Заведующая отделом цифровых ресурсов Крымской республиканской универсальной научной библиотеки им. И. Я. Франко Ирина Васильевна Нижник рассказала «Консультанту Таврическому» об истории и деятельности отдела, правовом аспекте работы в эпоху цифровых копий и о том, в каком направлении должна развиваться современная библиотека.

Здравствуйте, Ирина Васильевна. Вы возглавляете отдел электронных ресурсов. Расскажите, сколько лет он существует и с чего начиналось его создание.
Добрый день! Отдел цифровых ресурсов был открыт в конце 2008 года. Это стало возможным только в новых условиях, после переезда библиотеки в новое здание. Создание отдела – это, я думаю, требование времени. В начале нулевых библиотеки вступили в цифровую эпоху, всё шире начинали применяться технологии Web 2.0, и поэтому создание в структуре главной библиотеки Крыма отдела цифровых ресурсов было насущной необходимостью. Безусловно, в начале пути было множество трудностей. Было сложно понять, как это должно функционировать, определить направления и задачи работы отдела, сформировать фонд и многое другое. Первыми электронными ресурсами, которые мы предложили читателям отдела, стали электронный каталог библиотеки, фонд нашей медиатеки, интернет-ресурсы и, конечно же, контент от наших партнёров – доступы к полным текстам электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки и справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».

Какие существуют приоритеты пополнения электронного ресурса библиотеки? Какие материалы попадают сюда в первую очередь?
Определяя профиль комплектования отдела, мы в первую очередь обращаем внимание на то, чтобы состав электронных документов, входящих в каталог подписных баз данных, не дублировал фонд нашей библиотеки на физических носителях. Так как библиотека имени Франко универсальная, научная, в ходе процесса комплектования мы акцентируем внимание именно на «научности» и «универсальности» характера информационных ресурсов. Прежде чем заключить договор с той или иной электронно-библиотечной системой, мы в период тестового режима тщательно изучаем её контент, функционал, возможности. Среди наших читателей – учёные, преподаватели, краеведы, историки, специалисты IT-сферы, творческая молодежь, студенты, представители бизнес-структур, поэтому в первую очередь в наши фонды попадает контент сетевых удалённых лицензионных систем, которые включают коллекции учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, периодических изданий универсального характера. Это коллекции электронно-библиотечных систем «Znanium», «IPRbooks», «БиблиоРоссика» и других. Среди ресурсов, предоставляемых посредством системы «Виртуальный читальный зал», – доступ к электронному фонду Президентской библиотеки и Национальной электронной библиотеки НЭБ, содержащий научные издания, архивные и фотодокументы, диссертации, статьи, монографии.

Какой процент от внутреннего фонда библиотеки сейчас существует в электронном варианте?
На этот вопрос сложно ответить однозначно. Библиотечный фонд нашей библиотеки на физических носителях в данный момент насчитывает порядка миллиона изданий – это книги, периодические издания, съёмные накопители  информации и другое. То, что мы имеем на сегодняшний день в электронном виде, – это, в первую очередь, доступы к удалённым электронным библиотекам и библиотечным системам со своим фондом и поисковой системой, правилами работы с электронными изданиями, которые не отражены в нашем электронном каталоге. В данный момент в отделе цифровых ресурсов читатели могут получить доступы к правовым системам «Гарант» и «КонсультантПлюс», в том числе – «КонсультантПлюс: Регионы», базе данных СМИ «Polpred.com», трём электронным библиотечным системам учебной и научной литературы, о которых я уже говорила, электронной библиотеке «ЛитРес», Национальной электронной библиотеке, Президентской библиотеке. Суммарный фонд указанных библиотек динамичен, так как происходит ежедневное пополнение фондов, и насчитывает более 3 миллионов единиц хранения.

В эпоху цифровых копий особенно актуальным становится вопрос соблюдения авторского права. Как этот вопрос регулируется в библиотечном деле?
Могу с уверенностью сказать, что авторское право мы соблюдаем и на этапе комплектования фонда, и при формировании электронной библиотеки, и при обслуживании читателей.

Читатель может работать с цифровыми ресурсами, только находясь в библиотеке, или существует «цифровой абонемент», позволяющий работать с электронной книгой дома?
Уже год мы работаем с крупнейшей и популярнейшей электронной библиотекой художественной литературы «ЛитРес». Это как раз тот сервис, который позволяет читателю удалённо запрашивать электронные книги в библиотеке и читать их на мобильных устройствах на платформах iOS, Android и Windows Phone 8, на специализированных ридерах или любом другом устройстве, имеющем браузер с доступом в интернет. Процесс выдачи книг очень похож на работу библиотеки с бумажными книгами, разве что в данном случае у читателя нет возможности забыть вернуть книгу в указанный срок. Этот доступ сегодня пользуется огромной популярностью среди наших читателей, так как позволяет работать с книгой не только онлайн, но и в режиме оффлайн, а все зарегистрированные пользователи нашей библиотеки книги из «ЛитРес» могут брать на свои устройства совершенно бесплатно.

Что будет, если читатель, получив электронный экземпляр книги, начнёт распространять его?
Читатель в этом случае нарушает авторское право и должен за это нести  ответственность в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Так как мы не контролирующий орган, мы не обязаны отслеживать действия читателя после получения копий. Согласно Уставу и Правилам библиотеки читателю раз­ре­ша­ет­ся ко­пи­ро­вать жур­наль­ные ста­тьи и не­боль­шие от­рыв­ки книг – не бо­лее 15 процентов от объ­ё­ма про­из­ве­де­ния. Рас­пе­чат­ка пол­ных книж­ных тек­стов, являющих­ся объ­ек­та­ми авторско­го пра­ва, так­же за­пре­ще­на 4 ча­стью Граж­дан­ско­го ко­дек­са РФ.

Должна ли библиотека зарабатывать на предоставлении читателям цифровых копий книг? Допустимо ли здесь наличие платных услуг?
Считаю, что вполне может, но не должна. Согласно закону «О библиотечном деле» пользователи библиотеки имеют право на бесплатное получение информации. Поэтому мы стараемся сохранять максимально широкий спектр бесплатных библиотечных услуг.

Главная миссия библиотеки – хранить знания или распространять их? Как цифровизация библиотечных ресурсов помогает найти «золотую середину» в этом вопросе?
Наверное, неправильным было бы разрывать эти два основных понятия – «хранение» и «распространение» знаний. Это два столпа, на котором зиждется библиотечная деятельность. Зачем собирать и хранить информацию, если о ней не будут знать? Или какие знания мы можем распространять, если мы не накопили их источники?
Безусловно, цифровизация создала качественно новые возможности для библиотечно-информационного обслуживания и радикально изменила возможности получения, хранения, переработки и трансляции знаний. Благодаря цифровизации успешно автоматизируются библиотечные процессы, осуществляется оцифровка культурного наследия, формируются электронные базы данных, создаются информационные порталы, виртуальные выставки, справочные чат-боты.

В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться отдел цифровых ресурсов в ближайшие годы?
Благоприятная почва для развития отдела была заложена в 2016 году, когда мы запустили ряд инновационных проектов: создание бесплатной коворкинг-площадки «КУБ» и крымского регионального центра Президентской библиотеки. Сегодня наш отдел – одно из самых  привлекательных, современных и, не побоюсь заявить, одно из самых любимых мест библиотеки.
Коворкинг – это «шумная» зона отдела цифровых ресурсов с WI-Fi-покрытием, где допустимо вести беседы, работать небольшими группами или индивидуально со своими  устройствами. Можно просто общаться, проводить переговоры, обучаться, создавать свои проекты, играть в интеллектуальные игры, заводить знакомства. По выходным коворкинг из места, где в будние дни работают серьёзные и деловые фрилансеры и программисты, превращается в культурно-досуговый уголок и место неформального общения. Именно здесь с удовольствием встречаются участники различных клубов по интересам. Каждую субботу здесь собираются любители разговорного немецкого языка, а по воскресеньям – английского. Эти встречи помогают всем желающим не только улучшить свою разговорную речь, но и найти новых друзей, обсудить горячие темы. Ребята с удовольствием и пользой проводят здесь своё время.
Также регулярно свои заседания у нас проводит женский клуб «La Vie» под руководством стилиста Галины Зайцевой. Здесь участницы обсуждают последние тенденции моды, делятся полезными советами по направлениям красоты, здоровья, психологии, карьеры, проводят мастер-классы по различным актуальным темам.
Кроме этого, мы оказываем практическо-консультационную помощь пенсионерам при работе с компьютером.
В конце 2018 года заработал ещё один новый проект по созданию и развитию зала оцифровки «Таврида».
Теперь мы сами переводим в цифровой формат наш печатный фонд – в первую очередь это редкие издания – и таким образом создаём свою уникальную крымскую электронную библиотеку. За 2018 год оцифровано 196 редких и ценных изданий: 195 – это периодическое издание «Таврические Епархиальные ведомости» с 1870 по 1902 год и одно издание – «Четыре года Советской власти в Крыму» за 1924 год с полнотекстовым  размещением в локальной сети библиотеки в базе данных «ИРБИС». В электронной библиотеке «Крым» размещено 68 изданий, с полными текстами которых читатели могут ознакомиться через сайт библиотеки.
Мы прилагаем максимум усилий, чтобы развиваться, совершенствоваться и быть на одной волне с нашими читателями.