Владимир Ильич, вы возглавляете жюри Севастопольского конкурса уже во второй раз. Как вы оцениваете изменения, которые произошли за этот год?
Во-первых, необходимо отметить, что конкурс стал нашей доброй традицией. Первый конкурс прошёл успешно, и, соответственно, когда приближалось окончание года, нам стали поступать обращения – будем ли мы проводить его снова. Причём это вызвало интерес не только у участников, но и у членов жюри: у нас сегодня уже сложился костяк судейской команды, всем членам жюри понравилось работать сообща и выискивать молодые таланты.
Во второй раз у нас всё происходило гораздо легче – как говорится, по накатанной. Надеемся, что конкурс будет продолжаться. По крайней мере, двумя конкурсами мы точно не будем ограничиваться. Это уже стало нашей севастопольской традицией. Тем более, вы же знаете, что севастопольцы любят быть всегда впереди, и мы сейчас, как говорится, на полкорпуса впереди крымчан – в Республике Крым конкурс прошёл только в первый раз, а у нас уже во второй. Это даёт дополнительное основание, чтобы гордиться такого рода начинанием.
Жюри конкурса «Профессиональный юрист» не только оценивало уровень знаний участников, но и составляло конкурсные задания. По какому принципу эти задания отбирались?
Основной критерий был таким: вопросы и задания должны были быть построены таким образом, чтобы сохранялась, если хотите, изюминка, определённый элемент творчества. Нужно было не только дать возможность конкурсанту показать, что он знает закон и умеет его применять, но и позволить порассуждать. Более того, на очных этапах состязания мы сразу предупреждали конкурсантов, что нам важно не только то, правильно или неправильно они решили задачу, но и логика их решения. Мы хотели, чтобы была возможность увидеть, как человек рассуждает, как применяет закон в той или иной ситуации. Именно по этим соображениям мы и подбирали задания и вопросы.
В конкурсе приняло участие много студентов – специалистов, которые только начинают свой профессиональный путь. Как вы оцениваете их подготовку?
В этом году в уголовно-правовой номинации конкурса победил студент, и это удивительно, ведь соперничать ему пришлось с работающими профессионалами: с победителем прошлого конкурса, профессиональным адвокатом, с дознавателем из органов внутренних дел. Здесь мы оценивали не только знание закона и умение его применить, но и умение донести свою точку зрения, умение говорить.
Мы ориентируем студентов на участие в конкурсе. У нас участвуют даже студенты начальных курсов, а некоторых участников мы уже узнаём по прошлому году.
С 2008 по 2011 год – до того как стали судьёй – вы занимались преподавательской деятельностью. Не скучаете по высшей школе и педагогической работе?
Скучаю, конечно, потому что когда общаешься с молодыми людьми, то сам, наверное, молодеешь. В своей судейской среде мы, разумеется, общаемся, оцениваем изменения в законодательстве, сравниваем, но у нас мышление уже несколько стереотипное, устоявшееся. А когда студенты выражают своё понимание правовых проблем, иногда диву даёшься – думаешь: «А я об этом почему-то не думал».
Этот конкурс позволяет лишний раз проверить себя, посмотреть другими глазами на, казалось бы, уже устоявшиеся понятия и проблемы. Пообщаться с молодыми людьми – это очень здорово. От преподавательской деятельности я отошёл, но участие в конкурсе даёт возможность вспомнить былое.
Что, на ваш взгляд, привлекает молодёжь в профессии юриста? Отличается ли их мотивация от мотивации юристов вашего поколения?
Я думаю, да. Мне кажется, что молодёжь сегодня выбирает эту профессию, потому что они ближе к пониманию её сути. Они понимают, что юрист – это универсальное образование. Получив юридическое образование, потом не обязательно работать в сфере юриспруденции. Это универсальная база, позволяющая выпускнику проявить себя и в других сферах: и в политике, и в общественной деятельности, и в бизнесе. Мне кажется, что стремление молодёжи выбирать юридическую специальность связано именно с этим. Чем оно отличается от времён моей молодости? Вы же понимаете, что тогда мы значительно больше были ориентированы на государственный сектор, на устоявшиеся структуры и организации – прокуратуру, суд, адвокатуру. На всё то, что стабильно.
Я не могу сказать, что сегодня молодёжь не хочет работать в этих областях, но в то же время, они уже несколько шире на всё это смотрят, и они не обязательно связывают свою жизнь только с правоохранительной системой – они могут заниматься бизнесом и общественной деятельностью. Мне кажется, у них более широкий подход.
Ну и, безусловно, они знают больше, чем мы в своё время знали, потому что у современной молодёжи есть интернет и новые средства коммуникации. Я начинал учиться в советское время, и тогда студенты крупных вузов – в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве – получали определённую фору. Сегодня, мне кажется, эта грань уже несколько стирается благодаря интернету, знанию иностранных языков. Сегодня можно добывать информацию даже в глухой провинции – было бы желание.
Каким набором знаний и умений, на ваш взгляд, нужно обладать выпускнику юридического вуза, чтобы заинтересовать работодателя?
Наверное, помимо хороших знаний, терпения, усидчивости, целеустремлённости, нужно обладать самостоятельным мышлением. Мне кажется, сегодня работодателю интересно получить молодого работника, который может мыслить неординарно, может предложить оригинальную идею. Также для юриста важно уметь общаться, располагать собеседника к себе, доносить свою мысль. Для юриста важна и широкая эрудиция. Он должен разбираться не только в правоведении, но и в других областях, в том числе и в культуре – в музыке, в живописи. Всё это открывает совершенно другие горизонты.
Что лично для вас означает словосочетание, используемое в качестве названия конкурса? Профессиональный юрист в современном обществе – кто это?
Я думаю, что профессиональный юрист – это человек, который благодаря своим знаниям и умению рассуждать может разбираться практически во всех областях общественной жизни, понимать, зачем и для чего приняли тот или иной закон и какие это повлечёт последствия.
С другой стороны, я думаю, что о собственном профессионализме любой юрист может сказать, только заканчивая свою карьеру. Чтобы называть себя профессиональным юристом, нужно всю жизнь работать. Ну а в итоге сказать: «Я всё ещё не разбираюсь во многих вещах!»
Каким вы видите конкурс «Профессиональный юрист–2019»?
Мне кажется, конкурс должен двигаться в сторону электронных технологий, становиться более технологичным. Нам нужно активнее использовать удалённые формы взаимодействия, привлекать для решения задач больше наглядных средств. Наши нынешние конкурсанты во время состязаний пользуются, прежде всего, авторучкой и листом бумаги, но я вижу, что будет интересно дать конкурсантам возможность делать презентации, более наглядно изобразить проблему. Нужно двигаться в этом направлении.
Что бы вы пожелали настоящим и будущим участникам конкурса?
Во-первых, не теряться, не пропадать, участвовать в этом конкурсе. Победителям – отстаивать свои первые места, а тем участникам, которым в этом году не улыбнулась удача, – не терять оптимизма и попытаться в следующем году выступить более успешно для того, чтобы и лидерам не дать расслабиться, и самому попытаться занять первое место, ведь, помимо морального удовлетворения, «Ваш Консультант» обеспечивает победителям приличные награды. Кроме того, конкурс широко освещается в средствах массовой информации. В одночасье проснуться известным, пусть не на всю страну, но в своём родном городе, – это тоже дорогого стоит.
Для юриста стремление ставить цель и достигать её – это здорово, поэтому я советую участникам ещё раз, более тщательно подготовиться и попытаться победить в этом конкурсе.