В соответствии с ч. 3 вышеуказанной статьи рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, и соответствующие критериям, определённым Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

Отдельной ответственности за несоблюдение требований о маркировке интернет-рекламы сразу установлено не было. В конце лета 2022 года Роскомнадзор сообщал, что до марта 2023 года не будут наказывать за нарушение требования о маркировке интернет-рекламы. А далее по Салтыкову-Щедрину – строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. По разным оценкам на весну 2023 года от трети до половины предпринимателей, особенно, в сегменте малого и среднего бизнеса, отказывались маркировать интернет-рекламу до введения ответственности.

В июне 2023 года принят Федеральный закон № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым установлены новые составы административных правонарушений и штрафы за нарушения в сфере интернет-рекламы. С 1 сентября 2023 года они вступили в силу.

Разбираемся с новыми требованиями законодательства

Не все профессиональные участники рынка рекламных услуг своевременно разобрались с новыми требованиями законодательства и начали их исполнять. Ещё больше вопросов у простых предпринимателей, которые могут иметь статус рекламодателя и/или рекламораспространителя. Теперь, чтобы не получить штраф, организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, кто не маркировал рекламу в Интернете, придётся разобраться с данным вопросом и начать исполнять требование закона. Для начала вспомним, что считается рекламой в сети Интернет.

К рекламе в сети Интернет следует относить информацию, распространённую с использованием сети Интернет, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределённому кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Это следует из п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.

Не признаётся рекламой в сети Интернет размещение информации, если это не соответствует признакам, перечисленным в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Не относится к рекламе и не подпадает под действие Закона о рекламе информация, перечисленная в ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе. По мнению ФАС России, не считается рекламой (Информация ФАС России):

  • информация о товарах и услугах, размещённая на официальном сайте, страницах либо в соцсетях их производителя или продавца. Однако контент могут признать рекламой, если отдельному товару уделяется особое внимание, о нём даётся избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести его, в том числе с указанием адресов магазинов. В этом случае применяются нормы ст. 18.1 Закона о рекламе;
  • обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера, если его основной целью не является продвижение товара на рынке;
  • органичная интеграция (например, упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров). Интеграция не является органичной и её могут признать рекламой, если внимание в видеоролике акцентируется на товаре, в том числе за счёт того, что описываются его характеристики, свойства или блогер высказывает положительное отношение к нему. На такую рекламу распространяются нормы ст. 18.1 Закона о рекламе.

Единых критериев, которые бы позволяли однозначно разграничить рекламу и «не рекламу», нет.

Рассмотрим на примере. Отель на собственной странице в Интернете и в сообществе во ВКонтакте публикует информацию о находящихся на его территории спа-комплексе, открытом бассейне, бильярдном зале, которые можно использовать за отдельную плату. Это информирование потенциальных гостей о дополнительных услугах и сервисах отеля, это не будет рекламой. Если в ресторане этого же отеля будет проходить гастро-ужин известного шефповара, а вход платный по заранее купленным билетам, то анонс мероприятия и продажа билетов на сайте отеля и в социальных сетях будут рекламой конкретной услуги. Если на сайте отеля будут размещаться баннеры с информацией о чужих услугах, например, о экскурсиях, то подобные сведения могут счесть рекламой, которая требует маркировки.

В Письме от 14.11.2022 N 03-100982 Роскомнадзор дал такие разъяснения: «Оценка информации на предмет её отнесения к рекламе или информации, не являющейся рекламой, осуществляется ФАС России в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письмо Роскомнадзора я нашёл в системе КонсультантПлюс.

Также заслуживает внимания официальная позиция ФАС России, согласно которой реклама в Telegram не требует маркировки в том случае, когда ресурс используется в качестве мессенджера, для обмена конкретными пользователями сообщениями. В случае если Telegram используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей (через Telegram-каналы), то такая реклама подпадает под действие ст. 18.1 Закона о рекламе и требует маркировки.

Также не стоит забывать, что в сети Интернет можно рекламировать далеко не всё. В сети Интернет не допускается реклама тех объектов рекламирования, реклама которых в принципе запрещена независимо от способа распространения согласно ст. 7 Закона о рекламе. Так, нельзя рекламировать табачные изделия. Есть и другие общие запреты, например, в отношении рекламы деятельности лиц, указанных в ст. 30.2 Закона о рекламе.

Также есть запреты и ограничения, касающиеся именно рекламы в сети Интернет:

  • в сети Интернет нельзя рекламировать алкогольную продукцию (п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе);
  • реклама основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах (тотализаторах) допускается только на определённых сайтах. Например, разрешена реклама игр в букмекерских конторах на сайтах, которые зарегистрированы в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера, игр в тотализаторах на официальных сайтах общероссийской и региональных федераций конного спорта (пп. «б» п. 1, пп. «г» п. 3 ч. 2.2 ст. 27 Закона о рекламе);
  • может быть запрещена реклама, адресованная потребителям в РФ, на информационных ресурсах иностранных лиц, ведущих деятельность в сети Интернет на территории РФ, при наличии соответствующего запрета Роскомнадзора, информация о котором включена в перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети Интернет на территории РФ (ч. 10.4 ст. 5 Закона о рекламе).

Рекламу какого формата надо маркировать?

  • Видеоролики
  • Аудиоролики
  • Текстовые рекламные блоки
  • Баннеры
  • SEO-статьи
  • Тизеры
  • Иные форматы, которые подпадают под определение рекламы

И всё это объединено в термин «креатив». Чтобы исполнить требование о маркировке интернет рекламы, нужно:

  1. Зарегистрировать и правильно оформить рекламный креатив.
  2. Отправить отчёты о статистике креатива и рекламных деньгах.

Реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещённой в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы, иметь идентификатора рекламы, который представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламы и учёта информации о такой рекламе.

Подробные требования к идентификатору рекламы изложены в Приказе Роскомнадзора от 30.11.2022 N 191 «Об утверждении Требований к идентификатору рекламы, его содержанию, порядка и сроков его присвоения, размещения при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», хранения и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приказ Роскомнадзора № 191 я нашёл в системе КонсультантПлюс.

Что такое ОРД и как с этим работать?

Информация о распространённой в сети «Интернет» рекламе передаётся в Роскомнадзор через операторов рекламных данных (ОРД). На сегодняшний день в Реестре операторов рекламных данных содержится семь юридических лиц:

  • Яндекс ОРД (ООО «Яндекс оператор рекламных данных»)
  • Озон ОРД (ООО «Озон ОРД»)
  • ОРД-А (ООО «ОРД-А»)
  • ОРД-Лаборатория разработки (ООО «Лаборатория разработки»)
  • Первый ОРД (ООО «Первый ОРД»)
  • VK ОРД (ООО «ВК рекламные технологии»)
  • Медиаскаут (ООО «МедиаСкаут»)

Вы самостоятельно выбираете с каким из ОРД работать. Можно работать сразу с несколькими ОРД.

Вообще, вопрос маркировки интернет рекламы имеет множество тонкостей и нюансов, с которыми Вам придётся разбираться. Вместить всю необходимую информацию в рамки одной статьи не представляется возможным. Наша цель привлечь Ваше внимание к этому очень актуальному вопросу, что позволит Вам не допускать нарушения законодательства, защитить свой бизнес от новых административных штрафов.

А штрафы, надо сказать, не маленькие:

  • нарушение по ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей;
  • нарушение по ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Редкий бизнес может совсем обойтись без рекламы. Успешной Вам работы в новых условиях. Ведите бизнес осмотрительно.