Актуальные ошибки заказчиков по нацрежиму по версии ФАС
Федеральная антимонопольная служба в своих обзорах практики за июнь 2025 года указала на типичные и грубые нарушения, которые допускают заказчики.
- Неверное определение победителя при нацрежиме. Самая распространённая ошибка — когда заказчик признаёт победителем участника, предложившего товар российского происхождения и предоставившего номер записи из реестра, но при этом характеристики самого товара не соответствуют требованиям документации. ФАС напоминает: такая заявка подлежит отклонению, так как содержит недостоверные сведения, даже если происхождение подтверждено правильно.
- Использование не того реестра для подтверждения. Заказчики приобретали радиоэлектронную продукцию, а победитель для подтверждения её российского происхождения представлял номер записи из реестра российской радиоэлектронной продукции. ФАС разъяснила, что правила предоставления нацрежима не разрешают использовать этот реестр. Для подтверждения страны происхождения необходим номер записи из реестра российской промышленной продукции.
- Неправомерное объединение в один лот. ФАС признала ограничением конкуренции объединение в одну закупку (лот) разнородных объектов — например, строительных работ и поставки товаров (процессоров, коммутаторов, жёстких дисков). Такие объекты относятся к разным товарным рынкам и не имеют функционально-технологической связи.
Подробный обзор по этим и прочим вопросам размещён в системе КонсультантПлюс.
Новые правила подтверждения страны происхождения товаров
С 1 сентября 2025 года вступили в силу важные изменения, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 29.08.2025 № 1326.
- Продление действия сертификата СТ-1. Для целого ряда медицинских изделий (например, стерильных бинтов, шприцов, эндопротезов суставов) продлена возможность подтверждать страну происхождения сертификатом СТ-1. Это правило действует для закупок, объявленных до 31 декабря 2025 года включительно.
- Особенности для медтехники. Временно (для записей, сформированных до 10 октября 2023 года) разрешено не указывать в реестровой записи сведения о совокупном количестве баллов для подтверждения происхождения товаров. Это касается сложной медицинской техники (компьютерные томографы, рентгенографические аппараты, электрокардиографы и др.), закупки которых объявляют до конца 2026 года.
- Закупка с разрешением на импорт. Если у заказчика есть разрешение на закупку иностранного товара (для товаров из Перечня № 1, которые не производятся в РФ), то в извещении необходимо декларировать факт получения этого разрешения, указывать его реквизиты и приводить характеристики товара, идентичные тем, что были указаны в обращении за разрешением.
Ответы Минфина на ключевые вопросы заказчиков
Минфин России в серии писем лета 2025 года дал очень важные разъяснения по многим вопросам применения нацрежима.
- Простое указание страны в заявке. Подтвердить происхождение товара из страны ЕАЭС простым указанием страны в заявке нельзя. Для этого необходима выписка из евразийского реестра промпродукции. Заявки с простым указанием страны рассматриваются как предложение иностранного товара (Письмо Минфина от 25.07.2025 № 24-06-06/72389).
- Когда товары без реестровой записи приравниваются к иностранным? Участник может просто указать страну происхождения, если в реестре нет товара с нужными характеристиками, и заказчик задекларировал это в извещении. Такая заявка будет приравнена к иностранной только в одном случае — если будет допущен другой участник, который предложит товар из российского или евразийского реестра с номером записи. Наличие участника с сертификатом СТ-1 не является основанием для такого приравнивания (Письмо Минфина России от 25.07.2025 № 24-06-06/72389).
- Преимущество для лекарств. Минфин чётко разграничил — ограничение применяется только к лекарствам из Перечня ЖНВЛП. А преимущество (скидка 15 % к цене) предоставляется отечественным лекарствам, не входящим в Перечень ЖНВЛП (Письмо Минфина от 25.07.2025 № 24-06-06/72099).
- Приоритет наименования над кодом ОКПД2. Минфин подтвердил, что «защитные меры» (запрет/ограничение) применяются к конкретным наименованиям товаров из перечней, а не к кодам ОКПД2. Например, если в перечне с ограничением указан «Бинт марлевый медицинский», а вы закупаете «Укладку для оказания первой помощи», то ограничение на такую закупку не распространяется — даже если код ОКПД2 у них совпадает (Письмо Минфина от 15.07.2025 № 24-06-09/68449).
Остались ли у Вас вопросы по последним разъяснениям по национальному режиму?