Новые Методрекомендации
Минфин России в письме от 01.07.2024 г. № 02-06-06/61122 направил Методические рекомендации по применению Общих требований к организации инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учёта, бухгалтерской (финансовой) отчётности, приведённых в приложении № 1 к Федеральному стандарту № 274н «Учётная политика, оценочные значения и ошибки», утверждённому приказом Министерства финансов РФ от 30.12.2017 г. № 274н (далее – Общие требования к инвентаризации).
В них отмечено в том числе следующее:
- Если полномочия по проведению инвентаризации возложены на постоянно действующую комиссию учреждения по поступлению и выбытию активов и (или) на комиссию по подготовке и принятию решения о списании имущества, то такие комиссии имеют полномочия инвентаризационных комиссий. Их деятельность регламентируется положениями Общих требований к инвентаризации по инвентаризационным комиссиям.
- К инвентаризационной описи необходимо прилагать информацию по данным персонифицированного (управленческого) учёта в разрезе задолженности конкретных должников (кредиторов). Она должна быть подписана ответственным лицом подразделения, ведущего такой учёт. Речь идёт об инвентаризации дебиторской, кредиторской задолженности при ведении учёта по группе плательщиков (кредиторов), когда в инвентаризационной описи в разделе «по данным инвентаризационной комиссии» отражается итоговая информация по группе учёта. Можно приложить, к примеру, реестр должников или кредиторов.
- Особенности отражения матценностей, поступающих и (или) в исключительных случаях выдаваемых (например, со склада) при инвентаризации, нужно закрепить в порядке проведения инвентаризации с учётом положений п. 29 Общих требований к инвентаризации.
Изменения в порядке инвентаризации
Также внесли изменения в СГС «Учётная политика, оценочные значения и ошибки», утверждённый приказом Министерства финансов РФ от 30.12.2017 г. № 274н. Стандарт дополнили приложением № 1, которое устанавливает требования в том числе к порядку проведения инвентаризации и её документальному оформлению:
- порядок создания и деятельности инвентаризационной комиссии;
- правила проведения инвентаризации;
- порядок оформления её результатов;
- перечень случаев обязательной инвентаризации.
Многие из этих положений были в Методических указаниях по инвентаризации. Эти Методуказания для учреждений носят рекомендательный характер и утратят силу 01.04.2025.
Применение электронных форм первичных документов
Кроме того, начиная с 1 января этого года все организации бюджетной сферы при оформлении результатов инвентаризации обязаны применять электронные формы первичных документов.
В частности, акт о результатах инвентаризации (ф. 0510463), а также указания по его заполнению организации бюджетной сферы применяют одновременно с другими формами, утверждёнными приказом Минфина России от 15.04.2021 г. № 61н.
Про изменения поговорили, теперь рассмотрим ответы на вопросы про проведение и оформление инвентаризации.
Какой документ (приказ или решение) нужен для проведения инвентаризации
Для проведения инвентаризации оформляется решение по ф. 0510439. Его обязаны применять все учреждения. По нашему мнению, дополнительно издавать приказ о проведении инвентаризации не требуется (п. 32 Методических указаний по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учёта при ведении бюджетного учёта, бухгалтерского учёта государственных (муниципальных) учреждений, приведённых в приложении № 5 к приказу Министерства финансов РФ от 15.04.2021 г. № 61н, далее – Методические указания № 61н).
Решение о проведении инвентаризации принимает руководитель учреждения или уполномоченное им лицо. Сформируйте его в электронном виде или на бумажном носителе. Документ в электронной форме ответственный исполнитель должен подписать простой ЭП, а руководитель (иное уполномоченное им лицо) – утвердить с применением квалифицированной ЭП (п. 10 Общих требований к инвентаризации, п. п. 6, 32, 35 Методических указаний № 61н).
Каковы особенности проведения инвентаризации при отсутствии ответственного лица
Несмотря на то, что присутствие ответственного лица при проведении инвентаризации является обязательным условием, может возникнуть ситуация, когда ответственное лицо не может присутствовать при проверке фактического наличия имущества.
По нашему мнению, в данной ситуации необходимо предпринять следующие действия:
- если работник болеет – вы можете либо зафиксировать актом факт его отсутствия и приложить соответствующие документы, либо организовать проведение видео- и фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения имущества (пп. «б» п. 18 Общих требований к инвентаризации, письмо Минфина России от 24.12.2020 г. № 02-07-07/113668). Рекомендуем после выхода на работу сотрудника по окончании болезни произвести инвентаризацию, а также предъявить тому для ознакомления материалы инвентаризации, проведённой без его участия;
- если работник МОЛ умер – проведите сплошную инвентаризацию вверенного ему имущества по всем местам хранения, а также составьте акт с приложением свидетельства о смерти. Инвентаризацию проводите на день приёмки дел вновь назначенным ответственным лицом, которому будут переданы данные ценности (пп. «в» п. 31 Общих требований к инвентаризации).
Кроме того, в случае отсутствия ответственного лица вы можете назначить другого сотрудника замещать временно отсутствующего работника. При этом, по мнению Минфина России, инвентаризацию при передаче дел можете не осуществлять, если вы заключили письменные договоры с ответственными лицами о коллективной (бригадной) материальной ответственности за вверенное им имущество (письмо Минфина России от 02.06.2017 г. № 02-06-10/34524). Такая позиция была сформулирована до введения в действие СГС «Концептуальные основы» и Общих требований к инвентаризации, поэтому рекомендуем все же проводить инвентаризацию, пока не появились более свежие разъяснения соответствующих органов.
Как провести инвентаризацию вложений в нефинансовые активы (счёт 0 106 00 000)
Инвентаризацию вложений в нефинансовые активы на счёте 0 106 00 000 проводите по объектам учёта в общем порядке. При инвентаризации капитальных вложений в недвижимое имущество рекомендуем проверить в числе прочего наличие:
- регистров аналитического учёта по каждому вложению в объект;
- документов, являющихся основанием выделения средств бюджета, а также документы, являющиеся основанием начала строительства;
- проектной, в том числе проектно-сметной документации;
- документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов.
Путём документальной проверки сопоставьте фактически произведённые капитальные вложения в недвижимое имущество с данными учёта. Инвентаризацию объектов незавершённого строительства проводите в установленном порядке.
Полученные результаты инвентаризации вложений в нефинансовые активы оформите по общим правилам.
Как провести инвентаризацию имущества казны, в том числе муниципальной казны
При проведении инвентаризации имущества казны сверьте данные бюджетного учёта об этих объектах с данными реестра имущества (например, реестра муниципального имущества). Допускается применять, в частности, видео- и фотофиксацию объектов в режиме реального времени. При этом могут присутствовать отдельные члены комиссии по месту нахождения имущества. Инвентаризация осуществляется не реже чем ежегодно на отчётную дату (пп. «б» п. 18 Общих требований к инвентаризации, письма Минфина России от 01.04.2022 г. № 02-07-10/27359, от 16.09.2021 г. № 02-06-10/75555).
Чтобы контролировать соответствие учётных данных по объектам нефинансовых активов, составляющим казну, данным реестра государственной (муниципальной) казны, в учётной политике можно установить более частую периодичность проведения инвентаризации такого имущества: поквартально, на дату формирования бухгалтерских записей на сумму изменения реестра и т.д. (письмо Минфина России от 16.09.2021 г. № 02-06-10/75555).
Результаты проведённой инвентаризации отразите в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).
Нужно ли составлять акт о недостаче материалов, которую выявили при инвентаризации
Если в результате инвентаризации вы выявили недостачу материальных ценностей, составлять об этом отдельный акт не нужно. Факт недостачи материальных ценностей зафиксируйте в графах 13, 14 и 19 инвентаризационной описи по ф. 0504087.
Как провести инвентаризацию ГСМ
При инвентаризации ГСМ сверьте их фактическое наличие по местам хранения, ответственным лицам, а также по видам (дизельное топливо, бензин, смазочные материалы) и маркам с данными бухгалтерского (бюджетного) учёта.
Инвентаризацию проводите путём замеров и технических расчётов. Замеры оформите актами, которые должны подписать члены комиссии и ответственное лицо. Расчёты и акты замеров обязательно приложите к документам, оформляющим результаты инвентаризации (пп. «а» п. 18 Общих требований к инвентаризации).
Для полной и точной проверки фактического наличия ГСМ обеспечьте комиссию в том числе технически исправными измерительными приборами, иными контрольными устройствами (средствами) с представлением информации о надлежащей поверке средств измерений, а также калибровочными таблицами (п. 21 Общих требований к инвентаризации).
Полученные результаты отразите в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).
Как провести инвентаризацию библиотечного фонда
Инвентаризацию библиотечного фонда проведите в общем порядке. Помните, что объекты, составляющие библиотечный фонд, за исключением периодических изданий, относятся к ОС независимо от срока полезного использования (п. 8 СГС «Основные средства»).
Инвентаризация этих фондов проводится не реже одного раза в пять лет (п. 32 Общих требований к инвентаризации).
В государственных (муниципальных) библиотеках обязательная инвентаризация библиотечных фондов проводится в сроки, установленные п. 7.2 Порядка учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда, утверждённого приказом Минкультуры России от 08.10.2012 г. № 1077.
Остались ли у Вас вопросы по инвентаризации в учреждениях в 2024 году?