Здравствуйте, Максим Олегович. Почему вы решили принять участие в конкурсе в качестве члена жюри в этом году?
Конкурс, организованный компанией «Ваш Консультант», очень важный и интересный, и когда нашему сообществу налоговых консультантов, аудиторов, преподавателей предложили поучаствовать в жюри, странно было бы не откликнуться. Поскольку я провожу семинары, я много общаюсь с практикующими бухгалтерами, я вижу общий уровень, понимаю, что в нашем городе не хватает грамотных специалистов, и я, конечно же, заинтересован в том, чтобы люди росли профессионально. А как они будут расти, если не будут совершенствовать свои знания, в том числе на конкурсах? То же можно сказать и о студентах. Им, помимо собственно учёбы в вузе, нужны и какие-то практические задания, требующие «мозговых атак». Всё это мне интересно, и я с удовольствием участвую в работе жюри, поэтому я буду приходить, пока меня будут приглашать.
Случалось ли вам встречать среди участников конкурса бухгалтеров, которые посещают ваши семинары?
В прошлом году, если честно, я не встретил никого из тех, кто ходит на семинары. Не пересекался ни с одним из «семинаристов» своих. Но надо сказать, что на первом конкурсе народу было не очень много. Может быть, в прошлом году многие побоялись, и я надеюсь, что в этом году будет побольше участников.
Как вы оцениваете уровень участников прошлогоднего конкурса?
В прошлом году участвовали, как мне показалось, те, кто чувствовал, что им нужно повышать свой профессиональный уровень. Готовых спецов, которые уже прошли огонь и воду и полностью уверены в себе, я не увидел. Хотя, вероятно, они были загружены работой, ведь весна, особенно у главного бухгалтера, – это годовая отчётность.
На конкурс шли либо рядовые бухгалтеры, либо начинающие – молодые и амбициозные. Несколько человек, которые вышли в финал, были уже вполне профессиональными специалистами, но работать над своими знаниями и опытом нужно всем.
Как члены жюри будут оценивать участников в очном туре состязания?
Вы знаете, бывает так, что конкурсант отвечает «не в ту сторону», не совсем правильно и чётко понимает задание либо допускает неточности, но при этом видно, что участник умеет анализировать и правильно мыслит. Не просто берёт какую-то статью Налогового кодекса или просто цитирует правила из Положения по бухгалтерскому учёту, а рассуждает. И даже если он приходит к ошибочному решению, всё равно видно, что человек, пусть и заблудился, но в ходе ответа показал способность правильно рассуждать. Это много значит, потому что при нехватке опыта, конкурсант умеет анализировать суть хозяйственной операции, по которой у него задача построена, и находить нормы законодательства, которые к ней применимы. Поэтому самое важное качество для участника очного тура – умение применить знание в практической задаче, а не просто процитировать закон.
Например, в прошлом году в финале отвечала девушка. Её задание касалось НДС. Итоговую цифру она дала неправильную, но суть она раскрыла, и ход её мыслей был абсолютно верным. Мы засчитали тогда ей этот ответ, потому что её ошибка была чисто технической.
Вам ранее уже приходилось участвовать в подобных общественных проектах?
Да. Раньше я работал не в Крыму, а в материковой части России: сначала в налоговых органах, а потом в сфере налогового консультирования. В Красноярске, где я раньше работал, проводились разные конкурсы: и для налоговых консультантов, и для бухгалтеров, которые проводились в том числе Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. В принципе, все эти конкурсы похожи на севастопольский. Разве только уровень там был посильнее, но это объяснимо: здесь люди с российским законодательством работают не так давно – очень большой объём нормативных актов, который нельзя охватить сразу.
Так что в подобных конкурсах я участвовал. Здесь, в Севастополе, никаких конкурсов, кроме вашего, нет, хотя я считаю, нужны конкурсы и для аудиторов, и для налоговиков. На прошлом конкурсе я говорил с Алексеем Николаевичем Могилой (Заместителем руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю. – Ред.) о том, чтобы налоговая служба провела в городе конкурс среди налоговых инспекторов. По-моему ему эта идея понравилась, но налоговики загружены работой. Я знаю, что налоговые инспекторы, прямо скажем, страдают от недостатка времени для самообразования по бухгалтерскому учёту, что особенно необходимо тем, кто осуществляет контрольную работу.
Похожая ситуация и с аудиторами. Аудиторов высокого уровня не много, судя по тому, что я вижу по заключениям и по отзывам участников семинаров. В 2014 году сюда приехало много аудиторов, но многие потом уехали, потому что не было спроса на их услуги. Налогоплательщики не были готовы нести серьёзные расходы на аудит.
Поэтому конкурс «Профессиональный бухгалтер» очень важен. Его нужно ежегодно проводить в таком формате, а может быть и в каком-то ещё.
Расскажите, когда и с чего началась ваша профессиональная деятельность.
Сначала я работал рядовым бухгалтером. Первое место моей работы было в советском универсаме. Это уже были 90-е годы, но тогда всё ещё было очень советским. Когда я пришёл, главный бухгалтер на моей работе практически сразу легла в больницу, потому что у неё был полный завал, как выяснилось, и мне пришлось буквально через три месяца сдавать годовой баланс и самому всё делать. Меня как будто кинули в открытое море. И теперь я понимаю, что это для бухгалтера очень важно: если ты получил образование, нужно сразу плыть в открытое море, и тогда будет результат. Если держать новоиспечённого бухгалтера на определённом участке работы, так он годами и будет там сидеть и потому забудет всё, что он знал. Общие знания бухгалтерского учёта утратятся, придётся их потом восстанавливать.
У меня получилось так, что жизнь заставила всё сразу делать самому, потом пошёл работать главным бухгалтером в строительную компанию, а потом меня позвали в налоговые органы, которые в 90-е годы активно расширялись. Было очень интересно, работа была живая: всё было основано на бухучёте, компьютеризации никакой не было, законы были сырые, практики судебной никакой.
В налоговых органах я проработал семь лет, а потом посчитал, что я уже получил достаточно опыта и знаний, и решил заняться налоговым консультированием, как мне многие советовали, так как образовательной деятельностью я занимался ещё работая в налоговой службе. Я занялся судебной практикой по налоговым спорам и обучал в Красноярске налоговых консультантов при Палате налоговых консультантов России. Семинарами, консультированием и абонентским сопровождением я занимаюсь по сей день.
В июле прошлого года у нас вышло интервью с Алексеем Николаевичем Могилой («Консультант Таврический», №13(94) июль 2018. – Ред.), в котором он рассказывал, что в 90-е у налоговой службы были проблемы с кадрами: квалифицированных бухгалтеров в стране было недостаточно, а те, кто был, шли работать преимущественно на частные предприятия.
Кадров действительно было очень мало, а работа только прибавлялась, поэтому к нам приходили работать люди даже не с экономическим, а с другим высшим образованием. У меня в отделе, например, были инспекторы со строительным и пищевым образованием. Уже потом, когда поставили условие, что образование должно быть экономическим или юридическим, наши сотрудники были вынуждены заочно получать второе высшее. Но к 2000 году этот вопрос был решён.
Нехватка кадров действительно была, но и уровень оплаты труда был в то время достойным. Сейчас интерес к профессии бухгалтера упал, потому что уровень оплаты их труда оставляет желать лучшего. Поэтому многие люди и уходят из бухгалтерии, и это сказывается на уровне профессиональном.
Как, по вашему мнению, эту ситуацию можно исправить?
Такое отношение к бухгалтеру, к сожалению, в постсоветское время было всегда. В советское время у главного бухгалтера был определённый статус: главбух был распределителем кредитов, вместе с директором подписывал все гарантийные письма и платёжные документы. Когда бизнес стал частным, почему-то к бухгалтеру стали относиться как к лишнему звену: он постоянно требует какие-то бумажки и отчёты, сообщает руководителю неприятные суммы налогов, а руководителю надо делать деньги. Мой опыт показывает: руководитель тогда начинает ценить бухгалтера, когда набьёт шишки. Когда его проверят и когда он убедится, что отсутствие нормального учёта и низкий уровень бухгалтера привели к доначислению налогов, штрафам или даже уголовной ответственности, вот тогда он и начинает задумываться, что нужно брать хорошего бухгалтера и достойно оплачивать его труд. У бухгалтера должна быть хорошая зарплата, потому что он – залог финансовой безопасности предприятия. Но у многих работодателей этого понимания, к сожалению, нет.
Я уверен, что если у бухгалтера действительно высокий уровень, если он способен вести все участки работы и имеет хороший опыт, то он, так или иначе, найдёт достойную работу, потому что потребность есть, а предложить часто некого.
Профессиональный и грамотный бухгалтер вне зависимости от того, где он работает, должен поддерживать свой уровень и, если ему недостаточно платят или если он сильно загружен, искать альтернативу, но ни в коем случае не жертвовать своим уровнем и своими способностями, не запускать свои знания и учёт, постоянно следить за тем, что происходит вокруг, как меняется законодательство.
Для поддержания профессионального уровня бухгалтеру также нужно посещать семинары. Здесь в Севастополе мы проводим семинары за счёт Фонда поддержки предпринимательства. То есть это оплачивается из бюджета, а участники не платят ничего. Эти семинары провожу я, несколько местных аудиторских компаний, Севастопольский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, так что семинары там разноплановые. Но людей ходит очень мало, и я не верю в то, что они настолько заняты. Просто ленятся.
Вы издаёте газету «Налоговые вести». Она ведь тоже создана в помощь бухгалтеру.
Эта газета появилась, когда я приехал в Севастополь. Аналогичную газету «Налоговые вести Красноярского края» мои коллеги издают в Красноярске. В других регионах издают схожие газеты. Такие издания есть в 15 субъектах России. Мы издаём её за счёт средств, которые получаем от семинаров и другой деятельности. Она востребована и налоговыми органами, и бухгалтерами. Подписка на неё есть, но она очень незначительная – мы бесплатно распространяем её через компанию «Ваш Консультант» и через налоговые органы. Информация в ней преимущественно та, которую дают для налогоплательщиков налоговые органы – для бухгалтеров, для индивидуальных предпринимателей и просто для граждан, поэтому разбирают её очень быстро. Мы издаём пять тысяч экземпляров в месяц, и у нас почти ничего не остаётся. В этой газете мы публикуем новости федерального законодательства, новости налоговых органов Крыма и Севастополя, разъяснения наших местных налоговиков, аналитические материалы. Кроме того, нам предоставляет информацию Соцстрах и Инспекция по труду.
Какого бухгалтера лично вы могли бы назвать профессиональным?
Я считаю, что любой специалист должен быть профессионалом. Если бухгалтер не профессиональный, то он, получается, и не бухгалтер вовсе. И это касается любого специалиста: и бухгалтера, и инженера, и кондитера. Я думаю, правильнее говорить «высококвалифицированный». Высокий профессионализм – это, во-первых, глубокое знание основ бухгалтерского учёта и налогообложения. Я не говорю о том, что нужно знать Налоговый кодекс наизусть – достаточно знать саму конструкцию налогового законодательства, чтобы ориентироваться в нём и быстро находить необходимую норму. Если бухгалтер умеет оперировать этими нормами, то он уже профессионал. Но при этом нужно перманентно отслеживать все изменения в законодательстве, даже если в текущей работе в этом нет острой необходимости.
И я не говорю о том, что надо стремиться к абсолютному идеалу. Просто не должно быть ключевых ошибок: неправильных проводок, изначально неправильного отражения операций в учёте. Ошибки в бухучёте, если они технические и мелкие, любой бухгалтер при самопроверке найдёт и исправит. Бухгалтер должен ответственно относиться к своей работе, и тогда он будет востребован.