14 октября КФУ отмечает столетний юбилей. Что эта дата означает для университета в частности и региона в целом?
Следует учитывать, что сто лет – это возраст не только нашего университета, но и всей высшей школы в Крыму. До 1918 года в Крыму не было учебных заведений, которые давали бы высшее образование, поэтому с региональной точки зрения это знаковое событие. В моём понимании, оно должно касаться любого человека, который когда-либо учился или работал в вузах Крыма – будь это 60-е годы прошлого века или недавнее прошлое.
Нам часто задают вопрос: насколько правомерно то, что КФУ ведёт свою историю от Таврического университета, созданного в 1918 году, и отмечает столетие. Я считаю, что «легитимность» этой цифры полностью подтверждена, потому что все мы – и Таврическая академия, и бывший Крымский медицинский университет, и нынешняя Академия биоресурсов и природопользования – в разное время вышли из Таврического университета. Мы имеем право считать, что нам сто лет.
Столетие – это повод и подвести итоги, и понять, куда мы пойдём в будущем, тем более, будущее сегодня творится каждый день. Сегодня мы стоим перед очень важной проблемой и пытаемся решить её для себя. Каким университет будет завтра? Как именно мы будем завтра обучать наших студентов, чтобы они полностью соответствовали требованиям не сегодняшнего, а завтрашнего дня и испытывали ежедневную потребность в образовании? Заложить сумму знаний или сформировать умение эти знания получать? Заложить широкий фундамент или выстроить узкую специализацию? Это дилемма, над которой бьётся весь мир. А может быть, Крымский федеральный университет выберет третий путь, который покажет наилучшие результаты? Всё это – те вопросы, которые нас обязывает ставить столетний юбилей.
Когда вы говорите о поиске «третьего пути», вы имеете в виду поиск образовательного бренда?
По большому счёту, да. Бренд – это ведь не только логотип и корпоративные цвета, это то, с чем ассоциируется университет у людей. С позиции брендирования, лучше всего для нас будет, если у человека Крымский федеральный университет будет ассоциироваться с подготовленным специалистом. Если он вспомнит, что в школе его учил выпускник Таврической академии, а в поликлинике принимал выпускник Медицинской. Такой бренд гораздо важнее. Я думаю, это именно то, ради чего мы все здесь должны работать и к чему должны ежедневно стремиться. Вот тогда мы будем вступать в новое столетие, чётко понимая, куда и зачем идём.
За сто лет университет несколько раз менял название, «прописку» и даже в отдельные периоды времени переставал быть университетом, превращаясь в институт. Тем не менее, КФУ чувствует себя продолжением университета, созданного в Симферополе сто лет назад. Что помогает сохранять чувство преемственности?
Наверное, ключевым моментом здесь является то, что при любой «реинкарнации» университет комплектовался, в первую очередь, за счёт собственных выпускников. Каждое поколение преподавателей и профессоров университета – это его вчерашние студенты, которые от своих преподавателей впитывали уважение к учебному заведению. Их учили гордиться его достижениями и историей. Именно это, на мой взгляд, связывает последующие поколения с предыдущими и позволяет говорить о преемственности.
Вот, например, я сижу перед вами: некогда студент Симферопольского государственного университета, а затем лаборант, младший научный сотрудник, старший преподаватель, доцент, декан факультета, профессор кафедры и в конечном итоге – проректор Крымского федерального университета. Я очень хорошо помню, кто меня учил, и для меня эти люди – олицетворение того университета. А через них я знаю тех, кто, в свою очередь, учил и формировал их как блестящих учёных и педагогов. Конечно же, я надеюсь, что кто-то из тех, кого учил я, говорит что-то хорошее и обо мне.
Именно так и выстраивается вся эта система и создаётся тот корпоративный дух, который должен быть присущ университету.
Это нужно как-то культивировать или это что-то объективно возникающее?
С одной стороны, это объективная реальность, потому что воздействие личности на учащихся является, наверное, решающим в любой системе образования. Любой преподаватель – это не просто ретранслятор книжной информации. Он передаёт знания, которые он пропустил через себя. Знания, которые стали его достоянием и которыми он делится с другими. Кроме того, мы передаём студентам свой социальный опыт. В процессе общения со студентами мы, будучи руководителями дипломных проектов, не просто обсуждаем пути достижения научных или практических целей – зачастую мы говорим со студентами об общественно важных, а порой даже личных моментах. Это помогает преподавателю понять личность студента во всём её многообразии, достигать конечного результата значительно проще и быстрее. Формальный подход к делу, к сожалению, имеет место в университетской среде. Я и сам, будучи студентом, с ним сталкивался, и я знаю преподавателей, которые такой подход считают правильным. Но я считаю такой подход неверным. Мы не можем быть просто передатчиками информации. Мы, обучая наших студентов, должны передавать им социальный опыт. В данном случае, это и есть та объективная реальность, о которой я говорю.
С другой стороны, предпринимать целый ряд формализованных действий тоже необходимо. Я, как человек, поживший в рамках разных социально-экономических и политических моделей, могу сказать: Советский Союз был силён наличием системы. Мы в своё время от этого отказались, и сейчас страна находится в состоянии мучительного выбора пути, по которому ей идти. Точно так же и в университете. Мы должны идти по пути, который выбираем, формируя у студентов определённое мировоззрение, в том числе, по отношению к тому учебному заведению, в котором они учатся. Здесь словосочетание «учить на примере» более чем уместно. У нас таких примеров много: Курчатов, Синельников, Делямуре, Данильченко и другие. Мы не можем не рассказывать об этих людях студентам. Они должны знать о том, что здесь всегда был, пусть и регионального масштаба, но всё же «храм науки», в котором воспитывались специалисты для многих отраслей хозяйства. И студент, переступая порог вуза, должен это воздействие ощущать.
Давайте поговорим о последней «реинкарнации» вуза. Крымский федеральный университет объединил несколько вузов, которые в течение долгого времени существовали как самостоятельные учреждения. В контексте нашего разговора – это вузы с собственной историей и состоявшейся идентичностью. Как сформировать общую идентичность федерального университета и не растерять то, что было накоплено вузами на этапе их самостоятельного существования?
Мы должны ценить всё то, что было в каждом из университетов, составивших сегодня Крымский федеральный университет. Объединение – процесс непростой и болезненный, и даже не потому что вузы теряют самостоятельность. Проблема потери самостоятельности не самая сложная, потому связана она, как правило, с амбициями ряда людей, а вовсе не с внутренней сущностью того, что было и есть в каждом из структурных подразделений, составляющих сегодня Крымский федеральный университет. Главная наша задача – развивать университет, сохранив всё самое ценное из того, что каждый бывший университет сегодня внёс в КФУ, сохранив направления научных исследований и образовательные традиции. Во многом, мы эту задачу уже решили.
Следующий шаг более важный и ответственный. Мы сегодня должны, имея в руках этот мощный потенциал и здоровые человеческие амбиции, создать новую сущность. Новую в контексте того, что потенциал каждого должен способствовать ускоренному развитию университета.
Сейчас много говорят о междисциплинарном взаимодействии, но, если подумать, в этом ничего нового нет. Все выдающиеся открытия XX и XXI веков совершены на стыке разных наук, и в этом смысле федеральные университеты имеют совершенно уникальные возможности – у нас есть медики, биологи, инженеры, специалисты в области информационно-коммуникационных технологий, физики, химики, аграрии. Если мы на всё это посмотрим комплексно, то совершенно чётко увидим, что взаимодействие этих компетенций и в образовательном, и в научном контексте может позволить нам в обозримом будущем совершить реальные прорывы – создать специалиста, способного и сегодня, и завтра адаптироваться к изменяющимся требованиям общества и мира. Специалиста, имеющего широкий перечень компетенций и способного усилить каждую из них в тот или иной момент.
Если же говорить о междисциплинарных научных исследованиях, то здесь, на мой взгляд, всё ещё более очевидно: допустим, на стыке биологии, медицины и химии мы можем достичь определённых прорывов в создании новых веществ с новыми интересными свойствами – как биологически активных, так и в области новых материалов с заданными свойствами.
Я уверен, что мы должны ставить перед собой цели, которые кому-то могут показаться амбициозными и фантастическими. Такие цели позволят знаниям и компетенциям каждого из нас трансформироваться в новое качество, и вот тогда Крымский федеральный университет будет ассоциироваться у наших сограждан со всем новым, прогрессивным и полезным. Мы хотим, чтобы наш университет вошел в новое столетие в новом качестве, с новыми устремлениями, надеждами и, самое главное, сумел реализовать эти надежды, чтобы коллектив и студенты университета чувствовали себя в его стенах комфортно и понимали своё предназначение и сегодня, и завтра, и через десять лет.