В канун Дня российского кино, который ежегодно отмечается 27 августа, «Консультант Таврический» взял интервью у Ольги Новиковой, директора киносети «МИР КИНО», открывающей кинозалы по всему полуострову – от столичного Симферополя до небольшого села Петровка в Красногвардейском районе. Ольга Сергеевна рассказала, с чего началась история сети, как современный кинотеатр должен бороться за зрителя и о том, сложно ли открыть кинозал в маленьком населённом пункте.

Здравствуйте, Ольга Сергеевна. Расскажите, когда и как возникла сеть кинотеатров «МИР КИНО».
Идея развития сети кинотеатров в Республике Крым была у нас достаточно давно, даже сложно вспомнить момент, когда она зародилась. Учредитель нашей компании Редван Маультиев ещё до открытия первого кинотеатра в качестве индивидуального предпринимателя  организовывал кинопоказы во многих регионах Крыма. Благодаря помощи Фонда кино у нас появилась возможность воплотить свою мечту. Начало нашей сети положило открытие кинотеатра «Чайка» в городе Судаке. В мае 2016 года он открыл свои двери, а мы приступили к реализации следующих кинообъектов. Ещё во время строительства площадки в «Чайке» нашу команду не покидала идея развить кинобизнес в концепцию сети кинотеатров. Один кинотеатр – это хорошо, а сеть кинотеатров – ещё лучше! Поэтому к концу 2016 года наша сеть пополнилась ещё двумя кинотеатрами. Ну а уже сегодня гостей нашей киносети радушно встречают шесть стационарных кинотеатров и один летний кинотеатр «Приморье». К концу года в нашу «семью» – а именно так мы и называем нашу киносеть – войдут ещё три новые площадки.

Где будут находиться эти площадки?
Прежде всего, это многозальный кинотеатр в Евпатории. Я надеюсь, что уже в конце сентября мы сможем приглашать туда гостей. Также мы откроем маленький однозальный кинотеатр в Армянске и многозальный в Севастополе. Севастопольский кинотеатр по формату будет похож на симферопольский – в нём будет несколько маленьких кинозалов.

Вы упомянули Фонд кино. Что это за организация и как именно она вам помогла?
Речь о Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. В конце 2015 года этот фонд объявил конкурс на поддержку кинотеатров в малых городах России. Главным критерием было количество жителей города и наличие или отсутствие точек цифрового кинопоказа в нём, предприниматели которого могут подать заявку на участие. Суть поддержки заключалась в том, что Фонд кино выделял субсидию, на которую можно было приобрести современное цифровое кинопроекционное оборудование. Мы очень быстро собрали необходимые документы, подали заявку и выиграли эту субсидию, благодаря которой мы смогли открыть кинотеатр в Судаке.

На каких условиях предоставляется такая помощь?
Ключевое условие состоит в следующем. Кинозалы, созданные на средства фонда, должны отводить под отечественные фильмы не меньше 50 процентов сеансов в квартал. Это, на самом деле, очень простое условие. Его легко выполнить: бывает так, что одна российская премьера «качает» зрителей до трёх-четырёх недель.

Это «пожизненная» квота?
Нет. Только пока действует соглашение, заключённое с фондом. Это около трёх лет. В принципе, ничего сложного, тем более, сейчас. Например, фильм «Движение вверх», премьера которого прошла в январе, отработал у нас целых шесть недель. Это небывалый случай, потому что даже самые посещаемые фильмы обычно работают не дольше пяти. Почему не ставить такой фильм снова и снова, если зрители хотят его смотреть?

Ваш опыт говорит о том, что идея открывать кинотеатры в небольших населённых пунктах оправдывает себя. Это действительно так?
Открытие даже самого маленького кинотеатра – это огромные инвестиции. Для того чтобы обзавестись крупными объектами в крупных городах Крыма нам была крайне необходима база и опыт, получить который можно только путём старта работы в небольших населённых пунктах. Мы не сомневались в успехе своей задумки открывать площадки в отдалённых от столицы городах – внушало надежду то, что в Крыму очень мало кинотеатров. Сейчас мы уже понимаем, что с точки зрения финансовой выгоды, кинозалы в регионах – очень сложный проект. Малое количество жителей в городе влияет на количество зрителей, что чревато низкой окупаемостью проекта или даже его убыточностью. Но каждый новый город, в который мы приносили современное цифровое кино, радушно встречал новости об открытии кинотеатра. Невероятно важно знать и чувствовать то, что твоё дело приносит радость и пользу обществу в целом. Ведь мы живём в эпоху культурного бума.
Именно благодаря этому мы смогли получить самое важное – богатый опыт и благодарность зрителей.

Какими критериями вы руководствуетесь, когда выбираете населённый пункт для новой площадки?
Во-первых, это число жителей, причём не только в самом населённом пункте, но и в близлежащих посёлках. Например, когда мы рассказываем коллегам о том, что мы открыли кинотеатр в селе Петровка Красногвардейского района, они говорят нам, что мы сошли с ума. Но это очень плотное поселение: население этого села небольшое, но с ним тесно связаны соседние сёла, поэтому население вполне достаточное для того, чтобы наполнить кинотеатр. Сначала мы открыли там один кинозал, а в январе 2018 года ещё и второй.
Во-вторых, мы учитываем удалённость от других точек кинопоказа. Если у людей нет альтернативы, они придут смотреть кино именно к нам.
В-третьих, место, где будет открыт кинотеатр, зависит от наличия подходящего помещения. Найти его – задача не из лёгких. Например, высота потолков в зале должна быть минимум четыре метра, иначе мы не сможем установить там экран. Зданий с такими помещениями не так уж много, потому что арендодателю выгоднее, когда площадь помещения большая, а высота маленькая. А нам это не подходит.

Какие ещё есть требования к помещению?
Есть требования, связанные с электроснабжением. Мы потребляем много электричества, и нам нужны большие мощности.
Также порой важна этажность. Например, здесь, в Симферополе, мы находимся на втором этаже, и, чтобы не мешать тем, кто находится на первом, нам пришлось строить довольно сложные инженерные системы, чтобы вибрация не переходила вниз и чтобы мы не шумели на первом этаже. Если вы заметили, ничего из того, что происходит в залах, не слышно на соседних этажах. Для этого пришлось постараться.
В общем, главное – это этажность и высота потолков. Со всем остальным можно справиться.

Как узнать, сколько кинозалов должно быть в новом кинотеатре? Есть какая-то формула?
Есть статистика. Например, в сельской местности на каждого жителя в среднем приходится полтора посещения кинотеатра в год. Мы руководствуемся этим.

Репертуар отдалённых кинотеатров отличается от столичного?
Мы работаем только с первым экраном и показываем премьерные фильмы по всей сети. Поэтому репертуар зачастую ничем не отличается. Мы даём возможность нашим гостям иметь одинаковый доступ к ярким новинкам кино. Могу отметить только то, что в многозальных кинотеатрах мы можем поставить в росписи большее количество фильмов, чем в однозальных, но масштабные кассовые премьеры проходят параллельно во всех кинотеатрах нашей сети.

«Первый экран» – это, надо полагать, премьерный показ.
Да, это премьерный показ. Когда фильм только выходит в прокат, он берётся первым экраном. Когда проходят первые три недели показа, его, в основном, снимают с росписи, но бывает и так, что непремьерные фильмы берут вторым экраном, если жители того или иного города хотят посмотреть фильм, который уже показывали три-четыре месяца назад. Но мы работаем только с первым экраном, потому что переживаем за то, чтобы наши гости имели равный доступ ко всем новинкам кино.

Репертуар крымских кинотеатров практически всегда дублируется, и для местного зрителя, как правило, нет принципиальной разницы, в какой именно кинотеатр пойти. Как вы боретесь за своего зрителя?
Начнем с самого начала. Наше лицо – это наш персонал. Мы стараемся во всех своих кинотеатрах подбирать активных, жизнерадостных и коммуникабельных людей для того, чтобы расположить гостей к приятному времяпровождению, начиная от покупки билета гостем в кинокассе и завершая добрым пожеланием скорейшей встречи по завершении сеанса. Наша активность направлена также в соцсети, где регулярно проходят розыгрыши призов для наших клиентов. Работа с онлайн-бронью, онлайн-продажами билетов позволяет также расположить зрителя к посещению именно нашей площадки. Ну и самое главное: именно у нас самый вкусный попкорн! Сценарист Майк Барфилд однажды сказал, что попкорн — единственная область кинопромышленности, в которой хороший вкус всё ещё что-то значит. Так что мы во всех смыслах прикармливаем зрителя (смеётся).

Как вы относитесь к показу фильмов для узких аудиторий?
Приоткрою занавес кинотеатральной начинки: зачастую мы не вправе выбирать репертуарную линейку для своей площадки полностью самостоятельно. Дистрибьюторы часто ставят нас в жёсткие рамки, диктуя, сколько сеансов того или иного фильма должно быть в каждом зале. Но мы стараемся организовывать настоящие киноэксперименты! Например, в кинотеатре «Кино Берг» мы проводили показы фильмов «Дэдпул 2», «Мир Юрского периода 2» на языке оригинала, приглашая англоязычных жителей и гостей города, да и просто всех желающих посмотреть картины с оригинальными голосами актёров. Помимо этого, по всей сети наших кинотеатров проходили показы фильма «Хыдыр Деде» – фильма, снятого по мотивам крымскотатарской народной легенды на крымскотатарском языке. Каждый гость для нас – это ценный подарок, поэтому мы и стараемся находить подходы к каждому, комбинируя жанры и форматы.

Эти фильмы сопровождались субтитрами или перевода не было совсем?
Нет, перевода не было никакого. В Симферополе достаточно много иностранных студентов, которые не говорят по-русски настолько свободно, чтобы посмотреть фильм в переводе. К нам приходили и спрашивали, можем ли мы показать кино на английском, мы поняли, что спрос на это действительно высокий, и смогли договориться, чтобы нам предоставили фильм на языке оригинала. Каждый такой эксперимент даёт нам новый опыт.

У вас небольшие по вместимости кинозалы. Это помогает в подобных экспериментах или размер зала не имеет значения?
Не имеет. В этом смысле нет никакой разницы, будет зал на сорок мест или на сто сорок.

Но ведь сорок человек собрать проще, чем сто сорок.
Здесь есть определённые нюансы. Есть, скажем, заблуждение, что сидеть на первом ряду плохо, и переубедить людей очень сложно. Например, в нашем зале 44 посадочных места. Когда к нам приходят люди и видят, что свободен только первый ряд, они говорят, что они не пойдут, и зал всё равно не заполняется целиком. И вот собрать 44 человека в зале на 140 мест гораздо проще.

А разве с первого ряда видно не плохо? Я и сам так думал.
Это справедливо только для больших залов, потому что в них большие экраны, и зрителю приходится водить головой вправо-влево. У нас залы маленькие, так что у нас на первом ряду вы просто погружаетесь в фильм. По-моему, это вообще лучшие места.

Вы наверняка ведёте статистику посещений. Какие фильмы предпочитает зритель?
2018 год начался взрывной премьерой российского спортивного экшна «Движение вверх». Фильм стал лидером проката не только в нашей сети, но и по всей России. Зрители данного фильма были настолько разных возрастных категорий, социальных групп, что можно с уверенностью сказать: вот он лидер зрительской аудитории первого полугодия этого года.
Огромную привязанность у зрителей вызывают фантастические боевики про супергероев: и «Чёрная пантера», и «Дэдпул 2», и «Мстители: Война бесконечности» радовали нас полными залами. Ну а вне конкуренции находятся мультфильмы! Уже не первый год в топ-10 посещаемости почётное место занимают именно мультипликационные картины. И что самое приятное – смотрят мультфильмы не только дети, но и взрослые. Не буду скрывать: сама с удовольствием смотрю именно мультфильмы.

Какие выводы может сделать кинотеатр из этой информации?
Кинотеатр не просто делает выводы – кинотеатр непосредственно с этой информацией работает. Мы обязательно берём себе блокбастеры. Без них никуда, потому что на них люди идут больше всего. И это не столько вопрос заработка, сколько понимание того, что, если мы этот фильм не покажем, люди будут его смотреть где-нибудь в другом месте. Смотреть экшн на большом экране всегда лучше, чем дома с чашечкой кофе.
Такая же ситуация с мультфильмами, на них высокий спрос. Мы показываем даже мультфильмы категории 0+, чтобы родители могли ходить в кинотеатр с малышами.

Поговорим о внутренней цензуре. Какой фильм вы никогда не возьмёте в прокат?
Это достаточно сложный вопрос. Дело в том, что основной репертуар наших площадок, как я уже говорила ранее, это кассовые премьеры. У нас не так много «узкого» формата, который бы предлагался конкретно под наши площадки вразрез с репертуарами других операторов. Могу ответить точно – мы никогда не возьмём в прокат фильм без прокатного удостоверения. Фильм без данного документа, транслируемый в кинотеатре (вне рамок фестивалей, где условия несколько иные), – это нарушение закона. Мы законопослушные граждане, и нарушение законных условий показа для нас – табу.
Обсуждать вопрос именно жанровой цензуры не совсем корректно. Момент, когда в Минкульте картине дали право выйти в прокат, удостоверив это выданным документом установленного образца, означает, что ничего противоестественного для просмотра в ней нет. Главное – это соблюдать возрастной ценз допуска лиц на сеансы. И пусть зритель сам решает, идти ему на просмотр того или иного фильма или нет. В нашем репертуаре есть фильмы, на которые, например, лично я не пойду. Но это же не значит, что мы должны по этой причине от них отказаться. Сколько людей, столько и мнений, столько и вкусов. Зритель имеет право смотреть то, что он хочет, и мы не можем его в этом ограничивать.

Вы часто ходите в кино?
Русская поговорка, утверждающая, что сапожник почти всегда обходится без сапог, в моём случае – это прямо в точку. Я редко хожу в кино: загруженность в работе над новыми и новыми проектами крайне высока. Порою даже обедать бывает некогда, не говоря уже о походе в кино. Но периодически посещать сеансы мне удаётся. Чаще всего это происходит на киновыставках, где прокатчики знакомят нас с грядущими премьерами. Из ожидаемых мною фильмов можно выделить завершение цикла фильмов «Гоголь. Страшная месть», остросюжетный фильм «Стекло», однозначно жду продолжение цикла сказочных историй в картине «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», ну и, конечно, куда же без мультфильма «Три богатыря и наследница престола». Думаю, эти фильмы жду не только я, но и многие гости наших кинотеатров.

Раз уж мы заговорили об отечественных премьерах. 27 августа отмечается День российского кино. Что бы вы пожелали российскому кинематографу в этот день?
Хотелось бы пожелать не сбавлять темпа и продолжать зажигать кинопрокат качественными релизами. Искренне приятно, что в последние годы выходит всё больше ярких кассовых премьер российского производства. Хичкок сказал очень важную фразу: «Кино – это жизнь, из которой вырезано всё скучное». Поэтому – поменьше скуки, побольше ярких красок и отличных сборов! Большая честь, что мы имеем возможность транслировать в кинотеатрах нашей сети достойные картины российского производства! Кинопроизводство отечественных картин набирает обороты, люди начинают ходить на российское кино, ждать российских премьер, и это не может не радовать!