Уже более 4 лет Севастопольская региональная общественная организация «Защита интересов граждан» реализует проекты в рамках конкурса Президентских грантов, оказывает бесплатную юридическую помощь и проводит консультации. Мы пообщались с директором организации и руководителем проектов Афанасьевым Антоном Олеговичем.

— Антон Олегович, расскажите, пожалуйста, о своем пути в профессии. Как вы пришли в Севастопольскую региональную общественную организацию «Защита интересов граждан»?
— Я живу и работаю в Севастополе с апреля 2014 года после событий Крымской весны. Приехал в Крым вместе с представителем уполномоченного по правам человека Российской Федерации Эллой Александровной Панфиловой и её доверенным лицом (на тот момент) Александром Владимировичем Молоховым с целью увидеть, как после воссоединения Крыма и Севастополя с Российской Федерацией на полуострове обстоит ситуация с правами человека. В Севастопольскую региональную общественную организацию «Защита интересов граждан» вступил весной 2015 года и уже в начале 2016 я её возглавил. Первой выявленной проблемой, над которой мы плотно работали совместно с Эллой Александровной Панфиловой, стала проблема получения гражданства. Значительное число жителей полуострова, проживающих долгое время в республике, на момент вхождения в состав РФ не имели крымской прописки. Для разрешения этой проблемы с гражданством мной был написан социально значимый проект на получение гранта президента РФ, который в дальнейшем получил финансовую поддержку от Общероссийского общественного движения «Гражданское достоинство». В октябре 2016 года по данной проблематике было получено судьбоносное решение Конституционного суда по делу Алексея Григорьевича Оленёва № 18П от 5 октября 2016 года. Оно в корне изменило сложившуюся в Крыму административную и судебную практику по части отказов предоставления гражданства людям, которые установили факт постоянного проживания на момент референдума, но им все равно отказывали в признании гражданами РФ, поскольку на момент референдума у них в паспорте не было прописки. Силами наших юристов и адвокатов эта порочная ситуация «сломалась» во благо более 100 тысяч жителей полуострова.

— Каковы основные направления деятельности организации?
— Организация занимается помощью в отстаивании защиты тех или иных прав, в основном, связанных с проблематикой вхождения полуострова в правовое поле РФ. Можно сказать, что наша деятельность заключается в том, чтобы на примере одного рассмотренного конкретного дела судебным порядком создать однозначную судебную и административную практику для большинства людей. Вся деятельность и ключевые проблемы изложены в наших проектах, которые мы предлагаем на рассмотрение Фонду президентских грантов -получаем поддержку в виде финансирования.Мы разрешаем многие системные вопросы и проблемы, которые касаются не одного человека, а нескольких тысяч. Одним из направлений деятельности организации также является решение проблем пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. В 2017 второе наше дело было рассмотрено Конституционным судом. Предыдущие инстанции отказывались в полной мере применять закон об особенностях пенсионного обеспечения отдельной категории граждан. Пенсионеру отказывали в улучшающих показателях, предусмотренных в законе, и не учитывали специальный трудовой стаж и пенсионные права украинского периода.Конституционный суд согласился с тем, что в части применения действующего законодательства были нарушены конституционные права нашего благополучателя. Еще одна категория пенсионных правоотношений, по которым мы получили определение КС в 2019 году,– это пенсионеры, которые получили гражданство через юридически значимый факт своего постоянного проживания. Пенсионный фонд отказывал им в применении 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Проблема заключается в следующем: 208-ФЗ принят законодателем с целью защиты пенсионных прав жителей Крыма и Севастополя, которые на момент референдума имели украинское гражданство. Для его применения в данном законе содержится норма, в частности, пункт 3 статьи 2, указывающая что факт постоянного проживания подтверждается исключительно только регистрацией в паспорте. Как раз последним решением КС от 5 декабря 2019 года по делу Малярчука А.Н. мы решили эту массовую проблему, которая затрагивает не менее 100 тысяч жителей полуострова. До этого людям с этой проблемой пенсионный фонд отказывал в назначении пенсии ввиду отсутствия страхового стажа, так как по российскому законодательству 400-ФЗ в страховой стаж включается только тот период работы, по которому осуществлялись отчисления в пенсионный фонд РФ. Закон 208-ФЗ, собственно, и был принят, чтобы данную ситуацию нивелировать и защитить пенсионные права жителей Крыма, ставших в 2014 году россиянами, в соответствии с Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Теперь его нормы будут применяться и включать украинский период и стаж работы в расчет, который позволяет значительно улучшить их пенсионное обеспечение. Еще одно массовое направление, затрагивающее, наверное, все регионы РФ, —это деятельность недобросовестных предпринимателей, которые навязывают многим гражданам услуги под предлогом о якобы необходимости замены приборов учета коммунального ресурса. Мы успешно разработали алгоритм, который позволяет на сегодняшний день взыскивать убытки с организаций, причиняющих гражданам «вред» от такой своей деятельности, который заключается в виде перерасчетов, начисляемых гарантирующим поставщиком ввиду несанкционированного вмешательства в работу приборов учета. По семи случаям в Севастополе эти убытки уже полностью возместили. Мы создали прецедент для демонстрации того, что можно «вредных» предпринимателей привлечь к финансовой ответственности и взыскать убытки в полном объеме. Сейчас мы пытаемся выйти в суд с заявлением о банкротстве таких организаций для того, чтобы также привлечь к субсидиарной ответственности их учредителей и руководителей для возмещения убытков всем потерпевшим от их деятельности. В этом направлении мы плотно работаем с Роспотребнадзором Севастополя и Уполномоченным по правам человека в г.Севастополе Павлом Юрьевичем Буцаем. Благодаря совместным усилиям деятельность таких предприимчивых организаций уже признана общественно вредной, в виде решений о привлечении их к административной ответственности. Поскольку у Роспотребнадзора уже аккумулировались административные штрафы, превышающие суммы в 1,5 млн по каждой«вредной» организации, уже возникает право обратиться в суд по признанию их банкротом, так как штрафы до сих пор не оплачены. Таким образом, мы создадим прецедент и доведем наш алгоритм до того, чтобы финансовую ответственность по возмещению убытков от такого рода «предпринимательской» деятельности по замене приборов учета коммунальных ресурсов несли учредители и руководители таких организаций.

— С 2017 года Ваша организация регулярно участвует и выигрывает в конкурсе Фонда президентских грантов. Кто может стать участником конкурса Фонда президентских грантов? Какие нюансы необходимо учесть при подаче заявки?
— Подать заявку может любая некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Необходимо сформировать цели и задачи проекта, которые намереваетесь достичь, и понять, какие инструменты для этого нужны. После чего оформить доступную форму заявки на сайте Фонда президентских грантов. Особых проблем в написании проекта нет. Главное — обосновать социальную значимость и необходимость вашей предложенной идеи и обосновать финансовые затраты, которые будут понесены в ходе её реализации. Они должны быть тоже мотивированными, обоснованными и не завышенными.

— Какие ещё источники финансирования есть у общественных организаций, помимо грантового конкурса?
— На сегодняшний день финансирование осуществляется исключительно за счет незначительного количества пожертвований в благодарность за работу членов организации.

— Сколько человек работает в Вашей команде? Какими качествами должен обладать человек, чтобы попасть в неё?
— У нас небольшой коллектив—6 членов организации. Наша дверь в части доступа к коллективу не совсем открыта. У нас не партия. Люди объединены одной целью достижения морального удовлетворения от полученных результатов нематериального характера, которое выражается в разрешении массовых случаев нарушения прав и свобод жителей полуострова. Мы эту функцию сейчас несем и выполняем.

— С какими вопросами чаще всего обращаются в ваш Центр?
— Большая часть связана с пенсионным обеспечением. Если ранее в 2016 и 2017 годах это были вопросы гражданства, то на сегодняшний день основная масса это пенсионное обеспечение.

— Каковы результаты работы центра на сегодняшний день?
— Три наших дела были рассмотрены Конституционным судом. Предложенные нами алгоритмы по борьбе с мошенниками, меняющими приборы учёта,в июле одобрил Верховный суд РФ. Более того, если говорить о последнем решении Конституционного Суда, в обосновании мотивировочной части, он использовал формулировки и материалы рассмотренных ранее дел наших проектов.

— Как вы можете оценить уровень правовой грамотности жителей Севастополя? Как она менялась за время вашей работы?
— Обращения поступают от разных людей.Но основная часть населения, наверное, не только в Севастополе, а по всей стране, имеют низкий уровень правовой грамотности. Люди не знают ни правил, ни законов, ни порядков, даже элементарно простого письменного заявления, обращения в тот или иной орган, который мог бы рассмотреть тот или иной волнующий человека вопрос. Отмечу, что когда люди приходят к нам впервые на консультацию или те, с которыми мы уже работали, в результате ознакомления с нашими материалами начинают лучше разбираться в вопросах их волнующих. В рамках нашего проекта мы также проводим открытые семинары по тем или иным вопросам, которые считаем достаточно актуальными в Севастополе. Положительная тенденция есть. Люди, обращающиеся к нам, начинают разбираться в некоторых вопросах и, по крайней мере,понимать.Количество слушателей на организованных нами мероприятиях не превышает 30-40 человек, поскольку основная часть наших благо получателей —это люди пожилого возраста, которым не всегда удобно их посещать ввиду здоровья. Вся наша просветительская деятельность проекта также ведется и освещается в средствах массовой информации и в интернет-источниках.

— Расскажите, какие цели ставит Севастопольской Региональной Общественной Организации «Защита Интересов Граждан» на ближайшее время.
— Это, опять же, разрешение вопросов пенсионного обеспечения отдельной категории жителей полуострова, по которым мы работаем с 2017 года и разрешения пока не получили. Это граждане, которые на 18.03.2014 г. уже будучи россиянами, постоянно проживали в Крыму и работали в воинских частях Российской Федерации гражданским персоналом. В 400-ФЗ «О страховых пенсиях» есть понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), влияющего на расчет и назначение пенсии по старости. Украинский период работы на полуострове данной категории людей при расчете ИПК этот страховой стаж не учитывается и, соответственно, отрицательно влияет на размер назначаемой пенсии. В 2009 году, когда существовал 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», где не было такого понятия как ИПК, возникла схожая проблема при выходе на пенсию по старости у российского гражданского персонала воинских частей РФ, дислоцированных в Республике Армения. Конституционный суд выносил определение по обращению Северо-Кавказского военного гарнизонного суда. По результатам рассмотрения Конституционный Суд указал на то, что вне зависимости от оплаты средств в пенсионный фонд РФ с доходов Россиян, полученных гражданскими служащими в воинских частях РФ, дислоцированных за предела
ми Российской Федерации — пенсионный фонд обязан таким гражданам включить период такой работы в страховой стаж при расчете и назначении пенсий. Поскольку в законодательстве изменился предмет, появился ИПК, мы хотим использовать судебную систему РФ и признать порядок, существующий по категории людей, которые работали в Крыму во времена Украины в воинских частях, имея гражданство России, чтобы им этот страховой стаж включался в расчеты ИПК в том числе. Это наша перспектива на год с лишним, так как разбирательства по таким делам длятся не менее года.