Первый вопрос — уже традиционный для наших респондентов, и он о Вашей деятельности. Давайте расскажем читателю о том, чем Вы занимаетесь последние годы.
Я руководитель арт-студии «MODUS OPERANDI», которая была создана в 2019 году при Крымской филармонии. Изначально она задумывалась как студия мелодекламации, т.е. была задача познакомить детей с шедеврами литературы в параллель с музыкальными. Тогда на литературный текст накладывалась музыкальная иллюстрация. Конечно, из этого мы быстро выросли. Сегодня у нас огромное количество направлений, которые мы активно развиваем: драматический театр, мелодекламация, театр кукол, моноспектакли, пластический театр, фольклорный театр, киноминиатюры. То есть у ребенка всегда есть выбор, в чем себя проявить.
Скажите, в какой момент Вы поняли, что хотите работать с детьми, и пришли к тому, чтобы создать свою арт-студию?
Это, конечно, произошло не вчера. К театру меня тянуло всегда, со времен, когда я была командиром в «Звездочке», когда еще были пионерские организации. У меня было особое умение собрать вокруг себя ребят с плохим поведением, кто считался не самым «перспективным» в учебе. Я их объединяла в театральные группы, и мы занимали все призовые места. То есть уже в 7-9 лет у меня начались театральные и режиссерские позывы. Потом училась в университете, начала чаще выступать, а после уже и своих детей стала задействовать. Изначально, вообще, все делалось для своих детей, в результате и чужие подтянулись. Поэтому можно сказать, что театром я всю жизнь занимаюсь.
А как появился проект «MODUS OPERANDI»?
В 2014 году я приехала с Дальнего Востока, младшие дети были маленькими — 1-3 класс, у них стали появляться друзья, хотелось сделать их детство увлекательнее, я стала придумывать интересные занятия для них. На самом деле, было много направлений, в которых мы себя пробовали. Сначала был проект патриотического воспитания, в рамках которого в течение 2 лет мы объехали все Города-Герои. После был проект «Будущее России», где мы представляли Республику Крым в других субъектах; еще был образовательно-туристический проект, и мы изучали пещерные города Крыма. Вот, из множества этих проектов и вырос один театральный, и он вытеснил все остальные. Но изучать Россию и Крым мы продолжаем до сих пор — ходим в походы, на экскурсии, путешествуем все вместе.
Расскажите подробнее о детях, которые занимаются в Вашей студии. В каком возрасте можно присоединиться? Есть ли какие-то критерии отбора будущих театралов?
Официально в нашей студии участвуют дети от 5 до 18 лет. Но чаще всего дети-выпускники от нас никуда не уходят и продолжают заниматься, помогать, участвовать уже в других направлениях нашего развития. Может, это и неправильно, но отбора у нас нет. Если ребенок хочет заниматься, дети согласны приходить, отдавать много времени, то мы только рады с ними работать. Потому что по времени это очень затратное занятие, не только для детей, но и для родителей. Они же всегда ездят с нами, это длительные репетиции в процессе подготовки к важному мероприятию, это выходные, которые не всегда принадлежат им. Не каждый готов отдавать столько времени на занятия ребенка.
А было ли у Вас такое, что дети занимались какое-то время, а потом бросали, говорили «не мое»? Или кто-то уходил, потому что не выдерживал график?
Не было ни разу! Родители наоборот используют занятия как хитрый способ манипуляции: «Не будешь учиться — не пойдешь заниматься к Татьяне Александровне!» или «Не будет ни одной 3 в четверти — поедешь на фестиваль в Казань», — и это работает невероятно! Я считаю, что учебе не должны мешать занятия в студии. У нас, например, в этом году два выпускника, в следующем 8 человек заканчивают 11-й класс, а это подготовка к экзаменам, к поступлению и т.д. Со стороны кажется страшно, как все успеть! Но, как показывает практика, №7 (150) июль 2022 3 чем больше ребенок занимается — тем больше он успевает. Никогда такая занятость, особенно интеллектуальная, не мешала учебе.
Мы знаем, что Вы также занимаетесь с детьми с ограниченными возможностями. Расскажите, о достижениях в этом направлении.
У меня есть один ребенок — моя отдельная гордость! Он приехал из другого города для учебы в нашем интернате, где обучают детей с нарушениями в речи. А у него нарушения сильнейшие! Никак не получалось адаптироваться в новом коллективе. А сейчас уже два года как он занимается в арт-студии, мы берем его в поездки, на фестивали. Благодаря такой сильной работе в первую очередь с его стороны, он недавно получил Гран-при среди огромного количества участников на конкурсе «Ангелы Надежды». И он изменился, благодаря тому, что чувствует заботу к себе со стороны других участников. Они помогают ему, всегда слушают до конца, он — активный участник всех мероприятий. Такой опыт работы прекрасен не только для меня, для него, но и для других детей, которые учатся сопереживать и растут личностно.
Какие у Вас, как у организатора и как у человека, который направляет, учит, помогает во всем, чувства, когда подопечные получают награды в конкурсах?
Не знаю как справляется мое психическое здоровье! Каждый раз, когда объявляют результаты — это остановка сердца. Каждый раз обидно, если я считаю, что каким-то участникам несправедливо не дали награду. За каждого готова бороться! Часто бывает, после выступлений собирают круглые столы, где обсуждается организация и дается обратная связь. И я там как тигр за каждого, потому что сердце разрывается от несправедливости. Благо, такие случаи не частые. Да и вообще, бывает такое, что ребенок боялся, переживал, не мог выступать, а потом вышел, выступил — и это как личная победа! Я не знаю чувств, соизмеримых с теми, что переживаю каждый раз в эти моменты.
Расскажите о площадках, на которых Вам приходилось выступать? «MODUS OPERANDI» знают только в Крыму или с Вашими постановками знакомы в России?
Мы уже много где побывали: Беларусь, Казань, Краснодар, Ростов, Санкт-Петербург, Москва, Сочи, Крым объехали весь. В каждом городе уже были неоднократно. Как только какой-то фестиваль — мы сразу едем! Фестивалей много, хочется, чтобы дети все увидели и всюду побывали. Приходится искать спонсоров, бороться за гранты, организаторы нередко помогают, где-то силами родителей справляемся. Еще Александр Иванович, генеральный директор нашей компании, часто поддерживает нас в поездках, в организации. География разъездов у нас очень большая, лишь бы на все хватало денег.
Татьяна Александровна, расскажите о своих любимых постановках или о работах, которые запомнились больше всего? С какими авторами любят работать дети?
Вы знаете, это наша первая постановка, и она самая любимая. Она из рук в руки передается, дорабатывается — это сказка А.Пушкина «О Золотом Петушке». У нас потрясающие 13 кукол по всем ролям сказки, каждый ребенок уже играл в ней. Там огромные тексты, и даже самые маленькие мои актеры могут любой из этих текстов наизусть рассказать. Эта сказка на первый взгляд детская, а я бы там гриф 18+ поставила, особенно в сценах с Шамаханской царицей. И одни и те же дети в 10 лет и в 16 совсем по разному ее воспринимают. Каждый раз, когда играем эту постановку, — шквал аплодисментов. Театр — это не только представление на сцене, это огромная работа за ее пределами: написание сценария, продумывание концепции, создание декораций, костюмов и постоянные репетиции.
В каких закулисных процессах больше всего задействованы дети?
Иногда дети сами пишут сценарии, в основном те, кто постарше уже. На первых порах это не всегда идеально, но уже есть над чем работать. Так и набираются опыта. Со многими советуемся по поводу проб на роль. Мы стараемся прислушиваться во всем к молодежи, у них уже и вкусы другие, более подходящие к этому поколению. Репертуар могут подсказать, произведения, которые я не читала, и мы выбираем их, потому что им играть — им должно быть интересно.
Время создания и работы в «MODUS OPERANDI» приходится на время работы в нашей компании. Скажите, в Вашей студии участвуют дети коллег?
Конечно, я же на работе бесконечно рассказываю об этом! О том как мы ездим, участвуем, о постановках, о костюмах… Уже многие коллеги к нам присоединились. Их действительно много, а потом дети коллег приглашают своих друзей и так далее. Но для меня показатель «дети коллег» ни о чем не говорит, для меня главное — ребенок, который пришел и готов заниматься.
Представьте, что это интервью будут читать дети, с которыми Вы еще не знакомы. Что бы Вы рассказали о театре, чтобы они захотели попасть в «MODUS OPERANDI» или вообще в театральную жизнь?
Вы знаете, мы часто говорим об этом. Особенно, когда это подросток, и у него уже сбиваются ориентиры: чего хочется, чего нет… Они часто спрашивают: «Зачем мне это?». Я всегда говорю, что театр и игра очень помогают выплеснуть все накопленные эмоции. Это же настоящий катарсис, особенно — моменты игры в драму. Дети выходят после сцены, а у них рубашки мокрые, и вся отрицательная эмоция уходит, ничего не остается. Эта разрядка намного лучше, чем все альтернативные сейчас. Дети это знают, чувствуют. Ощущают семейную энергетику в том числе, поэтому не хочется порой делать нашу группу большой, чтобы семейность не ушла. Особенно это важно ощущать тем детям, родители которых бесконечно работают, или когда они одни в семье. Мы стараемся сохранить всю эту семейность внутри коллектива. Еще одна причина попробовать себя в этом направлении — количество достижений, которые ты можешь получить, а с этими достижениями путь в лучшие лагеря Крыма и России открыт. Каждый год наши дети отдыхают в МДЦ «Артек», в образовательном центре «Сириус», в детском центре «Орленок». Думаю, этих причин уже достаточно, чтобы попробовать свои силы в нашей студии.
Можете ли Вы назвать свою работу сложной?
Нет, я не могу! Она не сложная, она, конечно, энергетически затратная, но не сложная. Я вообще не могу назвать это работой. Я бы еще больше работать хотела, еще больше сделать, успеть, но не всегда времени хватает. Вот уже мечтаю о помощниках. Воспитанники помогают часто, их поддержка чувствуется.
Есть ли у Вас мечта или, возможно, цель на ближайшее будущее?
О, да! У меня главная мечта — чтобы появилось свое помещение для репетиций. А то меня скоро выгонят из семьи, весь дом в реквизитах, все у меня хранится. Мы бы еще выше на уровень стали в таком случае. Я об этом больше всего мечтаю. У нас же нет спонсоров как таковых. Каждая поездка, каждый фестиваль — это новый квест по организации и нахождению средств, это занятие очень затратное. В этом плане мы бесконечно благодарны Александру Ивановичу, он первый поддержал нас и поддерживает до сих пор. Мало того, он искренне болеет за нас, часто приходит на наши выступления, болеет за каждого, переживает и гордится. Я по секрету скажу, у наших детей Александр Иванович имеет статус святого человека, его знают все участники арт-студии, потому что видят, сколько всего он сделал для нас. Он также часто говорит про деток, что здесь воспитывается интеллектуальная элита России. Нам всегда лестно это слышать! Прекрасные слова для окончания нашего интервью! Благодарим Вас за беседу, желаем успехов, развития и достижения целей арт-студии «MODUS OPERANDI»!
Прекрасные слова для окончания нашего интервью!
Благодарим Вас за беседу, желаем успехов, развития и достижения целей арт-студии «MODUS OPERANDI»!