Здравствуйте, Роман. Расскажите, какие инструменты помогают вам постоянно быть в курсе изменений в законодательстве.
Наше законодательство постоянно меняется. В связи с этим, нам постоянно приходится изучать и анализировать большой объем информации. Информацию мы берем из различных правовых баз и источников. Судебные юристы адвокатского бюро Nektorov, Saveliev&Partners (NSP) используют в своей повседневной работе справочно-правовую систему «КонсультантПлюс». На сегодняшний день это самая полная база правовой информации. Наши юристы считают, что там самый удобный и быстрый поиск, дружественный интерфейс и современные программные технологии. Именно в этой части справочные системы конкурируют между собой, потому что объем законодательной базы в целом совпадает с базами конкурентов.
Примерное же количество всевозможных источников информации на сегодняшний день около 20, часть из которых, по моему мнению, обязательна для постоянного мониторинга и изучения. Некоторые ссылки приведены ниже. Разумеется, список не является исчерпывающим и должен совместными усилиями пополняться:
- m-logos.ru/publications/digest. Одним из наиболее актуальных и информативных является дайджест, выпускаемый «М-Логос» под общим руководством д.ю.н. проф. А.Г. Карапетова. Отдельно можно выделить регулярные дайджесты по частному и процессуальному праву, дайджесты по налоговому праву и антимонопольному регулированию. Они содержат аналитические данные, например, правовой литературы за истекший период, актуальные разъяснения верховных судов, сведения о мероприятиях и планируемых изменениях;
- zakon.ru. Правовая сеть для юристов. Несмотря на обилие скрытой рекламы своих услуг, этот ресурс позволяет быть в курсе последних тенденций, видеть, как определенные юристы за счет своих профессиональных достижений становятся более востребованными и узнаваемыми как на юридическом рынке, так и в сообществе правоведов, без привлечения фирмы и третьих лиц. Для получения актуальной информации, как говорится, из первых уст лучше просматривать блоги известных авторов;
- arbitr.ru. Подписка на дела системы арбитражных судов. Позволяет, в том числе, подавать документы в электронном виде. В основном все судебные юристы пользуются картотекой дел, расположенной по адресу kad.arbitr.ru, но не все знают о таких подразделах, как ras.arbitr.ru и rad.arbitr.ru. Данные разделы позволяют видеть расписание судей и делать поиск внутри судебных актов;
- помимо этого, NSP пользуется платными, расширенными сервисами casebook.ru и caselook.ru/# для поиска и анализа судебных дел от того же поставщика, что поддерживает сайт arbitr.ru. casebook.ru также позволяет видеть информацию из ЕГРЮЛ и иных реестров, в том числе строить между лицами корпоративные связи. Предоставляет доступ к данным базы госконтрактов, бухгалтерской отчетности;
- также для судебных юристов важна база службы судебных приставов. Банк данных исполнительных производств расположен по адресу: fssprus.ru/iss/ip.
Немного сумбурности придает стремление лектора ответить на все вопросы, а их было много! Со своей стороны, мне было бы интересно послушать лекцию на тему договоров подряда».
Олейникова Яна Викторовна, начальник отдела правового обеспечения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РК и г. Севастополю
Досудебная работа: какие произошли изменения на законодательном уровне? На что стоит обратить внимание в первую очередь?
Федеральным законом от 02.03.2016 г. № 47-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми по большинству видов экономических споров введен обязательный претензионный порядок их досудебного урегулирования. Этот закон вызвал много споров. По сути, законодатель решил учесть позитивный для судов опыт создания административной апелляции по налоговым спорам. Как известно, теперь для обжалования решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности необходимо пройти обязательную административную апелляцию на уровне управления ФНС по региону. Указанная мера, как ни странно, позволила серьезно разгрузить налоговые составы арбитражных судов. Административная апелляция снимает до 40% претензий налогоплательщиков в досудебном порядке. В связи с этим, законодатель решил распространить этот опыт на гражданские споры, обязав истца по большинству экономических споров осуществлять досудебный порядок. Первый опыт применения новой редакции АПК, на мой взгляд, негативный. Очевидно, что претензионный порядок лишь на месяц и более удлиняет процесс судопроизводства.
Современные технологии позволяют проводить семинары в любой доступной точке страны. Насколько актуален на сегодняшний день такой вид обучения?
Я практикующий юрист, и моя задача, прежде всего, оказывать юридическую помощь, руководить командой, привлекать клиентов. Достаточно сказать, что ЭЛКОД практически полтора года просил меня выступить и подготовить презентацию, но из-за плотного графика судов (только я лично более 30 раз в прошлом году был в судах разных уголков России, в том числе на Дальнем Востоке и Урале) сделать этого не получилось. Однако 22 декабря 2017 года наша судебная команда присоединилась к известному Адвокатскому бюро Nektorov, Saveliev&Partners (NSP). В NSP пять партнеров, управляющим является Александр Некторов. Как ни странно, свободного времени стало меньше. Пример моих коллег, которые при таком ритме жизни успевают еще и выступать на различных мероприятиях в качестве спикеров, вдохновил меня на вебинар, организованный компанией ЭЛКОД.
И вот 28 февраля мы провели вебинар, слушателями которого стали 138 человек. Качество и интересы аудитории не были известны заранее. Поэтому пошли по проверенному пути от простого к сложному. В формате двух академических часов с перерывами и еще 60 минут для ответов на вопросы слушателей заявили следующие темы:
- Организация претензионный работы на предприятии. Регламенты работы. Какое подразделение за что и почему отвечает, кто и как проверяет новых контрагентов. Аудитория была удивлена, надеюсь, приятно, какой объем информации, в том числе о дисквалифицированных директорах, недействительных паспортах, государственных контактах, отчетности можно получить в открытых источниках.
- Как писать исковое, как вести процесс. Как без всякого лигалтека, лишь вооружившись офисными приложениями и смекалкой, команде из пяти человек эффективно и успешно вести в моменте 60 (!) и более связанных процессов на просторах Родины.
- Что делать, если дело вы выиграли, а денег нет.
- Как вести отдельные категории дел. Тут ограничился широкими мазками и скорее протестировал интерес публики, потому что, конечно, любой вид спора из тех, которыми мы плотно занимаемся – подряды, относя сюда EPC контракты, ГЧП; корпоративные споры; банкротства – достоин своего вебинара и не одного.
На 11 (!) страницах заранее и во время вебинара поступили вопросы от слушателей. Стоит отметить, что аудитория попалась знающая. И, на мой взгляд, все остались довольны. Уже после вебинара мы получили много откликов, в том числе с предложением о проведении следующего.
Леснугина Анастасия Сергеевна, индивидуальный предприниматель
Какие, на ваш взгляд, главные преимущества онлайн-семинаров? Кем они востребованы?
В первую очередь, это знания, информация и опыт, которые вы получаете прямо здесь и сейчас. На сегодняшний день практически у всех очень активный ритм жизни, особенно в больших городах, времени для самостоятельного изучения информации часто не хватает. Конечно, всегда можно найти какие-то обучающие видеоматериалы на YouTube, потратив на это огромное количество времени. И не факт, что из видеокурса вы получите то, что вам было необходимо. На семинарах же все несколько иначе – вы приходите послушать конкретную тему, которая для вас является актуальной. К тому же, вы получаете и методические материалы, и возможность задать вопрос, и ссылку для просмотра вебинара уже после его проведения. Преимуществом является обратная связь, которую вы получаете сразу же либо в самое кратчайшее время. Некоторые вопросы требуют времени на качественную подготовку ответа.
Во-вторых, личный видеоконтакт. Видеоконтакт создает эффект присутствия, что в условиях нашей страны очень важно. Выступление и энергетика лектора могут стать неким ключиком и подсказкой в мир писаных знаний, которых не хватало слушателю. Контент для таких выступлений готовится очень тщательно, чтобы всем было интересно. Опять же возможность узнать больше у лектора, получить разъяснения непонятных областей – бесценная возможность, которую не все используют. Подобные семинары формируют платформу знаний, после чего ее можно совершенствовать, так как нет для этого пределов.
В-третьих, открытость и доступность мероприятия. Информация о масштабных событиях является публичной, и любая ошибка спикера во время выступления – это удар по его репутации. Необходимо быть профессионалом своего дела, чтобы рассказать слушателю больше, чем он может найти в свободном доступе самостоятельно.
Вам поступает масса вопросов от слушателей, которые хотят получить те или иные рекомендации. Скажите, можно ли выделить тему, которая волнует большинство участников семинаров? С чем это связано?
Мы всегда готовы к различным вопросам. Это связано с разнообразной аудиторией: по возрасту, по опыту работы в отрасли права. Например, для единственного юриста, работающего на предприятии, может быть интересно, как выстроены в NSP системы ведения процесса. Внутри нашей юридической фирмы этот процесс довольно детально регламентирован, начиная с того, что необходимо брать с собой в суд, и заканчивая регламентом ознакомления с делом и методикой написания жалоб. Для тех, кто осведомлен в особенностях ведения, например, споров о несостоятельности или подрядных споров, мы также готовы дать наше видение более конкретных вопросов.
Формат вебинара очень удобен – не нужно никуда ехать и отрываться от рабочего процесса».
Маслова Любовь Владимировна, адвокат
Обсуждение вопросов заданной вами темы – возникают ли дискуссии между лектором и слушателями после семинара (постфактум: по электронной почте, звонки)? Помогает ли вам обратная связь акцентировать внимание на определенных вопросах вашей темы?
Дискуссия, на мой взгляд, это показатель успеха лекции. Значит, лектор затронул интересную для аудитории тему, значит, все было не зря. Опять же обратная связь бывает разной. Кто-то хочет поделиться своим опытом; кто-то хочет узнать больше, чем он уже знает; кто-то не все понял, но у него есть конкретный вопрос.
Получать критику тоже очень полезно, лучше начинаешь понимать требования аудитории и получаешь стимул учиться у слушателей и расти дальше. Но во время выступления, конечно, не стоит вести диалог только с каким-то одним активным участником, так как часто разговор начинает уходить далеко за пределы озвученной темы, что может отнять все время выступления, и вы не успеете поделиться важными вещам с остальной аудиторией, а дискуссия может оказаться неинтересной для остальных. Хотя во время такого обсуждения может выясниться, что слушателей волнует какой-то очень важный для них вопрос, и это даст вам почву для организации еще одного семинара. Готовьте ваши вопросы. Будьте активны!