тогда перед компанией были поставлены новые цели и понадобились новые сотрудники с горящими глазами, желанием работать и пониманием того, что нужно делать.
До 2018 года перед компанией стояла амбициозная цель: завоевать рынок всеми средствами, и мы это сделали. Позже, ввиду изменившейся структуры появилась потребность расти не «вширь», а, скажем так, «вглубь», и максимально проникать в те рынки, где нас ещё не было. Соответственно, этим я и занялся.

Работа коммерческого директора включает в себя множество задач. Что самое интересное в работе для вас?
В различных компаниях коммерческий директор имеет разный функционал. В нашем случае коммерческий директор — это практически заместитель генерального, потому что всё, что происходит в компании, в том или ином виде проходит через меня. Это и работа непосредственно департамента продаж (заключение новых договоров, проведение переговоров), и внутренний контроль финансов, и отчетность, бухгалтерия, и многое другое.
В целом, как человеку, «заточенному» на продажи, мне больше интересно построение работы департамента продаж, заключение договоров с новыми поставщиками, улучшение финансовых результатов и новые амбициозные проекты.

Денис, о чем вы мечтаете в профессиональном плане?
Разумно и правильно развиваться в новых направлениях. Пандемия показала, что не всегда можно прийти к терминалу. В условиях ограниченности ресурсов и передвижения на первый план выходят мобильные приложения и сайты для оплаты. Именно поэтому мы с 2018 года активно развиваем онлайн-направление.

Есть ли какие-то компании, которые служат для вас идейными вдохновителями?
Хорошо, что есть люди, на которых можно ориентироваться в плане профессионального и человеческого роста. Я бы выделил двух непревзойденных гуру в сфере IT, которые создали свои компании с нуля, — это Стив Джобс и Билл Гейтс. А также нашего российского предпринимателя Олега Тинькова, создателя «Тинькофф банка», признанного крупнейшим и самым лучшим онлайн-банком в мире. Эти бизнесмены всегда придумывают что-то новое, а мы стараемся не отставать: в чем-то по-хорошему повторить, где-то придумать то, чего они ещё не делали.

Расскажите о команде PayBerry.
Прежде всего, это наши IT-специалисты. Они разработали отличные продукты, которые легко продавать, удобные для наших клиентов и агентов - собственников терминалов. Качество продуктов и сервиса у нас в приоритете, поэтому мы развиваемся в этом направлении постоянно. Ведущие позиции компании на рынке  — это, в первую очередь, заслуга наших сотрудников IT-департамента.
Сейчас в нашем терминале более 3,5 тыс. услуг. Любой человек может оплатить практически всё, начиная от детских садов, школ, налоговых сборов, пошлин, заканчивая, практически любой федеральной услугой. Это заслуга наших менеджеров по продажам.

15 июня PayBerry совместно с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя запустили акцию «Активный пассажир». Это новый интерактивный формат общения перевозчика и пассажира. Как появилась идея создания проекта?
Не секрет, что город очень активно инвестирует в развитие инфраструктуры, создает много малых архитектурных форм и объектов, скверов, парков. Развиваются дорожные проекты, начиная от трассы Таврида, заканчивая локальной реконструкцией дворов. Во все эти проекты вкладываются средства, поэтому заказчикам, а в данном случае государству важна обратная связь. Они не знают, нравится ли то, что они делают гражданам, есть ли необходимость внести корректировки.
За месяц до начала пандемии к нам обратились наши партнеры из Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя с просьбой: при наличии большого количества транспортных средств и перевозчиков, департаменту важно понимать, правильных ли подрядчиков они выбрали и довольны ли работой департамента транспорта финальные потребители — наши граждане. Нравятся ли людям «умные остановки», чистые ли они настолько, насколько заявляют исполнители? Покупаются новые троллейбусы, запускаются новые маршруты, но работает ли это?
Взяв наработки, которые у нас уже были, мы придумали очень простое решение: в транспорте разместили плакаты с символом нашей компании — Инфокотом, нанесли на них QR-код. Пассажирам остаётся только отсканировать код, заполнить поля и отправить анкету. Наша процессинговая система обрабатывает данные и передаёт в Департамент транспорта.
Когда проект был практически реализован, наступил карантин, и нам пришлось внести некоторые изменения. Например, добавить в анкету список вопросов, связанных с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
В дальнейшем мы планируем развивать этот сервис и передавать информацию не только в Департамент транспорта, но и каждому перевозчику в отдельности. Так перевозчики смогут видеть оценки качества работы своих водителей. Эти же оценки помогут Департаменту транспорта выявлять перевозчиков с наибольшим рейтингом для того, чтобы отдавать им приоритетные маршруты.
Это будет уже другая работа с BigData (Большие данные): на основании всей поступающей к нам информации мы будем чётко и конкретно информировать заказчиков об интересующих их вопросах.

Банки активно развивают систему платежей через свои терминалы и приложения. Считаете ли вы их своими конкурентами?
В какой-то степени да. Банки действительно оказывают подобные услуги и сервис. Вместе с тем на территории Крыма у всех банков чуть больше ста терминалов. Если сравнивать с нашим количеством, то, наверное, нам они не конкуренты.
Их преимущество — кассиры, живые люди. По своей культуре наши люди немного старомодны и больше доверяют кассиру при оплате.
Тем не менее, есть тенденция перехода в онлайн: у людей имеются зарплатные карты, граждане начинают пользоваться личными кабинетами для оплат. Даже наша классическая аудитория — люди, которые пользуются терминалами – к сожалению, уходит в онлайн.
Именно по этой причине в 2018 году мы запустили наши онлайн-проекты. Сначала это был сайт, где можно оплатить любую услугу без предварительной идентификации. Позже, в 2019 году, мы запустили полноценное мобильное приложение, которое по сути является аналогом Яндекс.Денег или QIWI Кошелька. С его помощью можно оплатить любую услугу, создать шаблоны и поучаствовать в акциях. В сравнении с нашими партнерами, коллегами, конкурентами из банков, у нас есть уникальные услуги.
Нас выгодно отличает от федеральных игроков и банков то, что мы работаем даже с маленькими компаниями: любое предприятие, даже с 3 клиентами, может обратиться к нам, и через 2-3 дня их услуги можно будет оплатить в терминале.
Также, мы развиваем монобрендовые услуги для заведений и компаний, где люди физически общаются с кассами: фитнес-центров, бассейнов, нотариальных контор и т.д. Наш терминал может выступать не как столб, который стоит на улице, портит архитектурный облик города,  служит арт-объектом для вандалов с маркерами, а как удобный электронный кассир.
Достаточно просто установить терминал и подключить услугу вашей компании. Это удобно и для поставщика услуги и для клиентов.
Клиенты смогут избежать физического общения с людьми и все сделать исключительно через терминал самообслуживания: оплатить, получить фискальный чек и прийти с ним к финальному получателю денег.
Компания-поставщик услуги избавляется от проблем с недобросовестной работой кассира и от проблемы со сбором и перевозкой наличных денежных средств. Все это делаем за него мы.

Денис, расскажите, какие перспективы развития рынка электронных платежей есть в Крыму? Что ждёт его в будущем?
Я могу только предполагать. Перспективы есть, и они достаточно интересны.
Крым в силу своей специфики, полуостровной территории и  санкций находится немного позади других территорий РФ, особенно Москвы и Питера. На примере этих городов можно посмотреть, как развивался терминальный бизнес. Все крупные города беспокоятся о своем внешнем архитектурном облике. Мы ожидаем, что терминалов на улицах не будет, также как их нет в Москве. Они будут оказывать только локальные услуги в интересующей точке продаж. Возможно, терминалы останутся в магазинах для оплаты интернета и сотовой связи.
Онлайн-направление будет активно развиваться. В ближайшие 3-5 лет произойдет коренной перелом рынка, и мы как IT- компания будем в большей степени работать на наших онлайн-проектах. Мы к этому активно идем: сделали приложение и сайт.

Какие цели стоят перед компанией на ближайшее время?
Сейчас в разработке у нас находится крупная программа лояльности в партнерстве с компанией ЕГКС.
Программа «Активный пассажир» будет развиваться и дальше. Мы хотим её улучшить, сделать из «Активного пассажира» «Активного гражданина». Позволить давать обратную связь не только пассажирам, но и всем гражданам, пользователям муниципальных услуг. Как человек, который прикреплён к поликлинике, в будущем я смогу оставить обратную связь как по поводу её работы в целом, так и по поводу какого-либо врача в частности. Как человек, у которого есть ребёнок-школьник, я смогу оставить обратную связь относительно школьного питания. Как человек, который голосовал, я смогу оставить обратную связь по работе избирательной комиссии.
Я думаю, что этим сервисом будут охвачены все сферы жизни нашего города. Обратная связь по поводу оказания государственных и муниципальных услуг государству очень важна. Мы очень любим наш регион и хотим сделать его лучше, поэтому будем и дальше совершенствовать свои сервисы и помогать людям.