18 декабря, ровно за три месяца до выборов Президента, в России стартовала избирательная кампания.
В интервью нашему изданию председатель Севастопольской городской избирательной комиссии Александр Юрьевич Петухов рассказал, как Севастополь готовится к выборам, для чего на избирательных участках будет вестись видеонаблюдение и что нужно сделать избирателю, чтобы проголосовать в другом городе или регионе.

Здравствуйте, Александр Юрьевич. Как проходит подготовка к выборам Президента Российской Федерации?
На сегодняшний день ЦИК России (далее – ЦИК – Прим.ред.) завершила первый этап избирательной кампании – этап выдвижения и регистрации кандидатов
До 31 января все выдвинутые кандидаты должны были представить в ЦИК документы на регистрацию, включая подписные листы с подписями избирателей в свою поддержку. Кандидату от политической партии, не имеющей представительство в Госдуме РФ, необходимо было собрать 100 тысяч подписей избирателей, самовыдвиженцу – 300 тысяч подписей. В течение десяти дней ЦИК проверяла необходимые документы и принимала решение о регистрации либо об отказе в регистрации кандидатов.
Нашей основной задачей на подготовительном этапе стало максимально широкое информирование жителей Севастополя о том, что избирательная кампания – это важнейшее внутриполитическое событие Российской Федерации, и напоминание, что жители Севастополя выбирают Главу российского государства впервые. Это, мне кажется, очень важно и значимо с исторической точки зрения, поэтому я полагаю, что каждый севастополец, имеющий право голоса, сочтёт своим долгом принять участие в выборах Президента Российской Федерации.
Второй этап – это период мощной агитационной кампании. Он стартует во второй половине февраля. Проводить агитацию кандидаты могли и раньше, но только двумя способами: встречи с избирателями и распространение печатных материалов. На следующем этапе они смогут проводить агитацию на теле- и радиоканалах, в печатных изданиях.

Избирательная комиссия может регулировать или ограничивать предвыборную агитацию, если она нарушает закон?
Может. В основном, вопросы, связанные с регулированием, отнесены на уровень ЦИК, а за избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, прежде всего, закреплена функция контроля за соблюдением правил проведения агитации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом отношении мы будем контролировать законность размещения тех или иных агитационных материалов в пространстве города Севастополя.
Если материал планируют распространять на всей территории России, его предварительно направляют в ЦИК, если на территории только нашего города – нам. Мы проверяем наличие в нём всех необходимых выходных данных и контролируем, в какой момент времени этот материал стал распространяться на территории Севастополя. Если после того, как материалы представили в Севизбирком – это правильно, если до – мы тут же принимаем определённые меры. Здесь всё так же, как было на губернаторских выборах – образец агитационного материала необходимо представить в избирательную комиссию не менее чем за два дня до распространения.

На Вашем сайте в интернете размещено объявление о наборе волонтёров. Что будет входить в обязанности добровольных помощников?
Этому аспекту мы придаём большое значение, потому что треть избирателей Севастополя – люди пенсионного возраста. У кого-то из них есть инвалидность, а кому-то просто сложно сориентироваться на избирательном участке самостоятельно. На выборах губернатора волонтёры работали примерно на половине участков, и этот опыт оценили крайне позитивно.
Мы хотим, чтобы на выборах Президента Российской Федерации группы молодых ребят работали на всех 180 избирательных участках. И чтобы на каждом таком участке было, по меньшей мере, по два волонтёра.
Если человеку сложно передвигаться, либо он слабовидящий, волонтёры помогут ему получить избирательный бюллетень и проведут к месту голосования. Иными словами, окажут всю возможную и невозможную помощь пожилым людям и инвалидам, чтобы они смогли реализовать своё право в максимально комфортной обстановке. Основные функции волонтёров – помощь и поддержка. Понятно, что действовать они будут ненавязчиво. Если человек откажется от помощи, настаивать никто не станет.

Каким требованиям должны отвечать соискатели, чтобы оказаться в числе волонтёров?
Все ребята, которые имеют активную жизненную и гражданскую позицию, но ещё не вступили в избирательный возраст, смогут принять участие в выборах в качестве волонтёров. Мне кажется, это будет важно для них. Волонтером может стать молодой человек в возрасте от 16 лет.

Вы уже сформировали группу волонтёров?
Ещё нет. Сейчас мы активно принимаем заявки и работаем с высшими и средними специальными учебными заведениями. Набор в волонтёры продолжается до 1 марта, поэтому сейчас он в самом разгаре. Для обеспечения работы участков нам нужно 360 человек, но мы планируем набрать около 400 на случай, если кто-то заболеет или не сможет присутствовать по иной причине. Должна быть «скамейка запасных».
Когда команда будет набрана, мы обсудим, какие избирательные участки будут удобны для каждого – принудительного распределения не будет.

Волонтёрское движение – это ведь ещё и своего рода популяризация выборов среди будущих избирателей.
Прямой  устойчивой связи здесь, как мне кажется, нет, потому что волонтёры – это люди с уже сформировавшейся жизненной позицией. Менее активная часть молодёжи в волонтёры не записывается, но с ними мы работаем другими способами – например, проводим встречи, разъясняем значение и важность выборов.

Ранее Вы говорили о том, что граждане теперь смогут голосовать не только по месту регистрации, но и по месту фактического нахождения. Что необходимо сделать избирателю из другого региона, чтобы проголосовать в Севастополе?
Действительно, теперь граждане смогут проголосовать по месту нахождения. Ранее существовал институт голосования по открепительным удостоверениям. Если человек знал, что в день голосования будет находиться не дома, ему нужно было получить по месту жительства открепительное удостоверение, чтобы принять участие в выборах на любом избирательном участке. Проблема состояла в том, что большинство людей, живущих не по месту регистрации, живут там длительное время. Таким образом, человеку приходилось за 45–25 дней до дня голосования ехать к себе домой, получать в участковой комиссии открепительное удостоверение, а потом возвращаться обратно. А это и время, и затраты. Страна большая, и если ты строишь космодром где-нибудь на Дальнем Востоке, особо не налетаешься. В итоге получалось, что люди годами не участвовали в выборах не потому, что они этого не хотели, а потому, что у них не было реальной возможности реализовать своё право.
Теперь институт открепительного удостоверения отменён, и это дает возможность каждому проголосовать там, где ему удобно. С 31 января по 12 марта у человека будет возможность прийти в ближайшую территориальную избирательную комиссию или любое подразделение МФЦ и подать заявление о своём желании проголосовать по месту нахождения с указанием конкретного избирательного участка. Это можно сделать даже через портал «Госуслуги».
Система избирательной комиссии отрабатывает это заявление, исключает заявителя из списка избирателей по месту жительства и включает в список по месту нахождения. Никаких затрат при этом избиратель не несёт. Кроме того, если до 25 февраля заявление можно будет подать только в территориальных комиссиях или МФЦ, то после – ещё и в участковых избирательных комиссиях.

Почему эту реформу удалось реализовать только сейчас? Это вопрос технологических возможностей?
Единая централизованная база избирателей существует уже достаточно давно. Другое дело, что до нынешнего состава ЦИК никто об этом, наверное, не задумывался. Всё время говорили о том, что институт открепительного удостоверения ущербен, но никто не принимал никаких решений.
Это не вопрос технологических возможностей, но его реализация потребовала новых затратных решений на уже имеющемся информационном ресурсе в рамках Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Задача «Мобильный избиратель» – так она теперь называется – на этапе создания была весьма затратной, но сегодня она функционирует, и программа эта комплексная. Например, если вы зайдёте на сайт ЦИК или на сайт Севизбиркома, вы найдёте там кнопку «Избирательные участки на Яндекс.Картах» и подберёте среди них ближайший к вам. Это также было реализовано в рамках данной программы.

В день выборов СГИК обеспечит отдельным гражданам возможность проголосовать на дому. Если севастополец по какой-то причине не может посетить избирательный участок самостоятельно, как именно ему следует сообщить Вам об этом?
Избирателю нужно не позднее 14:00 в день голосования устно или письменно, лично или через своего представителя уведомить участковую избирательную комиссию о своём желании проголосовать на дому. Но мы пытаемся получать такую информацию и самостоятельно благодаря Пенсионному фонду и Департаменту труда и социальной защиты населения. На момент проведения выборов губернатора у нас в городе было порядка 20 тысяч таких людей, из них инвалидов I и II группы – 9 500 человек.
Тогда мы не только ждали, что люди сами изъявят желание проголосовать на дому. Мы поставили задачу членам участковых избирательных комиссий дойти до каждого избирателя и спросить, как ему удобно проголосовать – на избирательном участке или у себя дома. Этим мы помогаем человеку реализовать свое активное избирательное право.
У нас уже был подомовой обход в рамках первой информационной волны. Тогда мы разносили севастопольцам поздравительные открытки с Новым годом и Рождеством Христовым, заодно интересовались у жильцов, есть ли в их доме люди с ограниченными физическими возможностями и необходимо ли прийти к нему в день выборов. Такого рода устных пожеланий мы уже получили более 4 тысяч.

 

Куда следует обращаться тому, кто не нашёл себя в списках избирателей непосредственно в день голосования?
Такое бывает. Несмотря на то, что мы постоянно совершенствуем списки наших избирателей, мы предполагаем, что какое-то число людей по определённым причинам не будет включено в эти списки. Допустим, на губернаторских выборах у нас таких избирателей было около 6 тысяч. Это, в принципе, не катастрофа, поскольку это всего лишь 2 процента от общего числа избирателей, но мы стараемся, чтобы неучтённых людей с каждым разом становилось всё меньше.
Для таких людей предусмотрена возможность быть включёнными в список избирателей дополнительно. Если члены участковой избирательной комиссии убеждаются в том, что это действительно их избиратель, и в том, что его фамилии действительно нет в списке избирателей, он включается в дополнительный список избирателей на основании личного заявления и паспорта со штампом о регистрации по месту жительства в пределах границ избирательного участка. Бывает и так, что избиратель ошибается участком, с учетом того, что в одном здании могут находиться сразу несколько избирательных участков.
Иными словами, возможность проголосовать получат абсолютно все жители города, обладающие таким правом.

Одним из нововведений, которое будет использоваться на избирательных участках, станет видеонаблюдение и трансляция изображения в сети Интернет. В каких случаях это может пригодиться?
Видеонаблюдение используется для решения комплекса вопросов. Первое – достижение максимальной открытости процесса голосования. Благодаря трансляции изображения осуществлять фактический общественный контроль смогут не только наблюдатели, члены избирательной комиссии или представители СМИ, но и каждый из нас.
Второе – возможность разрешения спорных ситуаций. Если в ЦИК поступает та или иная жалоба, она может обратиться к этим записям (они имеют определённый срок хранения) и разобраться в ситуации. Таким образом, запись даёт возможность не только установить нарушение, но и оценить его, потому что нарушения бывают разные – и пустяковые, и те, которые позволяют поставить под сомнение результаты волеизъявления избирателей на том или ином участке. В сентябре у нас подобных случаев не было, но в целом по стране были – итоги голосования на ряде избирательных участков признали недействительными.
И третья позиция. Мы все учимся, и даже если в целом всё прошло хорошо, можно посмотреть и проанализировать, как проходили выборы на том или ином избирательном участке. Затем определить, насколько избирательный процесс был технологически разумен, нет ли необходимости усовершенствовать что-либо. Таким образом, это, среди прочего, инструмент работы над ошибками.
Я всегда говорю, что наша основная задача – сделать так, чтобы никаких спорных ситуаций на избирательных участках не возникало в принципе, и надеюсь, что в Севастополе именно так и будет. Как я уже говорил, 10 сентября, в день выборов губернатора, у нас не было ни одного заявления или жалобы, что чьи-то права нарушались.

На каких ресурсах можно будет увидеть эти трансляции?
На сайте ЦИК, так как она является оператором данного процесса. Хочу отметить, что трансляция изображения в сети Интернет у нас будет вестись со 143 избирательных участков. Это очень большой процент по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Больший процент будет только в Москве, потому что там это используется давно. Напомню, что всего в Севастополе 182 избирательных участка, притом что два из них – в госпитале и больнице, а там видеонаблюдение запрещено по определению.

Будут ли ещё какие-то новшества?
Да. На 86 избирательных участках будут установлены комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ-2017). КОИБ – это стационарный ящик с «головой» сканирующего устройства. Избиратель опускает в него заполненный бюллетень, а устройство самостоятельно считывает данные и фиксирует их. До окончания голосования вся информация остаётся во внутренней памяти устройства. На основном экране ведётся подсчёт бюллетеней, что исключает возможность, например, опустить туда сразу два бюллетеня.
В 20:00, когда закончится голосование, нам останется только нажать кнопку и получить технический протокол. То есть, уже в 20:15 у нас будут итоги голосования на этом участке. Понятно, что нужно будет ещё провести работу со списками, заполнить «голову» протокола и так далее, но общее число и соотношение голосов мы сможем получить сразу.
По нашим подсчетам, на избирательных участках, оснащённых КОИБ, зарегистрировано 62 процента населения города. Таким образом, примерно в 20:15 мы будем знать, как проголосовали две трети севастопольцев. Неплохо, согласитесь.

Насколько активно эти комплексы используются в других регионах и давно ли они существуют в России?
По всей Российской Федерации КОИБ 10 тысяч. Из них 86 у нас, представляете? Процент, как Вы понимаете, очень высокий. В России они существуют с начала 2000-х годов. Сейчас мы используем КОИБ уже третьего поколения.

Результаты, полученные КОИБ, часто оспариваются?
Оспаривается у нас всегда и всё, потому что победитель один, а проигравших много.
Нами предусмотрена возможность проверки работоспособности этого устройства. Примерно с 10–15 февраля мы развернём в фойе Заксобрания и Правительства города Севастополя стандартные комплекты комплексов обработки избирательных бюллетеней с информационными плакатами, на которых будет написано, что это такое и как это работает.
Примерно за неделю до выборов мы проведём крупное презентационное мероприятие для представителей СМИ, где они смогут увидеть, как функционируют КОИБ, и убедиться в том, что «мозги» КОИБ считают правильно. Мы распечатаем бюллетени, и каждый сможет поставить там галочку. Фамилии кандидатов, конечно, будут вымышленные, но технически всё будет так же, как и в день выборов. Мы зафиксируем результаты, которые нам выдаст КОИБ, затем вскроем его, пересчитаем бюллетени вручную и сверим данные. И сделаем это не один раз, а два или три. Все эти технологии, в том числе, описаны на сайте ЦИК, и с ними можно ознакомиться.

Давайте обратимся к недавнему прошлому – выборам губернатора, прошедшим осенью минувшего года. Севастополь имеет репутацию особого города – гордого и принципиального. Прослеживается ли эта специфика в избирательном процессе?
Мне кажется, подтверждением принципиальности людей и того, что они стремятся к справедливости, является то, что у нас, в сравнении с другими регионами, значительно меньше нарушений, которые происходили на избирательных участках в момент голосования. Тяга к справедливости, с одной стороны, заставляет людей более внимательно за всем наблюдать, а с другой – повышает дисциплину самих избирателей, не позволяя им предпринимать те или иные противоправные действия. Иными словами, чувство справедливости не позволяет преступить закон и самому человеку, который это чувство испытывает.
Если ты хочешь справедливости к себе, ты должен быть законопослушным и сам. Мне кажется, этот баланс и позволяет нам выглядеть очень достойно в своих глазах и в глазах избирателей, которые наблюдают за нашими действиями.