Евгений Петрович, Вы являетесь ректором КГМТУ с 2006 года, расскажите немного для наших читателей о Керченском государственном морском технологическом университете?

Керченский государственный морской технологический университет ведёт образовательную деятельность по десяти укрупнённым группам специальностей и направлений подготовки, в том числе по шести специальностям среднего профессионального образования, по трём специальностям специалитета, шести направлениям подготовки бакалавров, шести направлениям подготовки магистров, пяти направлениям подготовки аспирантуры, а также по ряду программ дополнительного образования.

Подготовка специалистов по программам высшего профессионального образования ведётся по очной и заочной формам обучения на базе среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования.

Подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования осуществляется по очной и заочной форме обучения на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

В структуру университета входят два факультета, одиннадцать кафедр, учебно-тренажёрный центр, центр дополнительного профессионального образования, а также учебно-вспомогательные, научные, административно-управленческие и административно-хозяйственные подразделения, обеспечивающие работу вуза по различным направлениям деятельности.

В составе морского факультета   шесть кафедр. Ведется обучение по трём специальностям, одному направлению подготовки бакалавров, одному направлению подготовки магистров, двум направлениям подготовки аспирантов и двум научным специальностям.

В составе технологического факультета пять кафедр. Ведется обучение по пяти направлениям подготовки бакалавров и пяти направлениям подготовки магистров.

Учебно-тренажёрный центр (далее – УТЦ) является структурным подразделением Университета. УТЦ осуществляет дополнительную профессиональную подготовку членов экипажей морских судов, курсантов, слушателей в соответствии с национальными требованиями Российской Федерации и требованиями международных конвенций ПДНВ-78 с поправками, СОЛАС 74, МАРПОЛ 73/78, Кодекс ОСПС и других.

В филиале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Керченский государственный морской технологический университет» в г. Феодосия ведётся обучение по одному направлению подготовки бакалавров (ВО), двум специальностям (СПО).

Базовые принципы стратегического развития университета реализуются через основные направления его деятельности: образовательную, научную, воспитательную работу, информатизацию, финансовую, международную, хозяйственную и улучшение социальной сферы.

Вот уже как 10 лет университет развивается и развивает студентов в Российской Федерации. Расскажите, каким сегодня вы видите его? Кардинально ли вуз менял вехи развития? Поделитесь, пожалуйста, какие ключевые цели и задачи вы ставите перед университетом на ближайшие пять лет? Какие-нибудь новые учебные программы и специализации планируется ввести в ближайшем будущем?

Конечно, переход университета в правовое поле Российской Федерации является новой главой в жизни, развитии вуза. У нас появились возможности, ранее недостижимые. Но, отмечу, что мы всегда, вне зависимости от юрисдикции, делали ставку на качественное образование, высокий уровень знаний наших ребят.

Особенно хочу отметить предоставленную Росрыболовством возможность получения курсантами университета плавательной практики на учебных парусниках «Крузенштерн», «Седов», «Паллада». Это уникальный опыт, позволяющий отработать на практике полученные знания, познакомиться с морскими традициями, «оморячиться», познать чувство локтя, ответственности.

Основными целями университет на 5 лет считаю: развитие комплексной работы со школьниками, привлечение талантливых абитуриентов, реализация профориентационной деятельности. Реализацию новых гибких и открытых моделей образования, опирающихся на возможности цифровых технологий. Создание новых образовательных программ, направленных на практическую ориентацию обучения и формирования компетенций, необходимых для предприятий реального сектора экономики.

Ввиду множества введенных санкций, университет продолжает взаимодействие с международными партнёрами? Какие планы есть в этой области?

Университет имеет право осуществлять международное сотрудничество в области среднеспециального и высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования, научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации.

Граждане иностранных государств, прибывающие в Российскую Федерацию для обучения в соответствии с международными соглашениями, принимаются в Университет в пределах контрольных цифр приёма по направлениям федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования по согласованию с Учредителем и на договорной основе.

Конечно, на данный момент, введенные санкции существенно повлияли на эту деятельность университета, значительно ослабив её, но мы верим, что этот вопрос, рано или поздно разрешится, и университет сможет полноценно сотрудничать с зарубежными коллегами.

Евгений Петрович, какие научные проекты и исследования ведутся в университете и как они влияют на развитие морской отрасли?

Одной из основных задач ФГБОУ ВО «КГМТУ» в области научно-исследовательской деятельности являются выполнение прикладных научных исследований в рамках госзаказа по Тематическому плану Росрыболовства. Исследования охватывают широкий спектр отраслевых научных направлений, начиная от исследования видового разнообразия, опыта культивирования, пищевой ценности и безопасности закапывающихся моллюсков Азовского моря и заканчивая разработкой комплексной математической модели траловой лебедки рыбопромыслового судна и орудия лова.

Следует отметить, что молодые учёные Университета ежегодно становятся победителями конкурсов на грантовое финансирование. Для реализации проектов и последующих исследований в области проектирования электротехнического оборудования (в частности, силовых полупроводниковых преобразователей (преобразователей постоянного тока, твердотельных трансформаторов, инверторов и т.д.) была создана научно-исследовательская лаборатория электротехники и силовой электроники.

Также в 2023 г. была создана научная лаборатория и раковый питомник по культивированию австралийского красноклешневого рака, в рамках которой идет разработка новых рационов кормления, новых приемов и методов культивирования раков на Юге России с применением приемов прудовой и индустриальной аквакультуры.

В 2023 г. были получены 2 патента на изобретение, 1 патент на полезную модель и 16 свидетельств   на программы для ЭВМ.

В 2023 г. Керченский государственный морской технологический университет стал победителем в Конкурсе студенческих научных сообществ и получил грант в размере 3 млн руб. на реализацию проекта «Научно-образовательная платформа «Лидеры отраслевой студенческой науки». Университет стал единственным победителем как среди отраслевых образовательных организаций, так и среди крымских вузов.

Ещё хочется затронуть вопрос перспектив для выпускников. Как университет помогает своим выпускникам в трудоустройстве и какие у вас есть успехи в этом направлении? 

Одним из направлений деятельности ФГБОУ ВО «КГМТУ» является содействие эффективному трудоустройству выпускников и их адаптация к современным требованиям федерального и регионального рынка труда. В ФГБОУ ВО «КГМТУ» функционирует Центр содействия трудоустройству выпускников.

Центр в индивидуальном и групповом порядке проводит консультационную работу со студентами по вопросам трудоустройства и профессиональной адаптации, самопрезентации и информировании о состоянии рынка труда, наличии вакансий в предприятиях и организациях г. Керчи, Республики Крым и ЮФО. Соискатели получают полную информацию о развитии рынка труда по интересующим их специальностям, об основных требованиях, предъявляемых работодателем к кандидату на вакантную должность. Кроме того, каждому студенту и курсанту оказывалась помощь в составлении резюме.

Организовано индивидуальное консультирование и подбор вакансий для нетрудоустроенных выпускников. Главными причинами нетрудоустройства выпускников является низкий уровень предлагаемых работодателями зарплат, отсутствие подходящих вакансий, осознанное нежелание трудоустройства в связи с семейными обстоятельствами.

Потребность в выпускниках ФГБОУ ВО «КГМТУ» остается на высоком уровне, а по некоторым специальностям и направлениям подготовки (прежде всего по плавательным специальностям), неуклонно возрастает. Более 75% выпускников работают по профилю подготовки.

Какие программы профориентации и стажировки вы предлагаете студентам?

Центр дополнительного профессионального образования (далее – ЦДПО) на базе Учебно-тренажерного центра университета осуществляет образовательную деятельность в области дополнительного образования в соответствии с лицензией Университета.

Основными видами обучения, проводимого в ЦДПО, являются:

  • повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка;
  • стажировка, которая может быть, как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов;
  • обучение рабочим профессиям (должностям служащих).

Отдел довузовской подготовки, профориентации и работы с абитуриентами является структурным подразделением Университета, осуществляющим проведение довузовской и вузовской профориентационной работы посредством реализации дополнительных образовательных программ и других организационных мероприятий, а также организацию приема в Университет.

В современном мире учебный процесс сильно отличается от того привычного, который был у нас, например, ещё 10 лет назад. Как вы планируете интегрировать новые технологии и инновации в учебный процесс? Или, возможно, они уже есть?

Мы ежегодно совершенствуем и обновляем парк компьютерной техники для образовательного процесса и научных исследований. Развиваем беспроводную сеть доступа к сети Интернет в корпусах и общежитии Университета. Совершенствуем основные процессы управления Университетом за счёт расширения сферы использования программных продуктов. Развиваем единую интегрированную информационную среду, обеспечивающую поддержку образовательного процесса, на базе современных информационно-коммуникационных технологий, увеличиваем количество и качество электронных информационных ресурсов. Расширяем доступность и открытость образования, что существенно повышает качество подготовки специалистов за счёт широкого использования электронных научно-образовательных ресурсов и дистанционных технологий. Работаем над разработкой цифрового образовательного контента, необходимого для реализации образовательных программ, в том числе для обучения лиц с ограниченными возможностями с целью повышения доступности образования. Планируем внедрение и использование массовых открытых онлайн-курсов по дисциплинам, размещённым на образовательных платформах, и разработку собственных курсов по профильным направлениям подготовки. Совершенствуем систему электронной аттестации и анализа цифровых следов для независимой оценки качества обучения.

Стратегической целью в этой области является цифровизация всех направлений деятельности университета, и как следствие, формирование и развитие единой цифровой информационно-коммуникационной среды Университета, обеспечивающей наиболее полное использование информационных ресурсов, а также возможность коммуникации. Это позволит создать сетевое виртуальное пространство взаимодействия участников научно-образовательного процесса, а также повысить качество образовательного продукта и исследовательского результата.

Евгений Петрович, расскажите, какие планы по модернизации и развитию инфраструктуры университета существуют на ближайшее время?

Политика университета по развитию инфраструктуры строится на современном понимании университета как единства образовательного и социокультурного пространства. Это не только здания, но и образовательные программы, научные исследования, корпоративная культура, под которые трансформируется и меняется пространство университета.

Стратегической целью развития университета в области инфраструктурной политики является повышение эффективности использования потенциала кампуса для научно-образовательной деятельности, комфортного пребывания, создание условий для саморазвития обучающихся и  сотрудников, укрепление системы корпоративных ценностей, включение его в городскую и региональную социокультурную среду, формирование имиджа университета через трансформацию существующего пространства, модернизацию инфраструктурных и информационных ресурсов университета.

Модель инфраструктуры университета основана на концепции «пребывание полного дня», предполагающей создание комфортных условий для работы, учёбы, творчества, общения и самореализации в стенах образовательной организации. Университет должен стать удобным, уютным и безопасным пространством, вызывающим желание дольше оставаться в его стенах.

А сейчас давайте поговорим о качестве образования. Какие ваши сильные стороны, как Вы считаете?

В университете внедрена и успешно функционирует внутренняя система оценки качества образования. Система управления качеством, направленная на непрерывное улучшение образовательного процесса, предусматривает постоянный мониторинг всех составляющих образовательного процесса.

Система оценки качества образовательной деятельности, включает ежегодную, регулярную внутреннюю оценку качества образовательной деятельности, образовательных программ и подготовки обучающихся, с привлечением работодателей и (или) их объединений, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников университета, оценивание условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик обучающихся.

Внутренняя система оценки качества образования базируется на принципах объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования, реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, открытости, прозрачности процедур оценки качества образования, доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей.

Как университет участвует в жизни города и региона, поддерживаете ли социальные проекты?

Университет является активным участником жизни города и региона, более того, университет является одним из ведущих среди образовательных организаций Росрыболовства во Всероссийском грантовом конкурсе Федерального агентства по делам молодёжи  «Росмолодёжь.Гранты»

Приоритетное внимание в реализации воспитательной работы университета уделяется видам деятельности студентов и курсантов:

  • добровольческая (волонтёрская);
  • реализация молодёжных инициатив, проектов и грантов;
  • студенческие объединения и клубы;
  • научно-исследовательская;
  • досуговая, творческая и социально-культурная деятельность по организации и проведению значимых событий и мероприятий.

В университете на постоянной основе функционируют:

  • волонтёрский центр – в рамках Всероссийской ассоциации волонтёрских центров;
  • студенческий спортивный клуб «Морские волки» – в рамках Ассоциации студенческих спортивных клубов России;
  • патриотический клуб «Эскадра» – в рамках ассоциации «Я горжусь»;
  • студенческий спасательный отряд - в рамках Всероссийского студенческого корпуса спасателей;
  • медиа-центр – в рамках информационного сопровождения отрасли;
  • студенческий творческий клуб;
  • экологический клуб «Маяк»;
  • Штаб #МыВместе#.

Университетские клубы и центры находятся в тесной обратной связи с Федеральным агентством по делам молодёжи, Департаментом государственной молодёжной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки, Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым, соответствующими Всероссийскими ассоциациями и центрами.

Студенты и курсанты ФГБОУ ВО «КГМТУ» принимают участие в масштабных воспитательных мероприятиях: всероссийского уровня – Акция «Блокадный хлеб», Акция «Я горжусь. Герои», Акция «Сад памяти», Фестиваль «Агрофест», Фестиваль античного искусства «Боспорские Агоны» и другие, международного уровня – телемосты с вузами Белоруссии, Международный день добровольца и другие, регионального и межрегионального уровня – Акция «День Чёрного моря», Фестиваль Фиджитал-спорта «Крым 2023», Выставка «Образование и карьера» и другие.

В 2023 г. в ФГБОУ ВО «КГМТУ» был успешно реализован грантовый проект «Соревнования по пейнтболу «ЗАЩИТНИКИ», где более 50 обучающихся нашего университета приняли участие в более 20 мероприятиях.

В КГМТУ проходит традиционный ежегодный Курсантский бал. Это грандиозное мероприятие с приглашением почётных гостей представителей Государственного Совета Республики Крым, администрации и руководителей ведущих предприятий города. На сцене ДК «Корабел» в хореографических номерах принимают участие около 100 пар, в том числе курсанты, преподаватели и сотрудники университета. По творческой идее студенческого клуба КГМТУ артисты показывают зрителям исторические события сквозь призму патриотического воспитания молодёжи.

Евгений Петрович, в завершение, какие советы вы можете дать абитуриентам, которые планируют поступать в Керченский государственный морской технологический университет?

В любой жизненной ситуации, которая касается обучения, формирования компетенций, построения личностной траектории всегда нужно основываться на принципе:

  1. Знания.
  2. Умения.
  3. Навыки.

С чёткой заявленной периодичностью.