Антон Олегович, расскажите, пожалуйста, о своем пути в профессии. Как вы пришли в Севастопольскую региональную общественную организацию «Защита интересов граждан»?
Я живу и работаю в Севастополе с апреля 2014 года после событий Крымской весны. Приехал в Крым вместе с представителем уполномоченного по правам человека Российской Федерации Эллой Александровной Панфиловой и её доверенным лицом (на тот момент) Александром Владимировичем Молоховым с целью увидеть, как после воссоединения Крыма и Севастополя с Российской Федерацией на полуострове обстоит ситуация с правами человека.

В Севастопольскую региональную общественную организацию «Защита интересов граждан» вступил весной 2015 года и уже в начале 2016 я её возглавил.

Первой выявленной проблемой, над которой мы плотно работали совместно с Эллой Александровной Панфиловой, стала проблема получения гражданства. Значительное число жителей полуострова, проживающих долгое время в республике, на момент вхождения в состав РФ не имели крымской прописки.

Для разрешения этой проблемы с гражданством мной был написан социально значимый проект на получение гранта президента РФ, который в дальнейшем получил финансовую поддержку от Общероссийского общественного движения «Гражданское достоинство».

В октябре 2016 года по данной проблематике было получено судьбоносное решение Конституционного суда по делу Алексея Григорьевича Оленёва № 18П от 5 октября 2016 года. Оно в корне изменило сложившуюся в Крыму административную и судебную практику по части отказов предоставления гражданства людям, которые установили факт постоянного проживания на момент референдума, но им все равно отказывали в признании гражданами РФ, поскольку на момент референдума у них в паспорте не было прописки.

Силами наших юристов и адвокатов эта порочная ситуация «сломалась» во благо более 100 тысяч жителей полуострова.

Каковы основные направления деятельности организации?
Организация занимается помощью в отстаивании защиты тех или иных прав, в основном, связанных с проблематикой вхождения полуострова в правовое поле РФ. Можно сказать, что наша деятельность заключается в том, чтобы на примере одного рассмотренного конкретного дела судебным порядком создать однозначную судебную и административную практику для большинства людей.

Вся деятельность и ключевые проблемы изложены в наших проектах, которые мы предлагаем на рассмотрение Фонду президентских грантов -получаем поддержку в виде финансирования. Мы разрешаем многие системные вопросы и проблемы, которые касаются не одного человека, а нескольких тысяч.

Одним из направлений деятельности организации также является решение проблем пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.

В 2017 второе наше дело было рассмотрено Конституционным судом. Предыдущие инстанции отказывались в полной мере применять закон об особенностях пенсионного обеспечения отдельной категории граждан. Пенсионеру отказывали в улучшающих показателях, предусмотренных в законе, и не учитывали специальный трудовой стаж и пенсионные права украинского периода. Конституционный суд согласился с тем, что в части применения действующего законодательства были нарушены конституционные права нашего благополучателя.

Еще одна категория пенсионных правоотношений, по которым мы получили определение КС в 2019 году,– это пенсионеры, которые получили гражданство через юридически значимый факт своего постоянного проживания. Пенсионный фонд отказывал им в применении 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Проблема заключается в следующем: 208-ФЗ принят законодателем с целью защиты пенсионных прав жителей Крыма и Севастополя, которые на момент референдума имели украинское гражданство. Для его применения в данном законе содержится норма, в частности, пункт 3 статьи 2, указывающая что факт постоянного проживания подтверждается исключительно только регистрацией в паспорте.

Как раз последним решением КС от 5 декабря 2019 года по делу Малярчука А.Н. мы решили эту массовую проблему, которая затрагивает не менее 100 тысяч жителей полуострова. До этого людям с этой проблемой пенсионный фонд отказывал в назначении пенсии ввиду отсутствия страхового стажа, так как по российскому законодательству 400-ФЗ в страховой стаж включается только тот период работы, по которому осуществлялись отчисления в пенсионный фонд РФ.

Закон 208-ФЗ, собственно, и был принят, чтобы данную ситуацию нивелировать и защитить пенсионные права жителей Крыма, ставших в 2014 году россиянами, в соответствии с Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Теперь его нормы будут применяться и включать украинский период и стаж работы в расчет, который позволяет значительно улучшить их пенсионное обеспечение.

Еще одно массовое направление, затрагивающее, наверное, все регионы РФ, —это деятельность недобросовестных предпринимателей, которые навязывают многим гражданам услуги под предлогом о якобы необходимости замены приборов учета коммунального ресурса.

Мы успешно разработали алгоритм, который позволяет на сегодняшний день взыскивать убытки с организаций, причиняющих гражданам «вред» от такой своей деятельности, который заключается в виде перерасчетов, начисляемых гарантирующим поставщиком ввиду несанкционированного вмешательства в работу приборов учета. По семи случаям в Севастополе эти убытки уже полностью возместили. Мы создали прецедент для демонстрации того, что можно «вредных» предпринимателей привлечь к финансовой ответственности и взыскать убытки в полном объеме.

Сейчас мы пытаемся выйти в суд с заявлением о банкротстве таких организаций для того, чтобы также привлечь к субсидиарной ответственности их учредителей и руководителей для возмещения убытков всем потерпевшим от их деятельности. В этом направлении мы плотно работаем с Роспотребнадзором Севастополя и Уполномоченным по правам человека в г.Севастополе Павлом Юрьевичем Буцаем.

Благодаря совместным усилиям деятельность таких предприимчивых организаций уже признана общественно вредной, в виде решений о привлечении их к административной ответственности. Поскольку у Роспотребнадзора уже аккумулировались административные штрафы, превышающие суммы в 1,5 млн по каждой «вредной» организации, уже возникает право обратиться в суд по признанию их банкротом, так как штрафы до сих пор не оплачены.

Таким образом, мы создадим прецедент и доведем наш алгоритм до того, чтобы финансовую ответственность по возмещению убытков от такого рода «предпринимательской» деятельности по замене приборов учета коммунальных ресурсов несли учредители и руководители таких организаций.

С 2017 года Ваша организация регулярно участвует и выигрывает в конкурсе Фонда президентских грантов. Кто может стать участником конкурса Фонда президентских грантов? Какие нюансы необходимо учесть при подаче заявки?
Подать заявку может любая некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Необходимо сформировать цели и задачи проекта, которые намереваетесь достичь, и понять, какие инструменты для этого нужны. После чего оформить доступную форму заявки на сайте Фонда президентских грантов. Особых проблем в написании проекта нет. Главное — обосновать социальную значимость и необходимость вашей предложенной идеи и обосновать финансовые затраты, которые будут понесены в ходе её реализации. Они должны быть тоже мотивированными, обоснованными и не завышенными.

Какие ещё источники финансирования есть у общественных организаций, помимо грантового конкурса?
На сегодняшний день финансирование осуществляется исключительно за счет незначительного количества пожертвований в благодарность за работу членов организации.

Сколько человек работает в Вашей команде? Какими качествами должен обладать человек, чтобы попасть в неё?
У нас небольшой коллектив—6 членов организации. Наша дверь в части доступа к коллективу не совсем открыта. У нас не партия. Люди объединены одной целью достижения морального удовлетворения от полученных результатов нематериального характера, которое выражается в разрешении массовых случаев нарушения прав и свобод жителей полуострова. Мы эту функцию сейчас несем и выполняем.

С какими вопросами чаще всего обращаются в ваш Центр?
Большая часть связана с пенсионным обеспечением. Если ранее в 2016 и 2017 годах это были вопросы гражданства, то на сегодняшний день основная масса это пенсионное обеспечение.

Каковы результаты работы центра на сегодняшний день?
Три наших дела были рассмотрены Конституционным судом. Предложенные нами алгоритмы по борьбе с мошенниками, меняющими приборы учёта, в июле одобрил Верховный суд РФ. Более того, если говорить о последнем решении Конституционного Суда, в обосновании мотивировочной части, он использовал формулировки и материалы рассмотренных ранее дел наших проектов.

Как вы можете оценить уровень правовой грамотности жителей Севастополя? Как она менялась за время вашей работы?
Обращения поступают от разных людей. Но основная часть населения, наверное, не только в Севастополе, а по всей стране, имеют низкий уровень правовой грамотности. Люди не знают ни правил, ни законов, ни порядков, даже элементарно простого письменного заявления, обращения в тот или иной орган, который мог бы рассмотреть тот или иной волнующий человека вопрос.

Отмечу, что когда люди приходят к нам впервые на консультацию или те, с которыми мы уже работали, в результате ознакомления с нашими материалами начинают лучше разбираться в вопросах их волнующих.

В рамках нашего проекта мы также проводим открытые семинары по тем или иным вопросам, которые считаем достаточно актуальными в Севастополе. Положительная тенденция есть. Люди, обращающиеся к нам, начинают разбираться в некоторых вопросах и, по крайней мере, понимать. Количество слушателей на организованных нами мероприятиях не превышает 30-40 человек, поскольку основная часть наших благо получателей —это люди пожилого возраста, которым не всегда удобно их посещать ввиду здоровья.

Вся наша просветительская деятельность проекта также ведется и освещается в средствах массовой информации и в интернет-источниках.

Расскажите, какие цели ставит Севастопольской Региональной Общественной Организации «Защита Интересов Граждан» на ближайшее время.
Это, опять же, разрешение вопросов пенсионного обеспечения отдельной категории жителей полуострова, по которым мы работаем с 2017 года и разрешения пока не получили. Это граждане, которые на 18.03.2014 г. уже будучи россиянами, постоянно проживали в Крыму и работали в воинских частях Российской Федерации гражданским персоналом. В 400-ФЗ «О страховых пенсиях» есть понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), влияющего на расчет и назначение пенсии по старости. Украинский период работы на полуострове данной категории людей при расчете ИПК этот страховой стаж не учитывается и, соответственно, отрицательно влияет на размер назначаемой пенсии.

В 2009 году, когда существовал 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», где не было такого понятия как ИПК, возникла схожая проблема при выходе на пенсию по старости у российского гражданского персонала воинских частей РФ, дислоцированных в Республике Армения. Конституционный суд выносил определение по обращению Северо-Кавказского военного гарнизонного суда. По результатам рассмотрения Конституционный Суд указал на то, что вне зависимости от оплаты средств в пенсионный фонд РФ с доходов Россиян, полученных гражданскими служащими в воинских частях РФ, дислоцированных за предела
ми Российской Федерации - пенсионный фонд обязан таким гражданам включить период такой работы в страховой стаж при расчете и назначении пенсий.

Поскольку в законодательстве изменился предмет, появился ИПК, мы хотим использовать судебную систему РФ и признать порядок, существующий по категории людей, которые работали в Крыму во времена Украины в воинских частях, имея гражданство России, чтобы им этот страховой стаж включался в расчеты ИПК в том числе. Это наша перспектива на год с лишним, так как разбирательства по таким делам длятся не менее года.