Алгоритм отправки отчетов и уведомлений в центр занятости в 2022 году станет более строгим. В данной статье мы разберем основные правила взаимодействия работодателей и органов службы занятости по самым популярным вопросам.
Изменения в правилах отправки уведомлений для центра занятости
С 01.07.2021 при приеме на работу гражданина, направленного органом службы занятости, работодатель в пятидневный срок уведомляет об этом орган службы занятости в электронной форме с использованием единой цифровой платформы «Работа в России» с указанием дня приема гражданина на работу либо возвращает направление, выданное гражданину органом службы занятости, в орган службы занятости, в случае если работодатель не зарегистрирован на единой цифровой платформе «Работа в России». В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом службы занятости, работодатель уведомляет орган службы занятости о дне проведенных с гражданином переговоров о вариантах подходящей работы и причине отказа в приеме на работу в электронной форме с использованием единой цифровой платформы «Работа в России» либо делает в направлении органа службы занятости отметку о дне явки гражданина, причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину, в случае если работодатель не зарегистрирован на единой цифровой платформе «Работа в России». Минтруд хочет конкретизировать с 2022 года некоторые положения Закона о занятости. В частности, планируют установить конечные даты направления работодателями информации в службу занятости:
- Сведения о банкротстве и о работе по трудоустройству инвалидов понадобится передавать не позднее 10-го рабочего дня в следующем за отчетным месяце.
- Информацию о вакансиях нужно будет представлять не позже следующего дня после их появления. Если ситуация со свободными ставками не меняется, направить данные понадобится до конца текущего месяца.
На платформе trudvsem.ru работодатели с 01.01.2022 обязаны будут размещать сведения, перечень которых должно установить Правительство РФ (в том числе о наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов).
Отчет о ликвидации или прекращении деятельности работодателя, отчет о сокращении численности (штата) работников
Конкретная форма уведомления законом не установлена. Главное требование — в ней должны быть указаны все необходимые сведения о каждом работнике:
- должность;
- профессия;
- специальность и квалификационные требования к ней;
- условия оплаты труда.
Внимание! Многие советуют использовать свободную форму уведомления центра занятости. Однако рекомендуем выяснить, установлена ли специальная форма вашим региональным органом службы занятости.
Если она установлена, орган службы занятости может не принять ваше уведомление в произвольной форме и в результате у вас затянутся сроки сокращения. Уточнить информацию о форме вы можете, например, по телефону. Если такой формы нет, можете использовать форму Сведений о высвобождаемых работниках, внеся в нее соответствующие дополнения, либо произвольную письменную форму, которая содержит все необходимые сведения о работниках.
Отчет о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей
Работодатели представляют в центр занятости отчет с указанием сведений о наличии свободного рабочего места или должности в организации, на которую может быть трудоустроен новый работник. Сообщать в центр занятости о рабочих местах (должностях), которые освободились, ввиду того что работник ушел в отпуск по уходу за ребенком или временно переведен на другую работу, не требуется. Порядок представления работодателями данных сведений и информации устанавливается Правительством РФ.
Внимание! В новом п. 3.2 ст. 25 Закона РФ N 1032-1 с 01.01.2022 года вступают в силу нововведения:
Для всех бюджетных учреждений, а также юридических лиц и ИП, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные организации, у которых среднесписочная численность работников превышает указанный предел, обязаны размещать на единой цифровой платформе или на иных информационных ресурсах, требования, к которым установлены нормативным правовым актом Правительства РФ, информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
Согласно п. 5 ст. 25 Закона РФ N 1032-1 в новой редакции при приеме на работу гражданина, направленного органом службы занятости, работодатель в пятидневный срок уведомляет об этом орган службы занятости в электронной форме с использованием единой цифровой платформы (с указанием дня приема гражданина на работу) либо (если работодатель не зарегистрирован на единой цифровой платформе в порядке, установленном Правительством РФ) возвращает направление, выданное гражданину органом службы занятости, в орган службы занятости. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом службы занятости, работодатель уведомляет орган службы занятости о ключевых моментах взаимодействия с ним:
- дне проведенных с гражданином переговоров;
- вариантах подходящей работы;
- причине отказа в приеме на работу.
Данные предоставляются в электронной форме с использованием единой цифровой платформы либо (если работодатель не зарегистрирован на единой цифровой платформе в порядке, установленном Правительством РФ) делает в направлении органа службы занятости отметку о дне явки гражданина, причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.
Отчет о применении процедуры несостоятельности (банкротства)
Работодатели обязаны ежемесячно представлять информацию о применении процедуры несостоятельности (банкротства) в орган занятости, после того как в отношении них ввели ту или иную процедуру в рамках банкротства Порядок представления работодателями данных сведений и информации устанавливается Правительством РФ (п. 3 ст. 25 Закона N 1032-1).
Отчет о введении неполного рабочего времени или приостановке производства
В целях сохранения рабочих мест работодатель имеет право вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев. Если такое решение принято, то работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в центр занятости населения в течение трех рабочих дней после дня издания приказа о введении неполного рабочего времени или о приостановке производства. Форма для такого отчета, содержащая данные о количестве простаивающих работников или тех, кому установлено неполное рабочее время, а также время, на которое работодатель установил такой режим, может быть предусмотрена региональными нормативными актами. При установлении режима неполного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем на основании ст. 93 ТК РФ уведомлять органы службы занятости населения не требуется.
Отчет о ликвидации или прекращении деятельности работодателя, отчет о сокращении численности (штата) работников
Организации обязаны уведомлять центр занятости населения о предстоящей ликвидации и (или) сокращении численности (штата) работников не позднее, чем за два месяца до начала увольнений в связи с сокращением и (или) ликвидацией, а в случае массовых увольнений — не позднее, чем за три месяца. Индивидуальным предпринимателям необходимо информировать центр занятости населения за две недели до увольнения работников, при массовом увольнении — не позднее, чем за три месяца. Если предполагается массовое высвобождение работников, то сведения необходимо представить за три месяца по форме «Информация о массовом высвобождении работников», за два месяца до увольнения — по форме «Сведения о высвобождаемых работниках», где конкретизируется информация по каждому работнику и указывается дополнительная информация:
- наименование организации;
- адрес;
- сроки сокращения;
- число увольняемых;
- должность;
- профессия;
- специальность и квалификационные требования к ней;
- условия оплаты труда каждого конкретного работника.
Следует учитывать, что в некоторых регионах разработаны свои формы для уведомления о высвобождении работников.
Ответственность за непредставление сведений в центр занятости населения
За непредставление или несвоевременное представление сведений, предусмотренных Законом N 1032-1, предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от 300 до 500 руб., на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб. Верховный Суд РФ отметил, что непредставление в службу занятости населения ежемесячной информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и наличии вакантных рабочих мест на квотируемые рабочие места не влечет наступления административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ.
Всегда ли вы своевременно предоставляете сведения в центр занятости?