Инна Васильевна, на Ваш взгляд, можно ли назвать работу директора театра творческой? Оглядываясь назад, как бы вы описали свой путь к этой должности?

Творчество для меня – это постоянное стремление к росту, поиск новых уникальных путей для решения рабочих задач. К любому делу нужно подходить творчески и от души, если хочешь его делать хорошо. А уж тем более – в театре. Я пришла сюда в 2014 году в юридический отдел – казалось бы, не самое творческое место. Но атмосфера театра, люди, которые здесь служат, цели и идеи, которые они реализуют сразу нацеливают на творческий способ существования. Иосиф Бродский сказал, что поэзия – это ускоритель сознания, мироощущения. Значит, театр – это поэзия.

«Поэзия – это ускоритель сознания, мироощущения. Театр – это поэзия».

8 лет с 2016 года по 2023 год я в театре служила на должности заместителя директора, поэтому скорее, должность директора пришла ко мне сама. Что касается руководства театром, то в моем понимании — это в первую очередь ответственность, служение людям, процессам, которые создаются в театре, где необходимо большое трудолюбие.

 Как Вы считаете, современное общество способно обойтись без театра?

Конечно, нет! Помните, как в фильме «Москва слезам не верит» герой говорит о том, что телевидение перевернёт жизнь человечества и не будет ничего – ни театра, ни книг – «одно сплошное телевидение». А сегодня всё настойчивее звучит мнение о закате эры телевидения, которая, напомню, и началась-то меньше века назад. А сколько веков, тысячелетий театру? Общепринятая версия отсылает нас в Египет, в 2500 год до нашей эры! Считается, что именно тогда была сыграна первая театральная постановка о боге Осирисе. Сколько всего пережило человечество за это время? Театр вечен. Театр – одна из немногих ценностей, которая оставалась с человеком всегда, в любых потрясениях.

«Театр вечен. Театр – одна из немногих ценностей, которая оставалась с человеком всегда, в любых потрясениях».

Потому что театр хранит в человеке человека, потому что вызывает живые эмоции, потому что на сцене живой процесс, потому что все по-настоящему, потому что происходит обмен живой энергией.  

Спектакли, которые можно пересматривать множество раз. Как Вы думаете, в чём секрет успеха?

А почему люди иногда всю жизнь возвращаются к одной и той же книге? Потому что на разных этапах своего пути неизменно находят в ней ответы на важные для себя вопросы. Дело в таланте, в гении автора, который сумел выразить что-то очень насущное для читателя. Так и в спектакле. Если его идеи, мысли, чувства резонируют с современным зрителем, если постановка «говорит» с ним на одном языке, то люди будут пересматривать и два, и три, и десять раз, постоянно открывая в спектакле новые и новые смысловые пласты для себя. Нашему театру повезло – у нас есть такой «автор», наш художественный руководитель Григорий Лифанов.  Секрет успеха – талант и трудолюбие. Другого нет.

Современные технологии в театре: что сегодня изменилось? В чём плюсы и минусы, на Ваш взгляд?

Ничего не изменилось. Нет, конечно, каждый новый век добавлял в оснащение сцены свои ноу-хау, своего «бога из машины». Сейчас, когда научно-технический прогресс обрёл почти световую скорость, театр можно модернизировать каждый день. Но театр – это Артист. И если технологии поддерживают его, служат ему, подчинены тем задачам, которые реализует он, то это прекрасно. Если же вся мощь современных аудиовизуальных средств обрушивается на артиста и стирает его личность, то это уже не театр. Что-то другое, нередко имеющее право на существование. Но – не театр. Хотелось бы нам иметь в своём распоряжении новейшее световое, звуковое оборудование, подвижный планшет сцены, допустим, или зал-трансформер? Безусловно. Современный зритель требователен и искушён – мы обязаны соответствовать. 

В рамках Национального проекта «Культура» в прошлом году нам помогли приобрести новейшие световые приборы. Но, повторюсь, все технологии должны стоять на службе у режиссёра и актёра.

Все артисты театра – местные или есть приезжие? Откуда чаще всего приезжают новые кадры?

Мы гордимся тем, что севастопольский театр – место притяжения не только для зрителей, но и для выпускников ведущих театральных вузов России. Ежегодно к нам в труппу стремятся попасть талантливые юноши и девушки из ГИТИСа, ВГИК им. Герасимова, Санкт-Петербургского РГИСИ, Ярославского, Екатеринбургского, Новосибирского институтов. Только за последние пять лет в актёрском составе театра появились молодые ребята из Москвы, Ярославля, Краснодара, Красноярска. А так в нашей труппе, можно сказать, представлена почти вся наша огромная прекрасная Россия – от Белого моря до Чёрного, от Тихого океана до Балтики. 

Коренных севастопольцев в труппе чуть меньше половины. Но, как говорят наши артисты, звание «севастополец» на севастопольской земле получает каждый, кто преданно отдается делу и старается соответствовать этому званию. 

«Звание «севастополец» на севастопольской земле получает каждый, кто преданно отдаётся делу и старается соответствовать этому званию» .

Гастроли: какие сейчас проходят, что планируется?

За последнее десятилетие мы привыкли к тому, что на премьеры театра Луначарского люди приезжают порой издалека. И, выезжая на гастроли, мы как будто масштабируем наш зрительный зал до невероятных размеров: сегодня нас с радостью ждут в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ярославле, Новосибирске, Новороссийске, Ростове-на-Дону… Много городов можно назвать. Поэтому очень здорово, что, благодаря Межрегиональной программе «Большие гастроли» и Всероссийскому гастрольно-концертному плану, у нашего театра есть возможность показать свои работы по всей России.       

Недавно – 2 июля – мы вернулись с гастролей из Ярославля, где с успехом представляли наши спектакли «Севастопольский вальс», «Мастер и Маргарита», «Бесы», «Лес» на сцене Первого русского театра – Государственного академического театра драмы им. Фёдора Волкова. Впервые мы побывали здесь в мае 2017 года – и, как выяснилось, семь лет ярославская публика очень ждала встречи с нашим коллективом. 

Впереди в этом году у нас две фестивальные поездки со спектаклем «Три сестры» – в Липецк, на Всероссийский фестиваль «Липецкие театральные встречи» в октябре и в Москву, на Всероссийский фестиваль-конкурс «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» в ноябре. В 2025 году наш театр планирует гастроли в Йошкар-Олу. 

Театр им. А.В. Луначарского не только сохраняет, но и развивает театральное искусство, предлагая зрителям разнообразные постановки и высокое качество исполнения. Это учреждение культуры стало важным центром творческой жизни Севастополя, объединяя в своих стенах артистов и любителей театра. Благодарим за беседу Инну Васильевну и желаем театру процветания, а артистам – вдохновения и сил!