Главным изменением в закупках по 44-ФЗ станет уменьшение конкурентных способов закупок. Правила их проведения изменятся и оформлять приемку будут преимущественно в электронном виде. Основная часть новшеств заработает с 1 января, но для некоторых из них есть переходные периоды. Рассмотрим самые заметные изменения.

Способы закупки

Способ определения поставщика выберите самостоятельно в зависимости от объекта и иных условий закупки. Для каждого способа предусмотрены правила выбора претендента на заключение контракта. Ошибка при выборе способа закупки может привести к штрафу.

Конкурентные способы определения поставщика (конкурентные закупки) по 44-ФЗ — это конкурс, аукцион и запрос котировок в электронной форме. Конкурсы и аукционы бывают открытые и закрытые, запрос котировок — только открытый. При проведении открытых процедур заказчик сообщает информацию о закупке неограниченному кругу лиц, размещая в ЕИС извещение. При проведении закрытых процедур заказчик сообщает сведения о закупке ограниченному кругу лиц, направляя приглашения принять в ней участие.

Неконкурентный способ определения поставщика (неконкурентная закупка) по 44-ФЗ — это закупка у единственного поставщика.

Провести конкурс или аукцион по 44-ФЗ, решите на основании следующих критериев:

  • включен ли объект закупки в аукционный перечень. Если да, провести конкурс не получится. Учтите, что в вашем регионе может быть утвержден дополнительный аукционный перечень;
  • какие критерии вы планируете использовать при выборе победителя. Примите это во внимание, если объект закупки не включен в аукционный перечень. При проведении конкурса вы будете оценивать заявки участников как минимум по двум критериям, один из которых цена. Если единственным критерием, который вы можете использовать, является цена, можете провести, например, электронный аукцион.

При выборе иных способов закупки учтите ваш СГОЗ. Так, если планируете запрос котировок или закупку малого объема у единственного поставщика, вам предстоит учитывать ограничения по годовому объему закупок, проводимых такими способами. Для этих двух способов предусмотрены ограничения НМЦК и цены контракта. Это самые недорогие закупки. Использование данных способов экономит время на организацию и проведение закупки.

Важно! До 31 декабря 2022 г. заказчики вправе выбирать способ закупки для госнужд Республики Крым, Севастополя, муниципальных нужд муниципальных образований этих субъектов РФ в соответствии с особым порядком. Он должен быть согласован с Минфином России и установлен НПА этих субъектов РФ. Данный порядок применяется только к некоторым закупкам. В частности, закупка на выполнение работ по строительному контролю федеральным органом исполнительной власти (его подведомственным учреждением), который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Запрос котировок 

Провести электронный запрос котировок можно, если:

1) НМЦК — не более 3 млн руб. и годовой объем таких закупок не превышает 20% СГОЗ или 100 млн руб., если СГОЗ за прошедший год менее 500 млн руб.;

2) осуществляются следующие закупки (независимо от НМЦК и годового объема):

  • товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения граждан. В отношении таких закупок установлен ряд особенностей;
  • товаров, работ, услуг по контракту, расторгнутому в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Такая закупка осуществляется с учетом ч. 18 ст. 95 названного Закона;
  • товаров, работ, услуг заказчиком, деятельность которого осуществляется на иностранной территории;
  • лекарств для конкретного пациента по решению врачебной комиссии. При этом количество закупаемых препаратов не должно превышать количество, необходимое в течение срока лечения;
  • спортивного инвентаря, оборудования, экипировки для олимпийской (паралимпийской) команды России, а также для подготовки и участия спортивных сборных РФ (субъектов РФ) в спортивных соревнованиях;
  • услуг по защите интересов РФ в международных или иностранных судебных органах;
  • изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, утвержденном Приказом Минпромторга России от 18.02.2019 N 451;
  • жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Для участия в запросе котировок в электронной форме необходимо подготовить и направить заявку на участие в такой процедуре. Заявку на участие в электронном запросе котировок нужно составлять по типовой форме в части, не противоречащей нормам Закона N 44-ФЗ. Возможность применить ее обеспечивает оператор электронной площадки.

Электронный аукцион

Электронный аукцион вы обязаны провести при наличии двух условий:

  • товар (работа, услуга) включен в аукционный перечень. Региональным заказчикам власти вправе установить дополнительный перечень. Поэтому при закупках для региона выберите аукцион, если товар (работа, услуга) указан в таком перечне;
  • вы не можете закупить товар (работу, услугу) путем запроса котировок в электронной форме или заключить контракт с единственным поставщиком.

Важно! Путем проведения электронного аукциона нельзя закупить услуги по организации отдыха детей и их оздоровления

Закрытый электронный аукцион

Проводите такой аукцион исключительно в следующих случаях:

  • в документации или проекте контракта закупки есть информация, составляющая государственную тайну. Только при такой закупке публикуйте извещение, в остальных случаях рассылайте приглашения потенциальным участникам, а в ЕИС никакой информации не размещайте;
  • государственной тайной является вся закупка в целом;
  • закупаете услуги по страхованию, транспортировке и охране государственных драгоценных металлов и камней, а также передаваемых предметов искусства, музейных коллекций, исторических ценностей и т.д.;
  • закупаете услуги по уборке помещений и услуги водителей для судей и судебных приставов;
  • Правительство РФ включило вас в специальный перечень заказчиков, осуществляющих функции по выработке и реализации госполитики в области обороны и госуправления в области обеспечения безопасности РФ, или вы являетесь подведомственным госучреждением (унитарным предприятием) такого заказчика.

Важно! Если вы включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 N 223, вы и подведомственные госучреждения (унитарные предприятия) обязаны осуществлять закрытые закупки в электронной форме.

Проведение закрытых процедур всем заказчикам, кроме относящихся к сфере обороны и безопасности, нужно согласовывать с ФАС России.

Конкурс в электронной форме

Электронный конкурс является одним из конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация о его проведении размещается в ЕИС, она доступна неограниченному кругу лиц. Победителем такого конкурса признается предложивший лучшие условия исполнения контракта участник, заявке которого присвоен первый номер. Условия оцениваются на основании критериев, указанных в извещении.

В 44-ФЗ предусмотрено два электронных вида конкурса:

  1. Открытый конкурс в электронной форме (электронный конкурс). Его можно провести, если вам нужно сравнить не только цену, но и предложения, квалификацию участника. Нельзя проводить такой конкурс в следующих случаях:
  • объект закупки включен в аукционный перечень либо дополнительный перечень для субъектов РФ. За нарушение этого правила вам грозит штраф по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ;
  • вы должны провести закрытый конкурс.

Если объем закупок небольшой, ограничены сроки поставки либо нужна минимальная цена, вы вправе заменить открытый конкурс в электронной форме электронным аукционом, запросом котировок в электронной форме или закупкой у единственного поставщика;

При выборе в качестве способа проведения закупки открытого конкурса в электронной форме необходимо учитывать, как его преимущества, так и недостатки.

К преимуществам, в частности, можно отнести:

  • победитель определяется с учетом не только предложенной участниками цены, но и иных критериев (например, качественные характеристики товара);
  • отсутствие ограничений на проведение закупки в отличие от других процедур. Так, в запросе котировок в электронной форме (НМЦК (максимальное значение цены контракта) не превышает 3 млн руб., а годовой объем таких закупок не должен превышать 10% СГОЗ заказчика).

Среди недостатков открытого конкурса в электронной форме можно выделить, например, такие:

  1. высокая вероятность проверки правильности выбора способа закупки. Так, товары (работы, услуги) из Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, надо закупать путем электронного аукциона. Его следует проводить и в случае, если в предмет закупки включены товары (работы, услуги) из этого Перечня и те, которых в нем нет;
  2. более сложная процедура определения победителя, связанная с необходимостью оценки заявок по критериям;
  3. длительность проведения закупки таким способом по сравнению с запросом котировок в электронной форме, запросом предложений в электронной форме, закупкой у единственного поставщика.

2. Закрытый электронный конкурс вы можете провести только в случаях, указанных в ч. 13 ст. 24 Закона N 44-ФЗ. В их числе закупка услуг по страхованию, транспортировке, охране ценностей Госфонда России. Дополнительно Правительство РФ может установить случаи, когда закрытый электронный конкурс проводится:

  • при закупках для федеральных нужд, которые являются гостайной;
  • при закупках, сведения о которых составляют гостайну. Они должны содержаться в документации о закупке или в проекте контракта.

Закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика удобно для заказчика, поскольку:

  • не нужно оформлять извещение о закупке. Исключение  закупка товара, проводимая в электронной форме по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
  • в ряде случаев можно заключить контракт в соответствии с Гражданским кодексом РФ без учета отдельных требований Закона N 44-ФЗ.

Заключить контракт с единственным поставщиком можно, если проводится закупка:

  • по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры по п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
  • Процедура считается несостоявшейся, в частности, если одна заявка была подана изначально или осталась по результатам процедуры, а также не было подано ни одной заявки;
  • до 600 тыс. руб. по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Такие закупки разрешено проводить в ограниченном годовом объеме. При этом возможно два варианта расчета годового объема закупок:

  • до 2 млн руб.
  • до 10% СГОЗ, но не более 50 млн руб.

Не рекомендуем проводить такую закупку на всю допустимую общую сумму в начале финансового года. Если СГОЗ уменьшится, это может привести к нарушению ограничений для таких закупок и штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.

  • до 600 тыс. руб. по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Данное основание могут применять только отдельные категории заказчиков, в частности государственные или муниципальные образовательные организации, физкультурно-спортивные организации, дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремесел. При этом годовой объем закупок по данному пункту не должен превышать 5 млн руб. или 50% совокупного годового объема закупок и не должен быть более 30 млн руб.

Важно!
Закупку товара по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ вы можете провести в электронной форме на сумму не более 3 млн руб.;

  • в сфере культуры, спорта, науки и образования.

Все случаи таких закупок установлены в п. п. 10, 13-15, 17, 18, 26, 33, 35, 37, 44, 45, 60 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

  • по энергоснабжению, строительству, ремонту, недвижимости.

Все случаи таких закупок указаны в п. п. 8, 19, 22, 23, 29, 31, 32, 38, 39, 57 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

  • в сфере медицины и ликвидации последствий ЧС.

Такие закупки установлены в п. п. 8, 9, 28, 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. К ним относятся, например:

  • закупка услуг по хранению, ввозу или вывозу наркотических средств и психотропных веществ;
  • закупки для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности) и (или) ликвидации ЧС, для оказания гуманитарной помощи в случаях, когда применение конкурентных процедур нецелесообразно по времени.

В последнем примере важен следующий момент: закупка должна быть разовой и должна быть направлена, например, исключительно на устранение внезапно произошедшей аварии и ее последствий. Не выбирайте этот способ, когда вы можете прогнозировать и контролировать ситуацию;

  • в сфере госуправления, обороны.

Объекты таких закупок указаны в п. п. 3, 6, 7, 20, 21, 30, 40, 41, 46, 50 - 54, 56, 59 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Это могут быть работы по мобилизационной подготовке, закупка вооружения и военной техники у единственного производителя, закупка товаров (работ, услуг) диппредставительством РФ и т.д.;

  • по п. п. 1, 2, 11, 12, 16, 26, 36, 42, 47, 48, 49, 55, 58 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

К таким закупкам относятся, например:

  • закупки у субъектов естественных монополий и центрального депозитария;
  • закупки товаров у учреждений и (или) предприятий УИС.
  • закупки услуг по участию в мероприятии для нескольких заказчиков;
  • закупка материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва.

 

 

Образец примера обращения в ФАС России/strong> доступен  в системе КонсультантПлюс