Сегодня Первая Севастопольская городская больница им. Н.И.Пирогова отметила свой юбилей. Расскажите, какие ещё юбилейные мероприятия прошли в больнице?
В подготовке к празднованию приняли участие все подразделения больницы. 14 ноября мы разбили «Юбилейную аллею» возле офтальмологического корпуса, высадили 16 елей. В высадке деревьев участвовал Губернатор города Дмитрий Владимирович Овсянников и Директор Департамента здравоохранения города Севастополя Сергей Юрьевич Шеховцов.
15 ноября мы провели научно-практическую конференцию «Современная медицина в городском здравоохранении». На конференции рассматривались вопросы, посвящённые организационным аспектам оказания медицинской помощи в современном городе, развитию информационных технологий в медицине, и другие.
Кроме того, мы выпустили книгу об истории больницы – от времён Пирогова до современности. Собрать материалы архивов, подготовить экспозицию, которую можно будет с гордостью представить севастопольцам – работа долгая, кропотливая, но при этом очень важная, ведь в нашей больнице работал сам Пирогов.
А 16 ноября в Севастопольском Центре культуры и искусств прошло торжественное мероприятие, посвящённое 150-летию образования больницы. Были награждены лучшие сотрудники. С поздравительной речью выступили Губернатор города Дмитрий Владимирович Овсянников, депутат Законодательного собрания Татьяна Михайловна Щербакова.
В Первой Севастопольской городской больнице вы работаете уже около 20 лет. Расскажите, с чего начался ваш профессиональный путь.
Я родился в Севастополе, жил и учился здесь до пятнадцати лет, а затем оказался в Белоруссии, в Гродно. Там я поступил в Гродненский государственный медицинский институт и в 1992 году окончил его по специальности «лечебное дело». Затем я вернулся в Крым и проходил интернатуру уже на кафедре урологии Крымского мединститута. В 2000 году я стал заведующим отделением урологии Первой Севастопольской городской больницы, а в 2014 году защитил диссертацию по своей специальности, то есть по урологии.
Должность главного врача – это большая ответственность. Решение занять её было сложным для вас?
Нет, не было. В медицине, как в военном деле, главное – дисциплина. Разумеется, у меня было время, чтобы подумать над предложением, но не много. За последние четыре года в нашей больнице уже был негативный опыт выбора руководителя, поэтому я думаю, что мою кандидатуру выбирали тщательно.
Разумеется, работа у главврача сложная, но все мы настроены оптимистически. Управлять таким сложным «организмом» без слаженной команды единомышленников невозможно. В этом вопросе важен не только стаж практической деятельности, но и личная внутренняя дисциплина и большая любовь к профессии. Со многими своими коллегами я знаком уже очень долго и могу ручаться за их профессионализм.
Вот представьте: во всём городе отключили электроэнергию. Даже в быту это почти трагедия, а в больнице – тем более. Пациенту, лежащему в реанимации, нельзя сказать: «Подождите, пожалуйста, полчасика, скоро дадут свет, и вы снова сможете дышать». Любые внештатные ситуации – это экзамен для всех служб медучреждения. Если такое случается, никому и в голову не приходит уйти домой, потому что в больнице такие ситуации могут стоить кому-то жизни.
Моя главная управленческая задача – создать наиболее комфортные условия для работы врачей, чтобы они трудились и максимально использовали свои знания на благо пациентов.
Главный врач – это работа, прежде всего, управленческая. Не скучаете по врачебной деятельности?
Скучаю. Хочется и оперировать, и консультировать, и это неудивительно – опыт и знания требуют реализации. Когда это случается, искренне радуюсь тому, что помог пациентам или коллегам. Многих пациентов я знаю уже не первый год. Как я могу отказать им? Время на практику, однако, есть далеко не всегда. Да и вообще медицинские работники трудятся, не считаясь со временем. Например, заведующий отделением, где бы он ни находился и что бы ни делал, должен прибыть в больницу, если он здесь нужен, и я не помню ни одного случая, чтобы мы не смогли дозвониться до заведующего, если в этом была необходимость.
А вообще у управленца хватает работы, потому что управление – это труд системный. Мелочь, которую ты упустил сегодня, завтра может превратиться в серьёзную проблему. Всё должно быть отлажено – вплоть до телефонной связи. Любое подразделение должно иметь возможность в любую минуту экстренно связаться с другим. Больница и её коллектив должны работать, как часы, и моя задача как управленца – обеспечить это.
С какими сложностями приходится чаще всего сталкиваться?
Как правило, это «штатные» рабочие сложности: сложные клинические случаи и пациенты. Их не становится ни больше, ни меньше. Со сложностями не сталкивается только тот, кто не работает, поэтому трудности – это нормальная ситуация, они не должны нас останавливать.
Как и чем больница привлекает на работу молодые кадры?
Прежде всего, интересной работой и перспективой получения ценного опыта. На большой оклад молодой специалист рассчитывать, конечно, не может. Любого специалиста формирует время, работа с более опытными коллегами: двух одинаковых больных не бывает, как не бывает и одинаково протекающих болезней, и только опыт позволяет справляться с этим. Это должен понимать и сам молодой специалист и задавать себе вопрос, что сделал он сам для того, чтобы получать ту или иную зарплату.
Врачу часто приходится сталкиваться с жалобами и критикой?
Вы знаете, медицина в нашей стране решает не только медицинские вопросы, но и в известной степени является социальной отдушиной. Люди, которые постоянно критикуют врачей, были и будут всегда – это своего рода психологический аспект.
Я не отрицаю того, что качество медицинского обслуживания нужно улучшать. Нам, например, до сих пор остро не хватает среднего медперсонала – ежедневно одна медсестра в приёмном покое принимает до полусотни пациентов.
Травмпункты, приёмные покои и поликлиники – это три передовых рубежа медицины, которые наиболее уязвимы. Когда врач ведёт приём, он руководствуется этапностью предоставления помощи: сначала её получают тяжёлые пациенты, а потом все остальные. Вместе с тем, многие считают, что медицинскую помощь врач в первую очередь должен оказать именно им, и это уже вопрос не качества медицинских услуг, а взаимопонимания.
За последние годы мы и так совершили качественный рывок, но сделать абсолютно всё и сразу нельзя. До этого у нас был очень долгий период стагнации, а теперь все хотят, чтобы за пару лет какие-то фантастические изменения произошли.
Сейчас у нас есть возможность кормить пациента с учётом диетологической группы и выдавать ему постельное белье. Это не так уж много, но раньше у нас и такой возможности не было.
Я думаю, нам нужно смотреть на это оптимизмом и чаще радоваться малому.
И последнее. Что вы можете пожелать коллегам в этот праздник?
Сегодня врачей часто критикуют и очень редко благодарят. Это, по моему мнению, несправедливо. Врачебная работа – это не только глубокие знания по специальности. Это своего рода таинство.
Поздравляю коллег с наступающим юбилеем и желаю, чтобы они сохраняли чувство профессионального долга, оптимизм и гордость за избранную профессию.