Международный день детского телевидения и радиовещания отметят во всем мире 4 марта. Он был введён ЮНИСЕФ (Международным чрезвычайным фондом помощи детям) в 1991 году.
Детское телевещание, в соответствии с теорией телевидения, – это «система направленных телепрограмм, адресованных самому юному поколению зрителей – дошкольного, школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель таких программ – всестороннее воспитание и образование детей и юношества».
Редакции газеты «Консультант Таврический» стало интересно, чем живет детское телевидение сегодня, как конкурирует с интернетом и какие телепередачи смотрят современные дети. С нами побеседовала редактор детско-юношеских передач на телеканале НТС (Независимое Телевидение Севастополя) – Дарья Петровна Кривонос.

Дарья, скажите, как обычно проходит День детского телерадиовещания на канале НТС?
Международный день детского телевидения и радиовещания большей степенью отмечается 1 июня – в Международный день защиты детей, хотя и в день самого праздника мы, конечно же, вспоминаем о его цели – защите прав ребёнка. Как отмечаем? Интересно! В Малой академии наук есть учебная телестудия журналистики «КЛАСС-ТВ», с которой мы сотрудничаем на протяжении трёх лет. Как это происходит? Мы приглашаем ребят, посещающих этот кружок, и предлагаем им ощутить себя настоящими журналистами: дети возрастом от 6 до 16 лет ведут новостные передачи, выезжают на съёмки, пишут стендапы, вместе с журналистами создают свой текст, начитывают его. Знаете, рассказывая об этом, я сразу вспоминаю о маленьком мальчике по имени Тамерлан, который бесподобно начитывал свои тексты.
Некоторые ребята увлекаются видеосъемкой, уже пытаются самостоятельно снимать репортажи. Поэтому для них это не только очень интересно, но и полезно, если они в будущем видят себя профессиональными журналистами.

Расскажите, какие детско-юношеские телепередачи вы транслируете?
На сегодняшний день на телеканале НТС транслируются четыре передачи для детей и подростков: «Лукоморье», «Прекрасное далёко», «У матроса есть вопросы!» и «Проект 17.83». Расскажу о каждой из них поподробнее.
«У матроса есть вопросы!» – передача снимается уже в течение пяти лет и направлена на знакомство детей с Крымом и Севастополем. В ней мы рассказываем о городах полуострова, музеях, улицах, набережных, достопримечательностях. Выходит передача каждый день, оригинальная версия – по пятницам.

Матрос Сева (Людмила Суханова) и Максим Давыдов — передача «У матроса есть вопросы!»

Передача состоит из трёх блоков: в первом матрос Сева (кукла) и ведущий Максим Давыдов приветствуют зрителей и беседуют на заданную тему. Во втором блоке –  «Телезнайке» – мы проводим своеобразный блиц для детей (например, недавно темой для этого блока был Музей денег в Феодосии – мы спрашивали у ребят, откуда появились деньги, кто такие нумизматы), Третий блок мой авторский – в нём Даша-добрых дел мастер преподаёт рисование гуашью, акварелью. В итоге получается журнальный тип передачи, что даёт возможность детям быстро переключаться с рубрики на рубрику. Словом, мы не даём заскучать!
«Проект 17.83» посвящён истории легендарного Севастополя, его героям, почётным гражданам. Например, передачи этого проекта были посвящены тем, кто запечатлел историю – фотографам Севастополя, маршрутам первого троллейбуса, мы рассказывали ребятам о том, где находилась первая городская больница и т.п. Целевая аудитория этой телепередачи – не малыши, а подростки, и материалы рубрики используются в школах на уроках Севастополеведения.
«Прекрасное далёко» – это новая передача, в которой дети рассказывают о кружках, студиях, секциях, которые можно посещать в Севастополе. Особенно интересен проект тем, что рассказ ведётся от первого лица, то есть его участники – дети. Они рассказывают о своих достижениях, о том, почему решили посещать именно этот кружок, чего можно добиться в том или ином виде спорта или искусства. Среди снятых нами программ – сюжеты о скалолазании, технике оригами, театральной студии, студии балета.

Мушка (Светлана Кравченко) и учёный кот Котофей (Ольга Франк) — передача «Лукоморье»

Проекту «Лукоморье» уже 6 лет. «Лукоморье» – передача для детей, в которой ведущими являются актеры. Они рассказывают обо всём на свете! Главный герой, учёный кот Котофей, вместе с Пеппи ведёт уроки математики, письменности, природоведения. Бывает в гостях у Котофея и Данила-Мастер, который известен ребятам рассказами о необыкновенных камнях: юные зрители могут узнать об их интересных свойствах и послушать красивые легенды. Выходит «Лукоморье» в субботу и воскресенье.

Какие задачи решает детское телевидение?
Задача детского телевидения – образовательная. И в первую очередь, наш творческий коллектив выступает за чистоту языка. В сценарий мы никогда не вставляем новомодные словечки, жаргон. Я считаю, что правильная, грамотная речь – это очень важно для ребёнка. Не зря говорят: «Чистая речь, чистая душа».
Несмотря на то, что детей сейчас увлекает всё новое, модное, интересное и оперативное – мы стараемся держать планку литературного языка и не переходить черту. На ум приходит телеканал «Культура». Часто ли вы его смотрите? А вот там говорят красиво и правильно. И мы, в свою очередь, учим легко, грамотно и весело!
Ещё один момент. Никаких shot-видео! Конечно, детям сложно сосредоточиться и не заскучать на передаче, которая длится час и более. Но и короткие видеофрагменты никакой пользы не принесут: информация быстро забудется, плохо запомнится. Мы всегда стараемся найти «золотую середину» в длительности передач. Посмотрите несколько наших детских  программ и вы сами в этом убедитесь!

Дарья, расскажите об особенностях работы на телевидении.
Над каждым проектом на телевидении работает большое количество людей. Например, передачу «У матроса есть вопросы!» придумала я. Но со мной в команде трудятся сценаристы, продюсеры, иллюстраторы, актёры. Я работаю над созданием тем, образов и продвижением их в эфир. Остальная часть команды – над текстами и художественным воплощением идеи. На мой взгляд, особенно вдохновлённым должен быть сценарист! (улыбается). У него очень ответственная задача – смысловое наполнение эфира.
Нашей команде – и особенно мне, как редактору – всегда приятно, когда после передач люди звонят, говорят «спасибо». Многие даже присылают мне свои рисунки. Кстати, обратная связь исходит не только от детей, но также от бабушек!

«Дети из Малой академии наук были очень удивлены тому, что кукла Сева в передаче – это, оказывается, тётя, которая к тому же ещё сидит под столом! Что тут скажешь? Детям можно позавидовать – они искренне верят в сказку!»

 

Дарья, давайте представим, что читатель впервые слышит о детских телепередачах канала НТС. Приведите пару примеров интересных сюжетов.
Как-то праздник 8 марта в телепередаче «У матроса есть вопросы!» мы связывали с Элизабет Крейвен. Да, рассказывали детям об этой британской шпионке, которая, к тому же,  дала скрупулезное  описание  Крыма конца XVIII столетия. Еще накануне международного женского дня рассказывали о крымских амазонках. Вы знали, что в Керчи сохранился знаменитый рельеф с изображением этих женщин? Советую поискать в видеоархиве на нашем сайте или на «YouTube» эту очень интересную передачу! Поверьте, полезно посмотреть будет не только детям, но и взрослым.
Еще мы планируем продолжить серию передач, посвящённых 80-летию экспедиции Ивана Папанина, который родился в Севастополе.

«Вспоминаются сразу две курьёзные ситуации. Первая: я делала поделку, и нужно было имитировать снег с помощью гречневой крупы. В процессе съемки я говорю: «А сейчас берём… гречневую кашу и посыпаем!». Вторая: я мастерила цыпленка из бумаги и так увлеклась, что у меня получилась птица с четырьмя лапками. Хорошо, что это был не прямой эфир!»

 

Дарья, как регулируется вопрос съёмки детей в правовом аспекте?
Правовой аспект очень важен в работе редактора детских телепередач: не нарушать права ребёнка. Чего это касается? Каждый родитель подписывает согласие на съёмку его чада. Существует закон о Защите персональных данных, согласно которому без разрешения человека публиковать его фото и видеоматериалы запрещено. В нашем случае необходимо разрешение со стороны родителей или законных представителей. Над формой этого разрешения работал наш юрист. Вопрос этот согласовывается заранее. Нет документов – нет ребенка-респондента. У нас с этим очень строго. Хочу сказать, что за семь лет работы редактором детских телепередач я ни разу не столкнулась с протестом со стороны родителей. Наоборот, родителям очень нравится видеть своего ребенка на экране телевизора.

Дарья, как началась ваша профессиональная деятельность на телевидении?
В первую очередь скажу, что мне очень нравится моя работа. Я выросла в маленьком городке Антрацит, в котором существовал маленький канал «Антел». По нему транслировались новости и программа в стиле «Доброе утро». Будучи школьницей, я пришла к ним со своими наработками и идеей новой передачи, чему сотрудники канала, конечно же, были очень рады. Я начала вести уроки рисования на телевидении.
Я окончила художественную школу, а по образованию – график-дизайнер. Когда мне было 16 лет, я уже преподавала рисование в студиях изобразительного искусства.  С детьми я всегда общаюсь на равных, вот как сейчас с вами. Согласитесь, общаясь с людьми очень важно соблюдать субординацию. А дети они ведь как маленькие взрослые. С ними все серьёзно – никаких «хи-хи» и «ха-ха»! Например, мой коллега Дмитрий Фомин всегда обращается к детям на «Вы», называет полное имя. Ребёнка, его мнение, интересы надо уважать, и он обязательно ответит вам тем же.

Даша-добрых дел мастер (Дарья Кривонос) в передаче «У матроса есть вопросы!»

 

Детское телевидение в современном мире конкурирует с интернетом. Как позиционировать себя, чтобы оставаться востребованным?
У ребёнка интерес один – развиваться. Ребёнок очень зависит от взрослого, соответственно, его развитие зависит от того, как к этому относятся взрослые. Начиная от того, что смотреть, сколько смотреть, какие выводы делать. Как к этому относятся родители – читать книги или играть в гаджеты – так и будет поступать ребёнок. Я – за развитие! Не оставляйте детей наедине с планшетом, потому что в будущем вы будете ребёнку не нужны.
Наши передачи дети смотрят в основном с родителями. В силу того, что они образовательные, могут встречаться новые слова, факты, а объяснить их может мама или папа. И в этом тоже заключается образовательная функция детского телевидения. Потому что вместе с детьми много нового узнают и сами родители. А что ещё так сближает, как совместный поиск интересной информации?
Совместно с детьми я провожу уроки рисования в школе, в художественных студиях. Я объясняю им азы рисования: начиная с того, как правильно держать кисть, что полезно делать для развития моторики руки. Вы знали, что для того, чтобы детская ручка уверенно держала кисть, нужно много вырезать ножницами из бумаги? Возьмите альбом, нарисуйте линии и пусть ребёнок старается их вырезать. Также могу рекомендовать наносить краску на ручки, делать отпечатки на бумаге. Кстати, в такой технике можно сделать огромное количество зверей.
Развивайтесь вместе с детьми! А телеканал НТС поможет вам в этом!