Для одних квадрокоптер – это развлечение, для других – часть профессиональной деятельности, но получать разрешение на беспилотные полёты закон обязывает всех. Запуск коптера где-нибудь над крымским побережьем или в городскомпарке без должного согласования может закончиться административным производством и внушительным штрафом.
Что говорит российское законодательство о полётах беспилотных летательных аппаратов, какая ответственность предусмотрена за полёт коптера без разрешения и как поднять в воздух «беспилотник», ничего при этом не нарушив?
Обо всём этом нашей газете рассказал и.о. Севастопольского транспортного прокурора младший советник юстиции Вячеслав Викторович Радченко.

Почему в Российской Федерации закон обязывает всех владельцев беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) согласовывать запуски?
Использование БПЛА при полёте подразумевает перемещение материального объекта в воздушном пространстве. Соответственно полёт «беспилотника», согласно положениям Воздушного кодекса РФ, относится к деятельности по использованию воздушного пространства и требует соблюдения особого порядка его использования.
Основная цель получения разрешений на использование воздушного пространства для БПЛА – обеспечить безопасность использования воздушного пространства, то есть исключить возможность столкновения БПЛА между собой или с другими воздушными судами.

Могут быть исключения из этого правила?
Нет. Для использования БПЛА установлен исключительно разрешительный порядок использования независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полёт.

Какое устройство считается беспилотным летательным аппаратом?
Под понятием «беспилотный летательный аппарат» понимается летательный аппарат, который выполняет полёт без пилота или экипажа на борту и управляется в полёте автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

Какие законы регламентируют порядок запуска «беспилотников»?
Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и БПЛА, установлен Воздушным кодексом Российской Федерации и Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее – ФАП-138).
Полёты «беспилотников» относятся к деятельности по использованию воздушного пространства, поэтому физические или юридические лица, планирующие запускать БПЛА, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации.

Как выглядит процедура согласования запуска на практике?
Прежде всего нужно направить план полёта воздушного судна в оперативные органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее –ЕС ОрВД), а также получить разрешение центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.
При запуске БПЛА устанавливается временный и местный режим, а также кратковременные ограничения в интересах пользователей воздушного пространства. Для установления такого режима пользователь должен подать представление в соответствии с Инструкцией по разра- ботке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, которая утверждена приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171.
Использование воздушного пространства планируют и координируют центры ЕС ОрВД, руководствуясь федеральными авиационными правилами «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденными приказом Минтранса России от 16.01.2012 №6.
Если владелец БПЛА хочет запустить его над населённым пунктом, ему нужно будет дополнительно получить разрешение органа местного самоуправления этого населенного пункта. К примеру, Департамента общественной безопасности города Севастополя, если запуск будет осуществляться над городом Севастополем.
Предоставить план полёта в центр ЕС ОрВД владелец «беспилотника» может по телефону или факсу. Вся контактная информация, необходимая для этого, размещена на сайтах Росавиации (www.ivprf.ru) и Госкорпорации по ОрВД (gkovd.ru/servisy).
Нужно также помнить, что Приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения» и № 48 «Об установлении запретных зон» в воздушном пространстве Российской Федерации установлен ряд запретных зон и зон ограничения полётов.
Согласно пункту 40 ФАП-138 при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.
Если владелец БПЛА планирует использовать воздушное пространство в одной из таких зон, ему нужно обратиться к лицам, уполномоченным выдавать такие разрешения. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта.

Какую информацию надо указывать в плане полёта?
План полёта воздушного судна, в том числе БПЛА, составляется в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от 24.01.2013 № 13 «Об утверждении Табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации» и включает в себя, к примеру, информацию о типе полёта, типе воздушного судна, времени вылета, маршруте и так далее.

«Беспилотники» чаще всего запускают, чтобы сделать фото или снять видео с высоты. Закон как-то это регламентирует?
В соответствии с разделом VI «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждённых приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 , проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна, в том числе и «беспилотника», относится к авиационным работам. Физические и юридические лица, выполняющие их, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами.
За нарушение правил использования воздушного пространства установлена административная ответственность.

В нашем регионе такие нарушения фиксируются часто?
Могу сказать, что последний такой случай был в апреле этого года. Информацию о нём мы получили из УФСБ по Республике Крым и городу Севастополю. В районе площади Восставших в Севастополе гражданин осуществлял полёт беспилотного летательного аппарата в воздушном пространстве класса «С» без подачи плана полёта и получения разрешения соответствующих органов обслуживания. Полёты в воздушном пространстве класса «С» над территорией Российской Федерации выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства. Таким образом, гражданин нарушил законодательство.
Правонарушитель объяснил, что использовал БПЛА в личных целях, план полета не подавал, разрешение на использование воздушного пространства БПЛА не запрашивал, сообщений о начале и окончании использования воздушного пространства БПЛА не направлял.
По указанным фактам прокуратура вынесла постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта привлекло правонарушителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Может ли размер штрафа быть другим, и от чего это зависит?
На то время санкция указанной статьи предусматривала штраф на граждан от 3 000 до 5 000 рублей, а сейчас, в связи с внесёнными в КоАП РФ изменениями, штраф на граждан составляет от 30 000 до 50 000 рублей.

Сколько времени занимает согласование полёта у нас в регионе?
При планировании совершить полет БПЛА в пределах города Севастополя вам следует заранее получить разрешение от Департамента общественной безопасности города Севастополя. В соответствии с административным регламентом срок рассмотрения такого заявления не может превышать 30 дней.
Кроме того, запуск БПЛА необходимо согласовать с Филиалом «Крымаэронавигация» Госкорпорации по ОрВД. План полёта направляется в Филиал за сутки до момента использования воздушного пространства.